Четвёртый кит

Сергей Кисин
17 ноября 2008, 00:00
  Юг

«Газэнергосеть», один из крупнейших игроков на розничном рынке ГСМ, расширяет свою долю в ЮФО

«Дочерняя» компания газовой монополии ОАО «Газэнергосеть» («ГЭС», управляет сбытовыми активами собственной «дочки» — ООО «Южная нефтегазовая компания») в течение месяца серьёзно увеличила свою сбытовую топливную сеть на юге России, приобретя сразу 42 заправки и в ряде регионов заставив потесниться занимавшие до этого третье место структуры ТНК-ВР. При этом «ГЭС» в ближайшем году намерена сосредоточить свои усилия по продвижению в Астраханской области, на Кубани и в Северной Осетии-Алании, вложив в экспансию свыше 500 млн рублей.

Газовое облако

Свои первые сбытовые активы «ГЭС» приобрела в конце 2006 года, когда, по некоторым данным, за 100 млн долларов купила крупную южнороссийскую группу компаний «Инвестпром», владеющую сетью из 25 заправок в Ростовской области и на Кубани, а также тремя нефтебазами (Волгодонская и Батайская в Ростовской области и Новотитаровская в Краснодарском крае). Этот оператор с оборотом в 6 млрд рублей в год контролировал примерно 8–10% (до 40 тысяч тонн в месяц) оптового рынка Ростовской области и был одним из заметных поставщиков ГСМ для южного региона России. На базе «Инвестпрома» возникла «Южная нефтегазовая компания» (ЮНГК), генеральным директором которой сегодня является бывший председатель совета директоров «Инвестпрома» Алексей Фролов.

За два года новый собственник провёл ребрендинг АЗС под «шапкой» «Газпрома» и увеличил количество заправок до 22 на Дону и 12 в Краснодарском крае. Аналитики оценивают его долю на топливном рынке различных регионов ЮФО в границах от 4 до 9%.

В 2006 году руководство ЮНГК намеревалось начать бурную экспансию в ЮФО и за короткое время довести число своих АЗС в округе до 200, продавая по 120–150 тысяч тонн нефтепродуктов в ассортименте в месяц. Это позволило бы «Газпрому» войти в тройку ведущих игроков на розничном рынке ГСМ юга России.

Однако новый собственник, направляя значительные ресурсы на более привлекательные проекты на Сахалине и Крайнем Севере, а также на скупку ряда региональных энергетических и добывающих активов, до поры до времени не спешил вкладывать средства в развитие сбытовой сети на юге России. Из-за этого почти на два года растянулся ребрендинг, и в строй было введено лишь небольшое количество АЗС. К тому же, согласно информации, размещённой на официальном сайте компании, и сегодня ЮНГК продаёт те же самые «инвестпромовские» 40 тысяч тонн светлых нефтепродуктов в месяц. А, стало быть, и доля этой ВИНК на южнороссийском рынке лишь ненамного выше, чем у ряда местных операторов. К примеру, ростовская «Ассоциация “Прогресс”» имеет 63 АЗС и 14 АГЗС в ЮФО и продаёт в месяц свыше 10 тысяч тонн топлива.

Расширение «газпромовской» сети совпало с мировым финансовым кризисом и падением цен на нефть. В то время как основные российские ВИНКи («Роснефть», ЛУКОЙЛ) объявили о корректировке инвестиционных планов в сторону снижения расходов, «Газпром», располагающий как собственными средствами, так и мощной поддержкой государственного бюджета, напротив, начал всячески демонстрировать финансовую устойчивость и желание подобрать то, что уже «плохо лежит» или упало в цене.

В частности, в октябре руководство «ГЭС» объявило о покупке у ряда частных компаний (как пояснили «Эксперту ЮГ» в «Газпроме», у бывших собственников не всё было достаточно прозрачно с документами, поэтому возникло желание сохранить анонимность) 15 АЗС во Владикавказе. Сумма сделки не разглашается. Как заметил «Эксперту ЮГ» один из владельцев местной сети АЗС, «подобрать “лежачие”, столкнувшиеся с крушением цен на топливо, заправки сегодня в Северной Осетии обойдётся в сумму от 100 до 700 тысяч долларов за каждую».

По информации представителя ЮНГК Екатерины Гостровой, сделка уже юридически оформлена, и в ближайшее время первые пять АЗС начнут работу под крылом нового собственника. Ожидается, что остальные 10 вступят в строй под брендом «Газпром» в марте-апреле 2009 года. По данным пресс-службы ЮНГК, на ребрендинг и модернизацию заправок, а также других активов по оптовой и розничной реализации СУГ и нефтепродуктов в Северной Осетии будет выделено порядка 100 млн рублей.

А уже через несколько недель после покупки аланской сети руководство «ГЭС» объявило о консолидации под «дочерней крышей» ЮНГК сети ещё одной газпромовской «дочки» — ООО «Газпром добыча Астрахань» («ГДА», 13 АЗС в Краснодарском крае, 14 — в Астраханской области).

Как пояснила «Эксперту ЮГ» пресс-секретарь «Газэнергосеть» Ирина Дмитрук, астраханская добывающая компания избавляется от сети АЗС в рамках общегазпромовской стратегии вывода непрофильных активов и концентрации южнороссийской сбытовой сети в руках ЮНГК, но будет это делать по рыночной схеме. Известно, что у «Газпрома» есть обязательства перед акционерами об избавлении от непрофильных активов с тем, чтобы сосредоточиться только на газодобыче, а всю «нефтяную» деятельность передать «Газпромнефти».

В настоящий момент подписаны все соглашения о передаче заправок, на АЗС идёт инвентаризация, которая продлится до конца года.

ЮНГК намерена в течение года закончить модернизацию оборудования сети и провести ребрендинг. На эти цели планируется выделить до 500 млн рублей, хотя в компании и не скрывают, что в связи с кризисом эта сумма может быть уменьшена.

По подсчётам аналитика ИК «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, ребрендинг с приведением АЗС к стандартам «Газпрома» в зависимости от нынешнего технического состояния заправки может обойтись собственнику в сумму 50–100 тысяч долларов на каждую.

Как заметил президент питерского «Городского центра экспертиз» Александр Москаленко, в настоящий момент «Газпром» выстраивает вертикально-интегрированную структуру: ОАО «Газпромнефть» добывает и перерабатывает, ОАО «Газэнергосеть» — занимается сбытом. «Сейчас самое лучшее время для серьёзных приобретений снизившихся в цене различных активов, — считает г-н Москаленко. — По нашим оценкам, в настоящее время “Газпром” — одна из немногих компаний, кто из-за кризиса не испытывает трудности с реализацией бюджета».

Перетасовка «голубых фишек»

После октябрьской консолидации сети АЗС газпромовская «дочка» на юге России уже представляет собой внушительную силу. На сегодняшний день в её составе 24 газонаполнительные станции, 12 газонаполнительных пунктов, 87 пунктов хранения баллонов, 74 АГЗС, 5 нефтебаз, 78 АЗС (в том числе 33 многотопливные). А если вспомнить о наличии собственных поставщиков топлива (в 1-м квартале 2008 года их доли распределились так: «Газпром добыча Астрахань» — 64,06%, «Сургутгазпром» — 9,47%, «Оренбурггазпром» — 12,5%), то конкурентоспособность ЮНГК сомнений не вызывает.

До нынешней осени компания была представлена лишь на Дону и Кубани, а покупка осетинских активов и сети «ГДА» позволила газовикам не просто выйти на рынки других южнороссийских регионов, став четвёртым топливным «китом» в ЮФО, но и серьёзно потеснить в ряде субъектов федерации другие ВИНКи.

В частности, благодаря приобретению североосетинской сети «Газпром» уже в ближайшее время способен составить в республике серьёзную конкуренцию своему главному сопернику и неоспоримому лидеру в ЮФО НК «Роснефть». Её «дочка» — компания «Роснефть-Артаг» — владеет в республике двумя нефтебазами и 12 АЗС.

По данным маркетологов «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», к началу осени в Краснодарском крае и Адыгее на долю «Роснефти» приходилось 33% рынка (204 АЗС), ЛУКОЙЛа — 19% (89 заправок), структуры ТНК-ВР и «Газпрома» имели по 4%. Добавив к этому числу 13 АЗС «Газпром добычи Астрахань» и учитывая собственные две нефтебазы на Кубани, ЮНГК в регионе уже потеснил российско-британскую ВИНК с её 15 заправками против 25 у газовиков.

На Ставрополье у «Роснефти» доля ещё больше — 39% рынка (172 АЗС), у ЛУКОЙЛа — 16% (54 заправки). В этом регионе ТНК-ВР вообще не представлен. В конце прошлого года его руководство задумывалось о покупке тамошних сбытовых активов (назывались ООО «Октан» — 20 АЗС и одна нефтебаза, ООО «Башойл-КМВ» — 20 заправок, ООО «Ставнефть» — 13 АЗС и две нефтебазы), однако стороны к соглашению так и не пришли.

Лишь в Ростовской области у ТНК-ВР заметный перевес над всеми конкурентами — компания контролирует 34% рынка (88 АЗС и 13 нефтебаз).

В руководстве южнороссийской «дочки» ВИНК, ЗАО «ТНК Юг Менеджмент», ещё недавно заявляли, что в течение ближайших пяти лет собираются довести число своих заправок в Ростовской области до 100 и расширять присутствие на кубанском рынке. Но серьёзные потрясения в менеджменте головной компании в этом году сказались не только на котировках акций ТНК-ВР и её имидже, но и на инвестиционных планах холдинга на юге России. Сейчас громких заявлений от компании уже не слышно, её структуры перед лицом наступления «Газпрома» просто пытаются удержать уже завоёванные позиции.

— На сегодняшний день специалисты нашего предприятия отслеживают всю информацию по экспансии «Газпрома» на топливный рынок ЮФО, — сообщила «Эксперту ЮГ» представитель «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» Лина Заботина. — Более детальный анализ и соответственно прогнозы пока нами не делались. Всё будет зависеть от интенсивности продвижения «Газпрома» на рынок. При достаточном напоре очень скоро можно будет говорить о реальном конкуренте. Сегодня же пре­имущество ОАО «Роснефть» на топливном рынке Северного Кавказа неоспоримо.

Сам ЛУКОЙЛ на всякий случай тоже не собирается останавливаться и заметно увеличил продажи на своих АЗС в этом году — по итогам года в компании ожидают реализацию 720 тысяч тонн в ЮФО (в 2007 году — около 600 тысяч тонн).

По словам Александра Москаленко, желание «Газпрома» закрепиться на юге России вполне объяснимо. ЮФО является ключевым регионом России по реализации топлива, так как большое количество транспортных коридоров, аэропортов, морских портов, сельское хозяйство обеспечивают постоянный спрос. Только в прошлом году в регионе было продано 2,7 млн тонн моторного топлива. При этом именно на ЮФО приходится пятая часть всех российских заправок.

В самом газовом холдинге пока не делают громких заявлений по поводу экспансии на Юг, объясняя свои действия лишь желанием упорядочить сбытовую сеть. Однако отраслевые эксперты уже несколько лет предсказывают «окончательное решение» топливного вопроса в ЮФО, где ВИНКи пока занимают лишь 30% рынка. Уже в текущем году число независимых региональных операторов топливного рынка в России уменьшилось с 70 до 50%. Предполагается, что под давлением кризиса и из-за отсутствия собственных перерабатывающих мощностей их количество ещё более уменьшится. Причём многие в нынешних обстоятельствах уже не успеют «продаться» по хорошей цене, а вынуждены будут соглашаться на условия желающих расширить свои сбытовые возможности и располагающих солидными средствами ВИНКов. Время сегодня играет на крупный бизнес, который может просто подождать, когда регионалы сами попросятся под надёжную крышу.

В этом смысле «Газпром» с его финансовыми возможностями может оказаться в нужный момент в нужном месте, и тогда его доля в топливном балансе ЮФО вырастет в несколько раз. Тем более что в настоящий момент газовый колосс совместно со шведской Lundin Petroleum AB начинает бурение на структуре Морская Лаганского лицензионного блока в российской части Каспийского моря. По расчётам специалистов, ресурсы Морской составляют 640 млн баррелей нефтяного эквивалента, так что с обеспечением топливом у растущей сети холдинга трудностей быть не должно.