Выборы на экспорт

P.S.
Москва, 27.04.2009
«Эксперт Юг» №15-16 (54)

На момент сдачи материала выборы мэра Сочи ещё не состоялись, но, каков бы ни оказался результат, о них уже можно уверенно сказать следующее: получился идеальный экспортный продукт.

Много чего повидал на своём веку город Сочи, а вот такого ещё не видел. Местные и не местные, правые и левые, богатые и не очень — политики, бизнесмены, звёзды балета и не только, пенсионеры и даже безработные — устремились этой весной в город у Чёрного моря. Влекомые безрассудной надеждой, подкреплённой конституционным правом избираться и быть избранным, понесли они заявления в избирком, публично изъявляя желание стать местным градоправителем. Набралось аж 27 человек — больше, чем когда бы то ни было с самого основания города…

С одной стороны, оно и не удивительно — город-то не простой, практически южная столица, которой через четыре с небольшим года Олимпиаду принимать. Управлять таким городом — и честь, и слава, и деньги, ясное дело. С другой — на что, спрашивается, могли рассчитывать звёзды и пенсионеры, когда кандидат номер один назван, вышестоящими властями обласкан, в регионе известен — в том числе как мэр другого курортного города, да и в кресле, за которое борьба ведётся, сидит уже не первый месяц — в ранге «и.о.».

Анатолий Пахомов — давний друг губернатора Александра Ткачёва, с которым он ещё в комсомольские времена работал вместе в комитете ВЛКСМ Кубанского сельхозинститута. В 2004 году участвовал в выборах губернатора Краснодарского края, фактически в составе команды Ткачёва. Вскоре Пахомов оказался главой краевого департамента по развитию курортов, а потом — мэром Анапы (как и в случае с Сочи, предварительно поработав несколько месяцев в статусе «и.о.»). С декабря Анатолий Пахомов руководит Сочи с благословения не только региональных, но и федеральных властей — в феврале он вместе с Владимиром Путиным давал пресс-конференцию, посвящённую подготовке к Олимпиаде (вряд ли национальный лидер появился бы на людях в компании будущего аутсайдера!).

Казалось бы, при таком раскладе остальным в Сочи попросту нечего делать. Поэтому особенно интересной выборной кампании никто и не ожидал. Разумеется, кому-то предстояло сыграть роль статиста, кому-то — попросту попиариться или соблюсти традицию обязательного участия в выборах. Но без особенного шума и скандалов. А вышло-то иначе.

Сочинские выборы 2009 года можно включать в учебники для будущих политтехнологов, а также членов избирательных комиссий. Кампания оказалась для России последних лет какой-то непривычной. Вопреки ожиданиям многих наблюдателей, с дистанции не сняли оппозиционера Бориса Немцова. Хотя поводы имелись — взять хотя бы зарубежное финансирование его кампании (из США на избирательный счёт Немцова было перечислено 5 тысяч долларов), противоречащее избирательному законодательству. Немцова не подвергли никаким репрессиям и после обнародования «антиолимпийского» доклада, рождённого им в соавторстве с Владимиром Миловым. Что, в общем, вполне логично — замахнувшись на святое, Немцов вряд ли кому-то серьёзно навредил, кроме себя самого. Зато западные наблюдатели вполне могли оценить уровень свободы слова в России. Важно, что пользу от демонстрации этой свободы российские власти оценили выше, чем вред от резкой публичной критики (иногда, к слову, вполне обоснованной) «пятого национального проекта».

Большинство из 27 смелых до финала предвыборной гонки в Сочи не дошли. Многие даже не стартовали — зарегистрироваться удалось только девяти кандидатам. Некоторые из местных сами забрали заявления — как только стало известно о выдвижении Анатолия Пахомова, да ещё от «Единой России», они дружно поддержали его кандидатуру. После так же поступил уже зарегистрированный кандидат Андрей Богданов. Других «убрали» в судебном порядке, то есть тоже по закону — такая участь постигла «справоросса» Виктора Крупитко и владельца заводов, газет, пароходов, экс-депутата Госдумы Александра Лебедева. С ним вышла целая история — за политика-миллиардера вдруг вступился горизбирком, когда решение о незаконности регистрации Лебедева вынес районный суд. Избирком обратился в суд краевой — там отказали; потом кассацию направил сам Лебедев. Но время было безнадёжно упущено — за неделю до выборов его фамилию уже вычеркнули из списков и заклеили фотографии в материалах предвыборной агитации. Правда, ощущение незавершённой борьбы осталось. Дважды конкуренты пытались оспорить в суде правомерность регистрации самого Анатолия Пахомова — и их заявления принимались честь по чести. Решения оба раза были отрицательными.

То есть если не реальная борьба, то хотя бы её видимость — с кипением страстей, изъятием агитационных материалов, обливанием жидкостями, интенсивными судилищами и прочими атрибутами свободных выборов — в Сочи налицо. Местных наблюдателей этим, само собой, не обманешь, но расчёт ведь явно не на них. Сочинский шум должен был достичь ушей международного сообщества — точнее, той его части, которая сегодня следит за событиями вокруг будущей олимпийской столицы. И мировая общественность услышала то, что следовало — что Немцову можно в открытую говорить про коррупцию вокруг Олимпиады и ничего ему за это не будет, что права московского бизнесмена готова защищать местная избирательная комиссия, что от участия в выборах отстраняют кого угодно, кроме явных противников действующей власти (до сочинского финала благополучно дошёл коммунист Юрий Дзагания). А тут и президент Дмитрий Медведев закрепил результат, сказав про выборы в олимпийской столице, что это «полноценная политическая схватка», во время которой избирателям не скучно…

Выборы мэра Сочи уже стали замечательной пиар-кампанией — причём не столько для кандидатов, сколько для российской власти и олимпийского проекта. Миру продемонстрировали, что Россия идёт по пути демократии семимильными шагами, что президент — за либерализацию политических процессов, за права человека, общественную дискуссию и так далее. Всё это должно укрепить наш имидж и заработать нам дополнительные очки на мировой арене. Даже возмутительные речи Немцова — лыко в ту же строку. Максимум, что он мог выиграть — второй тур, но на Кубани, по сути, не страшно даже пустить чужака в кресло мэра Сочи. В нём ведь ещё попробуй усиди!

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№15-16 (54) 27 апреля 2009
Антикризисные стратегии
Содержание:
Газели над пропастью

Развитие региональной экономики во многом черпает свою динамику из сверхбыстрого роста нескольких десятков компаний. Их список ежегодно меняется, а их функции в экономике ЮФО остаются неизменными. Изучение опыта этих компаний — лучшая помощь при разработке антикризисных программ

Реклама