Чёрное дело

Сергей Кисин
13 апреля 2009, 00:00
  Юг

В Новороссийском порту планируют построить терминал по перевалке мазута, что расширит экспортные возможности НМТП дополнительно на 3 млн тонн в год

Управляющая нефтеперевалочными мощностями новороссийского порта компания ОАО «Импортпищепром» («ИПП» — «дочка» ОАО «Новороссийский морской торговый порт») начала разработку проекта строительства терминала по перевалке мазута на экспорт мощностью 3 млн тонн в год. Ожидается, что терминал будет пущен в эксплуатацию в следующем году, что может обойтись собственнику в условиях падения цен на стройматериалы в 25–30 млн долларов вместо первоначально запланированных 150 млн долларов.

Намерение приступить к проектированию мазутного терминала было озвучено руководством «ИПП» полтора года назад, после того, как в Новороссийском порту был запущен в эксплуатацию комплекс по перевалке бункеровочного топлива мощностью 650 тысяч тонн в год, на что было потрачено 19,8 млн долларов. Его строительство являлось одной из составляющих общей пятилетней инвестиционной программы крупнейшего стивидора России, на которую до 2011 года планировалось израсходовать 700 млн долларов.

В октябре 2008 года, после ввода в строй ещё одного терминала по перевалке светлых нефтепродуктов (дизтопливо, бензин) мощностью 1 млн тонн в год (обошедшегося в 35 млн долларов), гендиректор НМТП Игорь Вилинов подтвердил планы собственника. В докризисный период намечалось построить терминал приблизительно за год, вложив в самый масштабный проект «ИПП» порядка 150 млн долларов.

Сегодня план строительства приобретает более конкретные очертания. Под него уже определён участок (7–8 га) на территории грузового двора терминала НМТП в северо-западной части Новороссийска. В самой компании пока предпочитают не комментировать подробности планов строительства, ссылаясь на незавершённость согласований.

Следует заметить, что за последние два-три года в России резко активизировался интерес к возведению и приобретению собственных мазутных терминалов. С одной стороны, к этому основных рыночных игроков побуждает позиция федерального правительства, высказавшего желание увести экспорт российских нефтепродуктов из портов прибалтийских стран и Украины. С другой — нефтяным компаниям гораздо выгоднее сегодня торговать не сырой нефтью, цена на которую с конца прошлого года значительно упала, а более дорогой продукцией её переработки — светлым и даже тёмным топливом.

В частности, НК «Роснефть» планирует расширять мощности своих терминалов в Находке и Туапсинском НПЗ. По утверждению вице-президента нефтехолдинга Дмитрия Богданова, к 2012 году мощность переработки на ТНПЗ достигнет 10 млн тонн (хотя сроки могут растянуться в связи с кризисом), и на предприятии будет сохранено производство мазута и вакуумного газойля, которое ранее предполагалось свернуть в пользу светлых нефтепродуктов.

Несколько лет назад в Таганроге в эксплуатацию был введён мазутный терминал компании «Югтранзитсервис» мощностью перевалки до 1 млн тонн в год. В 2008 году начал работу нефтеналивной терминал ООО «Ейск-Порт-Виста» (паспортная мощность до 3 млн тонн в год), по словам его главного инженера Валерия Иунова, располагающий участком, способным переваливать мазут по схеме «автоцистерна — трубопровод — технологическая насосно-стендерная площадка — нефтеналивное судно» с использованием специализированных автомобилей. Однако пока терминал работает не более чем на 10% своих паспортных мощностей. О намерении строить ещё один мазутный терминал уже объявило и руководство компании ООО «ТТДХ».

По мнению аналитика ИК «Файнешнл Бридж» Дмитрия Александрова, сегодня в связи с кризисом строить мазутные терминалы обходится гораздо дешевле. По его подсчётам, из-за падения цен на цемент, металл и рабочую силу на стоимости строительства в данный момент можно сэкономить 40–50% от первоначально запланированного. «Доходность по перевалке составляет не менее 50 процентов чистой прибыли, — считает аналитик, — владельцам терминала для высокой рентабельности достаточно при этом брать всего лишь от 0,5 до 1 доллара с перекачанной тонны».

Для сравнения, стоимость перевалки тонны нефти в порту Восточном на Балтике — 7 долларов, мазута — 14 долларов. Для портов Белого моря — соответственно 9 и 14 долларов. Эксперты компании Infranews сегодня оценивают стоимость строительства мазутного терминала НМТП в 24 млн долларов из расчёта 8 долларов за каждую вводимую тонну мощности. Если учесть падение стоимости строительства со 150 до 24 млн долларов, то при полной загрузке терминала и ежегодной прокачке 3 млн тонн по сегодняшней цене вложенные инвестиции окупятся за 7–8 лет.

В настоящий момент через терминалы «ИПП» переваливаются светлые нефтепродукты крупнейших операторов отечественного рынка — ЛУКОЙЛа, «ТНК-ВР», «Газпромнефти» и других. Пуск же мазутного терминала позволит Новороссийску составить конкуренцию в этом сегменте соседнему порту Туапсе, в котором НК «Роснефть» в 2007 году запустила собственный перегрузочный комплекс аналогичной мощности.