Два пути притока свежей крови

27 апреля 2009, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Под тэгом «антикризисные стратегии» мы объединили два, как может показаться, далёковатых друг от друга сюжета. Первый — развитие в новых экономических условиях самых динамичных, но не всегда самых заметных, компаний юга России. Второй — антикризисное управление экономикой не компании, а целого региона. Сама деловая повседневность сегодня часто свидетельствует о том, что региональный бизнес и региональные власти выживают по отдельности и как могут, мало чем имея возможность друг другу помочь — одним сейчас страшно подумать об инвестициях в создание рабочих мест, у других нет денег на адекватные потребностям программы поддержки (см. «Регионы губит привычка тратить»). Однако попытка объединить эти сюжеты уже предпринята — в правительственной программе антикризисных мер, которые, по замыслу, должны установить приоритеты для всех субъектов экономической деятельности. Во всяком случае, реализовывать любые сценарии будет бизнес. А от властей зависит, какой бизнес будет их реализовывать.

В антикризисной программе правительства есть несколько конфликтующих между собой посылов. Например, сказано, что основу посткризисного восстановления должен составить внутренний спрос, а росту экономики необходимо стать инновационным. Однако самые инновационные компании сегодня ориентируются как раз на мировой спрос. Внутренний же спрос, согласно правительственной программе, сегодня олицетворяют граждане, социальные обязательства перед которыми государство решило лишь увеличивать. Внутренний спрос, но уже на услуги предприятий, должны бы сегодня обеспечивать вложения государства в инфраструктуру. Но эти вложения сегодня делаются иезуитски — путём повышения тарифов естественных монополий, то есть за счёт тех самых физических и юридических лиц, которым государство вроде бы намеревалось помогать.

Между тем, скорость движения к инновационной экономике зависит от динамики инвестиционного процесса. Отдельные регионы юга России в последние годы весьма активно привлекали инвестиции, но делали это каждый по-своему. Наиболее показательна разница в подходах к привлечению инвестиций в Ростовской области и в Краснодарском крае.

«Мы в своей работе изначально делали ставку на компании, которые являются лидерами на своих рынках, — говорит исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области (АИР) Игорь Бураков. — Как правило, у них — самые амбициозные стратегии развития, самые передовые технологии. Для нас не принципиально, с российскими или иностранными компаниями работать, но так сложилось, что лидерами на глобальных отраслевых рынках всё же являются транснационалы. Сейчас, когда в мире радикально сократилось общее количество компаний, готовых инвестировать в развитие, вес иностранных компаний в нашем общем портфеле проектов, по которым идут переговоры, явно увеличился».

Подтверждением этих слов стали последние (апрельские) пресс-релизы АИРа — о ходе реализации в Ростовской области инвестпроектов Ball Corporation (завод по производству алюминиевой банки), американской Guardian (производство листового стекла), французской «Лафарж» (производство цемента). Именно иностранцы могут оказаться главными исполнителями отечественного курса на инновационную экономику.

Несколько иначе действует Краснодарский край, планирующий привлечь в 2009 году в свою экономику 500–600 млрд рублей инвестиций — нужно учитывать, правда, что администрации инвестициями считают и просто выданные предприятиям на территории субъекта округа кредиты. Но примечательно, что в антикризисной программе региона значится, например, предоставление госгарантий предприятиям строительного комплекса края, участвующим в строительстве олимпийских объектов, в объёме 2,3 млрд рублей или приоритетная поддержка отобранных 25 инвестпроектов общей стоимостью 33,8 млрд рублей. Неясно, как именно эта поддержка будет оказываться, но очевидно, что кубанский подход к привлечению инвестиций принципиально отличается от донского. В одном случае ставка делается на мировых лидеров, а остальным достаточно просто не мешать, в другом — выбран путь максимальной финансовой активности регионального бюджета для поддержки инициатив местных компаний. И сейчас всем регионам ЮФО приходится ломать голову, решая, какая из этих стратегий сулит больший антикризисный эффект.