Общая сумма инвестиций в проекты в течение 3–5 лет составит около 3 млрд долларов. Ожидается, что вывод на рынок высокорентабельных материалов не только расширит долю производителей в этих сегментах, но и сделает, к примеру, «ЕвроХим» российским монополистом и мировой величиной в области производства меламина.
За последние два года в погоне за конкурентоспособностью многие ведущие предприятия химической отрасли России объявили о начале масштабной модернизации своих активов и выводе на рынок новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Серьёзные средства в развитие и наращивание мощностей вкладывают «Нижнекамскнефтехим», «Сибур», «Тольяттиазот», «Метафракс», «Уралкалий», «Сильвинит» и др. В ЮФО в прошлом году ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» в Будённовске запустило завод по производству полипропилена мощностью 120 тысяч тонн в год, потратив на это, по утверждению его гендиректора Алексея Смирнова, 5,6 млрд рублей. Заявленные проекты позволяют говорить о начале заметного обновления отрасли, остро нуждающейся в инвестициях.
Меламин с солью
Ещё более амбициозные и далеко идущие планы связывает с ЮФО один из лидеров отрасли — МХК «ЕвроХим». Как сообщил «Эксперту ЮГ» начальник управления общественных и корпоративных связей холдинга Владимир Торин, его компания начинает «самые масштабные в отрасли инвестиции в производство за последние несколько десятилетий», которые превысят 2 млрд долларов. Практически все они пойдут на налаживание производства меламина на «Невинномысском азоте» (дочернее предприятие «ЕвроХима», Ставропольский край) и строительство Гремячинского горно-обогатительного комбината (Волгоградская область) по добыче калийной руды.
В советское время меламин как ценное сырьё для получения многих экологически безопасных полимерных соединений (пластмасс, лаков, клеев, может служить заменителем ПВХ) с высокой механической прочностью, пригодных для использования в деревообрабатывающей, лакокрасочной, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, производился только на Ванадзорском заводе «Рубин» (Армения), выпускавшем 20 тысяч тонн в год и практически полностью удовлетворявшем потребности СССР в этом продукте. Однако землетрясение 1988 года разрушило предприятие, которое не восстановлено до сих пор.
По мнению аналитика Академии конъюнктуры промышленных рынков (АКПР) Михаила Данилова, после развала Союза Россия только экспортировала меламин, так как строить химзавод, если потребности в его продукции составляют менее 20 тысяч тонн в год, нерентабельно, а в пореформенные времена на фоне общего экономического кризиса в стране от этой затеи и вовсе отказались.
По оценкам аналитико-консалтинговой компании CREON, объём импорта меламина в Россию сегодня достигает 10–11 тысяч тонн при потребности порядка 20 тысяч тонн. В то же время эксперты ОАО «НИИК» (первый лицензиар технологии по выработке меламина) утверждают, что часть меламина просто не учитывается официальной таможенной статистикой, и отечественные переработчики на самом деле ежегодно потребляют не менее 20 тысяч тонн. По прогнозу аналитиков компании, к 2010 году их потребности вырастут до 43,5 тысячи тонн, к 2015 году — до 54,4 тысячи тонн (с учётом стран СНГ — 80 тысяч тонн).
Как сообщили «Эксперту ЮГ» в «ЕвроХиме», по прогнозу его экспертов, в случае запрещения использования в деревообработке фенольных смол (как это уже сделано в Европе) ёмкость российского рынка меламина может вырасти в несколько раз.
По мнению г-на Торина, налаживая производство меламина в Невинномысске, холдинг, с одной стороны, хеджирует свои риски в случае снижения мировых цен на азотные удобрения («ЕвроХим» производит 10% всего объёма российских азотных удобрений), с другой — страхуется от повышения таможенных пошлин на их экспорт (3% всего мирового экспорта).
В середине мая руководство холдинга подписало три первых контракта с ведущими европейскими производителями на разработку проекта и строительство установок по выработке меламина на «Азоте» общей суммой 95 млн евро. Два из них (92,6 млн евро) заключены с немецкой Lurgi на разработку рабочего проекта и поставку оборудования для производства меламина. Третий (2,4 млн евро) — со швейцарской Urea Casale на предоставление лицензии и разработку базового проекта установки. Согласно контрактам, мощность установки составит 50 тысяч тонн в год, пуск её в промышленную эксплуатацию намечен на 2011 год. Общая стоимость проекта — 184 млн евро.
Выбор «Азота» в качестве производителя меламина Владимир Торин объяснил тем, что предприятие выпускает 95% карбамидно-аммиачной смеси в РФ (карбамид — сырьё для производства меламина), и внедрение установки именно в Невинномысске наиболее естественно.
Выход её на проектную мощность позволит «ЕвроХиму» не только стать российским монополистом в этом сегменте, но и полностью вытеснить импорт с рынка. Кроме того, с учётом нынешних потребностей, холдинг вполне может экспортировать меламин — в первую очередь в страны СНГ.
«Далеко не все потребители в состоянии закупать дорогой импортный меламин, стоимость которого на мировом рынке сегодня составляет 3,2 тысячи долларов за тонну, да ещё и серьёзно тратиться на логистику, — считает Владимир Торин. — Отечественный продукт будет, безусловно, дешевле, хотя и трудно сегодня сказать, насколько. В случае успешного внедрения установки в Невинномысске и положительной конъюнктуры рынка мы готовы рассмотреть вопрос о строительстве аналогичной установки на Новомосковском НАК “Азот”».
Как заметил «Эксперту ЮГ» директор аналитического департамента ИГ «Антанта-Капитал» Георгий Иванин, «если ранее Россия гнала на экспорт лес-кругляк, то сегодня упор делается на переработку древесины внутри страны, из-за чего наблюдается рост спроса на меламин со стороны деревообрабатывающей и лакокрасочной промышленности». К примеру, предприятия лесопромышленного комплекса России сегодня используют меламин для ламинирования плит (ДСП, МДФ, ОСБ), их производство является одним из перспективных направлений в изготовлении мебели и деревянного домостроения. Объёмы производства ламинированных плит, полагает г-н Иванин, ежегодно будут увеличиваться, станет расширяться и их ассортимент, так что к моменту пуска установки в Невинномысске потребности переработчиков могут составить 40–50 тысяч тонн. По его данным, аналогичные с «ЕвроХимом» планы уже рассматривает ряд отечественных химических компаний (ОАО «Акрон», ООО ПК «Агро-Череповец», кемеровское ОАО «Азот», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и ОАО «Тольяттиазот»).
С другой стороны, по словам Михаила Данилова, пока ещё никто официально не оценивал российский рынок меламина из расчёта потребностей в 50 тысяч тонн в год, так что построенные мощности просто могут остаться недозагруженными.
По прогнозу директора по исследованиям и технологиям одного из основных мировых производителей, DSM Melamine, Систе ван дер Слуиса, почти ежегодно в мире будут создаваться мощности по производству меламина на 60 тысяч тонн, которые обречены простаивать. Лавинообразный ввод новых мощностей приведёт к снижению цен и разорению многих производителей, считает он. Тревожным сигналом, на взгляд г-на ван дер Слуиса, является тот факт, что в 2005 году ни один из производителей меламина не получил прибыли.
Уже сейчас о своём уходе из сектора объявили японская компания Mitsubishi и корейская Samsung. Ещё одна корейская компания — Korea Namhi — прекратила производство меламина на заводе, который создала всего три года назад.
ГОК на подстраховку
Однако «ЕвроХим» подстраховался. Для диверсификации бизнеса его руководство намерено параллельно строить горно-обогатительный комбинат (ГОК) в Волгоградской области для добычи калийных солей (41% хлористого калия в руде). В настоящий момент холдинг уже вложил 8 млн долларов в бурение скважин на месторождении, запасы которого оцениваются геологами в 1,2 млрд тонн.
В компании полагают, что к 2012 году ГОК сможет добывать ежегодно 2,5 млн тонн руды и производить 2 млн тонн калийных удобрений. С пуском работ на Гремячинском месторождении «ЕвроХим» может стать единственной российской компанией, которая производит азотные, фосфорные и калийные удобрения одновременно.
В то же время, по признанию разработчиков проекта, в связи с ростом цен на строительство и изменением инвестиционных планов стоимость его реализации возросла за год с 37 до 50 млрд рублей. В настоящий момент даже гигант, подобный «ЕвроХиму», в одиночку вряд ли сможет осилить такие инвестиции — так что компания будет пытаться получить поддержку Инвестфонда РФ для реализации проекта.
По словам главы компании «ЕвроХим—ВолгаКалий» Валерия Старцева, «это будет первый прецедент строительства подобного предприятия “с нуля” за последние два десятилетия в рекордные для мировой практики сроки — пять-шесть лет».
Именно тем, что ГОК строится «с нуля», по мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Михаила Фролова, объясняется столь высокая стоимость строительства — это создаёт дополнительные затраты по прокладке инженерных сооружений, подъездных путей и др. В то же время, считает г-н Фролов, калийная отрасль — самая рентабельная в мире, поэтому 85–90% всех произведённых в России калийных удобрений уходят на экспорт. Так что вложения «ЕвроХима» будут оправданы в перспективе.
Ведущий специалист департамента ценового мониторинга компании CREON Антон Антонов считает, что рост мирового потребления калийных удобрений в ближайшие годы сохранится, так как страны Евросоюза, которые наряду с Юго-Восточной Азией и Бразилией являются основными их потребителями, предпочитают не строить у себя опасные предприятия, а ввозить продукцию из «третьих стран». Даже попытки российского правительства с помощью экспортных пошлин (выросших с 18 марта на 5%) заставить производителей продавать калийные удобрения внутри страны привели лишь к росту цен на мировом рынке — с 355 до 625 долларов за тонну.
Таким образом, значительные инвестиции «ЕвроХима» в свои Гремячинское и Верхнекамское (Ковдорский ГОК) месторождения калийных солей позволят холдингу к 2018 году производить 5–7 млн тонн хлористого калия в год, что составит около 10% мирового калийного рынка. А заодно и потеснить на нём лидеров — отечественные «Уралкалий» и «Сильвинит».
Вложения в фотоэффект
«Прорывной проект» предполагается реализовать и на флагмане химической отрасли Волгоградской области ВОАО «Химпром». Едва не обанкротившаяся в прошлом году компания, контрольный пакет которой, из-за её оборонной направленности, принадлежит государству, после смены управляющей команды сегодня намерена заняться производством поликристаллического кремния. По мнению маркетологов «Химпрома», бурный рост «солнечной» энергетики, наблюдающийся сегодня в странах Европы, Юго-Восточной Азии и Северной Америки, обеспечивает устойчивый спрос на остродефицитные фотоэлектрические панели и сырьё для их производства. При средней стоимости килограмма продукта 32 евро производители реализуют его по цене 160 евро и выше. Такая норма прибыли, как уверяют эксперты, сохранится на протяжении ближайших десяти лет, поскольку производство фотоэлектрических панелей опережает темпы выпуска поликристаллического кремния и трихлорсилана. Именно это производство и планируется разместить на площадке «Химпрома», максимально используя здания и сооружения, квалифицированный персонал, лицензированную площадку хлорпроизводства, а также вполне достаточное наличие водорода и хлора.
«Разработанная нами стратегия развития предприятия, — сообщил “Эксперту ЮГ” генеральный директор предприятия Дмитрий Андреев, — нацелена на создание мощности по ежегодному выпуску 2500 тонн поликристаллического кремния или, как его называют на Западе, полисиликона. Мировой рынок оценивается сегодня в 80 тысяч тонн. Поэтому, условно говоря, мы рассчитываем не более чем на пять процентов рынка. Однако уже в 2008 году спрос прогнозируется в 100 тысяч тонн, а через три года — в 130 тысяч тонн. Этот спрос явно не будет покрыт производством, так что цены на продукт сохранятся достаточно высокими. Мы привлекаем к участию первоклассные западные компании, которые являются лидерами в области разработки базового проекта и технологического оборудования для производства трихлорсилана и поликристаллического кремния. В их числе Solmic (Германия), GT Solar (США) и Poly Plant Project (США). По результатам этих переговоров и будет выбран поставщик технологии».
Представленная в середине февраля на утверждение совета директоров стратегия развития завода, кроме производства полисиликона, включает в себя закрытие старого и строительство нового современного производства хлора и каустика, а также перевод производства эмульсионного ПВХ в суспензионный ПВХ. На реализацию этих проектов отведено 3 года и 390 млн долларов инвестиций. Как сообщил директор по стратегическому развитию ВОАО «Химпром» Григорий Радковский, речь идёт о создании нового химического комплекса с выработкой принципиально иной технической политики и увязкой всех финансовых потоков. Предполагается, что по объёму выручки будущий комплекс превысит существующий в 3,5 раза. При этом его экономическая эффективность, согласно проведённым расчётам, составит весьма значительную величину, которая позволит предприятию не только рассчитаться с долгами (сегодня это около 1,5 млрд рублей), но и вкладываться в дальнейшее осуществление намеченных программ, развивая площадку за счёт собственной прибыли.
Те же и «РУСАЛ»
У «Химпрома» есть ещё один вариант развития предприятия. Не менее масштабный проект в Волгоградской области намерен реализовывать холдинг Олега Дерипаски «РУСАЛ», обративший внимание на практически несметные залежи шестиводного хлористого магния (так называемого бишофита), подтверждённые запасы которого в недрах Волгоградской и Астраханской областей исчисляются сотнями миллионов тонн. Компания «РУСАЛ» собирается построить новый завод по производству металлического магния на основе глубокой переработки бишофита. Стоимость реализации проекта оценивается примерно в 560 млн долларов. Запланированная мощность — 450 тысяч кубометров рассола бишофита с 85% извлечением магния. Прогнозируемая среднегодовая прибыль — 845 млн рублей.
Первоначально холдинг «РУСАЛ» рассматривал под строительство завода участок в селе Орловка Городищенского района, в 60 километрах от Волгограда. Однако и экологи, и местное население горячо воспротивились этим планам, что надолго затормозило начало строительных работ. Выход был найден региональными властями, предложившими наладить переработку бишофита на мощностях простаивающего «Химпрома», специализирующегося на переработке хлора.
Согласно заявленной в проекте мощности, магниевый завод будет выдавать порядка 110 тысяч тонн хлора в год, из которых только 20 тысяч тонн пойдут на нужды завода. Прогнозы по сбыту хлора весьма пессимистичны, так что собственники самостоятельного предприятия неизбежно столкнутся с проблемами по его реализации. Размещение же производства на территории химзавода даёт гарантированный сбыт: «Химпром» готов забирать не менее 90 тысяч тонн хлора для обеспечения собственного производства. В то же время, благодаря такому альянсу руководство «Химпрома» получит возможность заменить собственный, давно устаревший электролиз (запущен в 1963 году) современным электролизом магния, который построит «РУСАЛ».
Кроме того, это приведёт и к удешевлению проекта, так как новое производство уже будет располагать всеми инженерными сетями и коммуникациями оборонного завода.
Как сообщили в руководстве «РУСАЛа», после детального изучения новых обстоятельств совет директоров холдинга одобрил проект и выделил средства на продолжение работ. В настоящий момент идёт разработка его технико-экономического обоснования.
Реализация в ЮФО сразу четырёх капиталоёмких проектов — значительная инвестиционная инъекция для местной химической отрасли. Особенно важно то, что речь идёт в том числе о строительстве нового производства, претендующего на место как минимум в сотне крупнейших предприятий региона. Логика инвесторов вполне понятна — основным потребителем азотно-фосфорно-калийных удобрений является сельскохозяйственный юг России. С другой стороны, экспортноориентированную продукцию недалеко везти до азово-черноморских и волго-донских портов. Экономия на логистике позволит существенно поднять рентабельность южных химзаводов. А для «ЕвроХима» и «РУСАЛа» реализация заявленных проектов — это выход на качественно новый уровень развития компаний и возможность заявить о себе как о мировых игроках в тех сегментах, где они либо не были представлены вовсе, либо играли незначительную роль.