«Нет сомнений – стране нужен цемент»

Русский бизнес
Москва, 15.09.2008
«Эксперт Юг» №19 (25)
Компания «Новоросцемент» вкладывает в расширение мощностей более 11 млрд рублей, не пугаясь ни падения цен на рынке, ни снижения темпов строительства

Обсуждение вопроса цен на цемент в России каждый строительный сезон превращается чуть ли не в скандал. Предыдущие три-четыре года сценарий повторялся: цены стремительно росли, строители направляли жалобы на производителей цемента в антимонопольное ведомство, цементники указывали на растущий дефицит, нехватку и изношенность мощностей. В текущем строительном сезоне — после двукратного роста в прошлом году — цены неожиданно для всех двинулись вниз. В августе цемент продавался по ценам уже на 20% ниже, чем в весенние месяцы. Последствием падения стало снижение производства цемента в России, в основном за счёт сокращения почти на треть выпуска продукции на заводах лидера рынка — холдинга «Евроцемент Груп».

Представители отрасли отмечали, что считают причиной падения массовый ввоз дешёвого цемента из-за рубежа. И не раз намекали, что эта причина им не очень нравится. Недавно Союз производителей цемента РФ обратился в федеральное правительство с предложением ввести 20-процентную пошлину на импорт цемента. Однако правительство не согласилось с тем, что импорт может снизить привлекательность инвестиций в российское цементное производство. Действующая с начала 2008 года нулевая пошлина была продлена ещё на год.

Основной импортёр цемента в Россию — Турция. Поэтому импортный поток в РФ идёт преимущественно через южнороссийские порты, заметная его часть оседает в регионах ЮФО. «Новоросцемент» — крупнейший региональный производитель — должен был первым почувствовать натиск турецких конкурентов. По словам управляющего директора «Новоросцемента» Игоря Солонина, компании удалось не снизить реализацию цемента в первой половине текущего года. По его утверждению, сейчас российские заводы ощущают не столько влияние импорта, сколько снижение темпов строительства внутри страны.

Импорт — не решение проблемы

— Падение цен было неожиданным для всех участников рынка. Чем его можно объяснить?

— Цена изменилась, в том числе, из-за повышения конкуренции на рынке и изменившегося баланса спроса и предложения. Импорт турецкого цемента в Краснодарский край по низкой цене в какой-то мере повлиял на реализацию нашей продукции. Важно, что турецкий цемент стали завозить в регион в больших объёмах в конце прошлого года — то есть как раз во время сезонного сокращения строительных работ. В этот период потребности в цементе традиционно снижаются. По нашим наблюдениям, для удовлетворения сезонного спроса вполне могло хватить отечественного цемента.

Но при этом импорт не сыграл в снижении цены ту роль, которую ему сегодня приписывают. Его просто недостаточно для того, чтобы оказывать серьёзное влияние на рынок в масштабах страны. Влияние импортной продукции сейчас заметно разве что в тех портовых городах, куда её завозят. Если представить на секунду, что импорт цемента прекратился — ситуация на рынке не изменится. Не исключено, что ажиотаж вокруг импортного цемента частично спровоцирован турецкими производителями. Они крайне заинтересованы в поддержании новых каналов сбыта.

Главная причина падения цены, я убеждён, — в уменьшении темпа роста потребления цемента. В последние три года рост был стабильным, объёмы строительства постоянно увеличивались. В этом году рост практически остановился. Сейчас потребление идёт на чуть меньшем уровне, чем в прошлом году. А ведь мощности российских производителей цемента выросли — в прошлом году мы суммарно произвели 60 миллионов тонн.

— Однако, судя по динамике цен в прошлом году, это был недостаточный объём. В итоге была отменена ввозная пошлина. Вы допускаете, что импорт позволит и в дальнейшем решать проблему дефицита цемента?

— Импорт цемента — вообще не решение вопроса. Это всё равно, что пытаться прокормить свою семью за счёт подачек соседа: постоянно надеяться, что тебе принесут лишний бутерброд. Нужно понимать, что сейчас обстоятельства благоприятствуют импорту из Турции — строительный рынок в этой стране сегодня не растёт, поэтому появились излишки строительных материалов. Но никто не гарантирует, что такая ситуация сохранится в дальнейшем.

Кроме того, возник вопрос качества ввозимого цемента. Я уверен, что решать проблему дефицита в активный летний период за счёт импорта без ущерба качеству строительных работ не получится. ЮФО, по крайней мере, это точно касается. Существуют серьёзные технические проблемы с транспортировкой и хранением импортной продукции. Цемент — крайне чувствительный к влаге материал — поставляется в регион морским путем. Более недели он может находиться на судах, которые для перевозки цемента не предназначены. Мешки заливаются водой, цемент соприкасается с влажным воздухом. Добавьте к этому долгий срок хранения в портах. То есть качество снижается на каждом из этапов. При этом система надёжной проверки качества поставляемого цемента отсутствует. Её просто нет в природе, поскольку раньше мы цемент не импортировали. Я точно знаю, что серьёзные строители сейчас не делают ставку на импортную продукцию. Сложно сказать, что будет через несколько лет с объектами, построенными из завозного цемента.

Рост цен с позиций инвестора

— Каков ваш прогноз динамики цен на цемент в ближайшие год-два?

— Динамика будет зависеть от того, как быстро станут расти цены на энергоносители. Правительство объявило, что в ближайшие три года стоит ожидать роста в 16–28 процентов. Впрочем, будут ли расти цены на цемент строго пропорционально — отдельный вопрос. В цене цемента, разумеется, заложены не только расходы на энергоносители. Это, например, и индексируемая заработная плата — мы стараемся учитывать инфляционную составляющую. Но какой бы ни была себестоимость цемента, жизнь заставит производителя продавать строго по сформировавшейся на рынке цене — а она может быть и ниже себестоимости. Так уже было в прошлые годы. А долго поддерживать производство в таком режиме невозможно. Для того чтобы развивалась строительная отрасль — в частности, цементные заводы — цены должны быть такими, чтобы производство цемента было привлекательно для инвестирования. Даже при нынешних высоких ценах на цемент окупаемость новых заводов составляет от семи до десяти лет. И это только расчётные цифры, на практике в последние годы их никто не проверял. Десять лет — очень большой срок. В России пока есть более привлекательные варианты инвестиций, поэтому не так много инвесторов согласны вкладывать в строительство новых мощностей.

— Какой должна быть цена для того, чтобы инвесторы выстроились в очередь?

— Цен прошлого года было достаточно, чтобы мы могли принять принципиальное решение об инвестициях в серьёзное расширение производства. Вообще, цена на цемент в абсолютных цифрах ещё не говорит о рентабельности и возможности вкладывать прибыль в развитие. Возьмём обычных продавцов, тех, кто покупает и перепродаёт — чтобы их бизнес состоялся, часто достаточно просто иметь прибыль, пусть и минимальную. У крупного цементного завода сегодня может не быть необходимости нести затраты на капитальный ремонт, завтра же такая необходимость обязательно появится. В сегодняшней прибыли завода должен быть предусмотрен завтрашний день — если, конечно, есть желание поддерживать производство хотя бы на прежнем уровне. Любое материалоёмкое производство живёт по особым законам, а при обсуждении цен чиновники или представители СМИ очень часто ставят цементные заводы на один уровень с обыкновенными перепродавцами.

— Производство цемента в России несколько лет подряд активно обсуждается в прессе. Потребители цемента через СМИ не раз высказывали мнение, что рост цен является следствием политики крупнейших производителей — в том числе «Евроцемент Груп».

— Якобы негативная для строительного рынка ценовая политика крупнейших производителей — это исключительно тема для пустых споров. В своё время объективность своей ценовой политики «Евроцемент» доказал в арбитражном суде. Была показана необходимость принятия срочных мер по наращиванию производственных мощностей и ликвидации дефицита цемента. Эти меры требуют увеличения инвестиционной составляющей в цене тонны цемента. Сошлюсь на слова президента Дмитрия Медведева, который на прошлом форуме Союза промышленников и предпринимателей отметил, что в себестоимости продукции ведущих мировых корпораций доля инновационной составляющей превышает 50 процентов. Эти слова, по существу, и ответ, и поддержка ценовой политики крупных предприятий, влияющих на экономический рост.

— В стоимость цемента заложена инвестиционная составляющая. Однако существуют ещё и интересы строителей, а следом за ними и покупателей жилья. Движение цен вверх или вниз, кажется, обязательно бьёт по цементным заводам или по строительным компаниям. Возможно, нужен новый механизм регулирования цен на такой важный материал как цемент?

Нельзя сказать, что не нужно никаких регуляторов и стоит пускаться в свободное плавание. Ничего хорошего из этого не получится.

Отдельно стоит упомянуть об интересах строителей. Объясню на пальцах. Если вы покупаете костюм, к примеру, стоимостью пять тысяч рублей, вас не очень будет волновать цена пуговицы, которая колеблется от рубля до десяти. То же происходит со стоимостью жилья и цемента. Любой профессиональный строитель знает, что доля цемента в цене квадратного метра составляет от двух до пяти процентов. И даже если мы увеличим цену цемента в десять раз, в стоимости жилья он будет занимать максимум восемь процентов.

Вокруг цен на цемент вообще очень много шума, но мы никакого отношения к нему не имеем. Когда задают вопрос строителям — почему жильё такое дорогое — они кивают на цементников. На сегодняшний день цены на цемент снижены, а цены на жильё, что, упали? Вот вам и ответ на вопрос о рознящихся интересах.

Параметры модернизации

— В объявленной инвестпрограмме «Новоросцемента» говорится, что компания планирует вложить около 11,4 миллиарда рублей в строительство новой технологической линии мощностью 2,2 миллиона тонн в год. На каком этапе этот проект находится сейчас?

— Новую линию по сухому способу производства на заводе «Первомайский» мы планируем построить в ближайшие три года. В настоящее время петербургский институт «Гипроцемент» ведёт проектные работы. К концу 2008 года они должны быть завершены. Уже заключён договор с немецкой компанией KHD Humboldt Wedag на поставку оборудования, в 2011 году объект должен войти в строй. Ожидается, что после запуска линии мощность «Новоросцемента» составит более шести миллионов тонн.

Отмечу, что последние три года мы активно модернизируем старые линии. В прошлом году запустили новый комплекс рудоспуска — единственный в России подземный комплекс добычи сырья. Модернизация даёт уверенность, что нам не придётся вынужденно снижать объёмы выпуска.

— То есть наметившееся замедление потребления цемента российскими строителями вас не смущает?

— «Новоросцемент» — одно из крупнейших производств на Юге, затратное, с амбициозными планами. Вопрос же звучит так, будто речь идёт об отдыхающем, который приехал на побережье и обнаружил, что идёт дождь. Впрочем, даже отдыхающие в этом случае не меняют стратегию: если есть путёвка на 20 дней, они 19 дней будут ждать солнца. И только после этого возьмут обратный билет.

Сейчас нет никаких сомнений, что стране нужен цемент. Мы не собираемся сворачивать планы.

— Ещё два года назад «Новоросцемент» экспортировал около трети своей продукции за рубеж через новороссийский порт. Затем возникла договорённость с региональными властями о прекращении вывоза цемента из-за возникшего дефицита. В компании, вероятно, ещё долго не будут вспоминать об экспорте?

— Полностью исключать возможность возобновления зарубежных продаж нельзя. Однако сегодня потенциал нашего региона таков, что необходимости в экспорте для нас нет. Строительство олимпийских объектов, развитие Черноморского побережья, строительство в других регионах — всё это в планах развития заставляет ориентироваться на внутренний рынок.

— Крупнейшие производители цемента в РФ продолжают консолидировать рынок внутри страны, приобретают предприятия за рубежом. Есть ли у «Новоросцемента» заинтересованность в покупке мощностей в других регионах или за рубежом?

— Этот вопрос скорее должен быть адресован собственникам предприятия (в 2007 году «Новоросцемент» был выкуплен у прежних владельцев предпринимателем Львом Кветным.  «Эксперт ЮГ»). Сейчас можно сказать, что зарубежные активы нам не интересны.

— За последние два года прозвучало несколько заявлений о намерениях строить в ЮФО новые цементные заводы. Какие, по вашей оценке, мощности нужны для обеспечения потребностей юга России? Могут ли все заявленные проекты быть реализованы в регионе?

— Не хочется выступать в качестве гадалки. Время покажет, будут ли намерения инвесторов реализованы. С учётом заявок о строительстве заводов в Краснодарском крае суммарная производительность может составить более 16 миллионов тонн в год. Полагаю, этого будет достаточно для удовлетворения потребностей Краснодарского края в цементе в ближайшие годы.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№19 (25) 15 сентября 2008
Инвестиии в туризм
Содержание:
Впечатляющий результат неоконченной работы

Анализ крупнейших инвестиционных проектов региона показывает, что в ближайшую пятилетку ЮФО имеет все шансы стать округом с самой быстрорастущей экономикой. Правда, золотой дождь инвестиций прежде всего выпадет на и без того благополучных территориях

Реклама