Дорогу изменениям

Олег Алексеев
3 марта 2008, 00:00
  Юг

Ростовской компании «Мэверик» удалось расширить свой бизнес с одной авиакассы до филиальной сети в пяти городах России с более чем 30 точками продаж. Это — пример малого предприятия, которое благодаря способности к совершенствованию технологии работы смогло сделать шаг на федеральный рынок

Ростовская компания «Мэверик» открылась зимой 1998 года как туристическое агентство. Тогда это было всего лишь одно из многих предприятий малого бизнеса в области туризма. «Спустя некоторое время после начала работы стало очевидно, что успешно работать тольков туристической сфере на таком конкурентном рынке, как ростовский, будет очень непросто. Поэтому мы решили открыть точку продаж авиабилетов. Работали я и напарник», — рассказывает генеральный директор компании Иван Непейвода.

Сегодня точки продаж «Мэверика», кроме Ростова, существуют в Москве, Казани, Краснодаре и Сочи. Компания входит в международную ассоциацию авиаперевозчиков и агентов IATA. В её штате более 150 человек.

Каким образом компании удалось не только выжить на конкурентном рынке, но и столь существенно расширить свой бизнес, перешагнув далеко за пределы округа?

«Рынок туризма десять лет назад можно было назвать перенасыщенным, — говорит Иван Непейвода. — Зато ни одна из известных мне компаний не осуществляла тогда безналичную продажу авиабилетов с доставкой. Эта услуга оказалась более чем востребована среди юридических лиц. Как только появилась возможность наладить агентские отношения с РЖД, мы начали продавать и железнодорожные билеты». Особенностью схемы работы стало предоставление при продаже билетов всех необходимых первичных документов для учёта издержек — это уменьшает налогооблагаемую базу клиентов. Кроме того, запросы рынка вызвали к жизни всё большее количество дополнительных услуг по организации полноценных бизнес-путешествий: бронирование номеров в гостиницах, трансфер, прокат автомобилей.

Постепенно именно продажа билетов и сопутствующие ей услуги стали основным бизнесом компании. Стоит отметить, что сама последовательность продажи авиабилетов от заказа и онлайн-бронирования до своевременной доставки и учёта документов представляет собой довольно непростую цепочку бизнес-процессов с использованием специальных каналов связи. «Мэверику» удалось наладить бесперебойную работу этой многоходовой цепочки, в которой задействованы многие сотрудники, обладающие разным уровнем квалификации и дополняющими друг друга компетенциями. Кроме того, компания, предлагающая авиабилеты, должна сформировать оптимальный портфель агентских соглашений с перевозчиками, отвечающий рыночному спросу.

«Все бизнес-процессы, необходимые для полного цикла организации делового путешествия, требуют энергичного и квалифицированного участия команды сотрудников, — поясняет г-н Непейвода. — Кроме того, рост компании и изменения на рынке приводят и к изменению технологий. Например, сейчас мы всё активнее работаем с электронными билетами и заказами через интернет. При этом клиенты получают всё те же преимущества безналичного расчёта и отражения издержек в бухгалтерской отчётности. Мы постоянно оптимизируем бизнес-процессы».

Для предприятия, находящегося в процессе постоянных изменений и оптимизации своей деятельности, основная проблема — это кадры. «Несмотря на большую текучку, в нашей команде по-прежнему работают сотрудники, стоявшие у её истоков. Однако кадровые изменения заставляют нас автоматизировать максимально возможное количество задач», — отмечает глава «Мэверика».

Другим вызовом для растущей компании является выход на новые рынки. Требования клиентов в других городах часто имеют свою специфику. Поэтому на первом этапе работы в новом городе «Мэверик» предоставляет услуги на том уровне, который может гарантировать. Такой подход позволяет сразу занять определённую, для начала — небольшую, нишу. Затем компания стремится распространить более высокие стандарты клиентских требований на всю сеть. Это стимулирует постоянное повышение качества услуг и создаёт стабильную и постоянно растущую клиентскую базу.

Важным фактором своего развития в «Мэверике» считают способность к непрерывному изменению набора технологий и к использованию накопленного опыта при решении новых задач. Ведь именно наличие дополнительных услуг и их высокое качество — это основной фактор, создающий стоимость для клиентов в нише, выбранной «Мэвериком». «Рынок, на котором мы работаем, становится всё более конкурентным. Но мы не занимаемся копированием пакетов услуг и пристальным анализом деятельности конкурентов, — признаётся Иван Непейвода. — Необходимо ориентироваться на изменение требований клиентов. Клиентские запросы всегда растут, и мы просто следуем за ними».

«Мэверик» — предприятие новой экономики, основные черты которой — постоянное совершенствование технологий, работа по каналам связи, автоматизация сервиса, привлечение клиентов за счёт качества услуг. Далеко не все малые предприятия, которые склонны охотиться за быстрыми деньгами, в состоянии эти принципы последовательно претворять в жизнь, но, если удаётся, они могут расти, сохраняя конкурентоспособность на рынках чужих территорий.

Ростов-на-Дону