Всё-таки скорее жив

Евгения Кочетова
27 апреля 2009, 00:00
  Юг

Агентство Standard & Poor's прогнозирует в 2009 году сокращение российского сектора страхования на 40%. Южнороссийские страховщики, напротив, считают, что сборы увеличатся

По итогам 2008 года страховые компании, работающие в ЮФО, увеличили объёмы сборов на 25,4%. Южнороссийский рынок страхования, как и в 2007 году, стал одним из наиболее быстро развивающихся. Однако по абсолютным показателям место ЮФО среди федеральных округов по итогам 2008 года не изменилось — юг России по-прежнему уступает всем федеральным округам, кроме Дальневосточного.

Во втором полугодии страховщики ощутили влияние мирового экономического кризиса. Темпы роста объёмов продаж по сравнению с началом года заметно сократились. И хотя основной удар по страховому рынку будет нанесён в нынешнем году, южнороссийские страховщики настроены оптимистично. Они считают, что кризис избавит рынок от «болезней бурного роста» — недобросовестных и чересчур рисковых компаний, которые используют неоправданно низкие цены как конкурентное преимущество. В то время как эксперты международного агентства Standard & Poorґs считают, что в 2009 году российский сектор страхования сократится на 40%, страховщики на юге России говорят о росте на уровне 10–15%.

Ротация в стане лидеров

Страховой рынок Юга снова стал одним из самых динамично развивающихся. Рост его объёмов, по данным Федеральной службы страхового надзора, составил 25,4%, в то время как в среднем по стране рынок вырос на 13,5%. Доля Юга в общероссийском рынке страхования увеличилась с 5,5 до 6,1%. «Высокая динамика, в частности, обеспечена подготовкой к Олимпиаде-2014, — сообщил руководитель дивизиона “Юг” Группы Ренессанс страхование Константин Городецкий. — Также в последнее время всё больше предпринимателей обращают внимание на страхование, как наиболее простой и удобный способ защиты и развития бизнеса».

В стане лидеров произошли существенные изменения. Из первой двадцатки компаний, контролирующих 68% страхового рынка ЮФО, только «Росгосстрах-Юг» по итогам 2008 года сохранил свою первую позицию и контроль над 14% рынка. Остальные компании сменили позиции. «Согаз» и «Ингосстрах» выдвинулись с пятой и шестой на вторую и третью строчки. «Ресо-гарантия» съехала со второго на шестое место. В двадцатку лидеров вошли «ЖАСО» и «Капиталъ страхование», которых по итогам 2007 года не было даже в сотне. «Цюрих.Ритейл», показав темп прироста в 1487,29%, вырвался с 63-й на 14 позицию.

По словам г-на Городецкого, крупные клиенты, если они не аффилированы с местными игроками, доверяют свои риски национальным компаниям, которые могут предложить более высокие гарантии надёжности (за счёт хорошей диверсификации портфеля не только по видам, но и по регионам) и уровень сервиса, а также адекватные тарифы. Впрочем, на рынке ЮФО есть и несколько местных игроков, показавших завидные результаты. Например, волгоградская «Царица» с приростом в 406, 75% переместилась с 30-го на 9 место (см. таблицу 2).

«В последнее время в России обозначился устойчивый процесс консолидации страхового рынка вокруг крупных компаний и усиления основных игроков за счёт вливаний иностранного капитала, — говорит директор южной дирекции “РОСНО” Андрей Уланов. — Страховые группы, входящие в первую десятку, обеспечивают 70 процентов объёма всех страховых сборов в стране. Процесс слияния страхового бизнеса в крупные холдинги — естественный путь развития отрасли — сейчас подогревается кризисными явлениями, которые, в конечном итоге, ведут к очищению рынка от нестраховых схем и недобросовестных участников».

Наследство ушедшего года

В третьем квартале 2008 года уже прозвенели первые тревожные звоночки  — темпы роста рынка добровольного страхования относительно аналогичного периода предыдущего года заметно сократились. В четвёртом же квартале они и вовсе приблизились к нулю.

По мнению Андрея Уланова, кризис привёл в первую очередь к снижению объёмов поступлений в партнёрском канале продаж страховщиков: упали сборы в залоговом, ипотечном банковском страховании, в страховании автокредитов. В этой ситуации сложнее всего приходится тем страховщикам, в портфеле которых явно преобладало банковское страхование.

«У нас доля продаж, осуществляемых через банки и салоны, составляет незначительную часть, поэтому некоторое снижение по этим каналам весь 2008 год перекрывалось ростом офисных продаж, — говорит генеральный директор ростовской страховой компании “ЭНИ” Алла Черткова. — В целом 2008 год дал прирост страховых взносов на 20 процентов. Снижение объёмов мы ощутили лишь в январе и частично в феврале 2009 года по некоторым имущественным видам страхования. Однако и в феврале росли продажи отдельных продуктов: каско в Ростове-на-Дону — на 112 процентов, ОСАГО в целом по “ЭНИ” — на 112,38 процента».

Год ушедший отметился на страховом рынке не только за счёт кризиса. «Пожалуй, основная тенденция развития рынка, которая обозначилась в первой половине 2008 года — это начавшийся процесс внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие страховую деятельность: замена в некоторых видах деятельности лицензирования страхованием, увеличение в ФОТ необлагаемой налогами суммы расходов на ДМС, введение российской “Зелёной карты”, — рассказывает Андрей Уланов. — На мой взгляд, эти изменения свидетельствуют о том, что государство стало уделять больше внимания такой социально и экономически значимой отрасли, как страхование, и предпринимает определённые действия по развитию страхового рынка в нашей стране».

Первый вопрос

Хотя у каждого страховщика своя стратегия развития, все они сходятся в одном — в ближайшее время, чтобы выжить, придётся существенно пересмотреть как существующие страховые продукты, так и способы продаж.

«Все зависит от целей, которые перед страховыми компаниями ставят их акционеры, — считает заместитель генерального директора Страхового дома ВСК Роман Фролов. — Одни страховщики будут использовать ситуацию для увеличения своей рыночной доли, в первую очередь, за счёт демпинга. Но, выбрав агрессивный путь развития, при котором нельзя не прогнозировать неизбежные финансовые трудности, нужно задуматься об источниках восполнения этих потерь и, конечно, не просить помощи у государства. Другие, профессиональные, страховщики, имеющие неплохие финансовые показатели, стабильную долю на рынке, могут несколько снизить сборы премий, но, что важно, сохранить при этом устойчивость и ресурсы для роста».

По словам Аллы Чертковой, работа в усло­виях кризиса — это, в том числе, и проверка профессионализма страховщика. Тем, кто ориентировался главным образом на работу через салоны или банки, выжить будет непросто. Любой кризис пережить легче, если иметь универсальный и диверсифицированный портфель по видам страхования, клиентским потокам, точкам продаж.

«В момент обозначившихся экономических трудностей для страховых компаний большим искушением является желание начать работать, что называется, “с колёс”, то есть бросить все силы в самый развитый страховой сегмент — автострахование, — говорит Андрей Уланов. — А наиболее очевидный способ подогреть массовый спрос — снизить цены. Эта политика действительно может быть эффективной, а рывок вперёд на рынке — ощутимым, но только в том случае, если кризис обещает быть кратковременным. Если же финансовые катаклизмы примут затяжной характер, то подобные действия могут иметь обратные последствия».

Страховая компания «ЭНИ» делает ставку на регионы, увеличение доли на рынке и новые страховые продукты. «Продолжаем открывать подразделения в ЮФО, с учётом изменившейся ситуации период выхода на самоокупаемость для нового подразделения сводим к минимуму, — рассказывает Алла Черткова. — По-прежнему работаем над оптимизацией страхового портфеля по клиентам, продавцам, структурным подразделениям. Там, где уровень убыточности выше, чем в целом по компании или по региональной статистике в филиалах — разбираемся и принимаем меры. И, конечно, для разработки новых предложений изучаем рынок. Стараемся сохранить и приумножить клиентскую базу, сделав упор на продажу розничных продуктов. В 2008 году мы создали восемь новых продуктов, которые предоставляют защиту различным видам имущества страхователя — это дом, квартира, машина, жизнь и здоровье, ответственность перед третьими лицами; разработан страховой продукт для предприятий малого бизнеса “Экспресс-защита”».

У Группы Ренессанс страхование другой рецепт. «Поскольку кризис заставляет задумываться не только о возможных рисках, но и об экономии, большой популярностью стали пользоваться франшизы и покупка полиса напрямую, — приводит пример Константин Городецкий. — В прошлом году Группа Ренессанс страхование первой среди универсальных компаний запустила во всех регионах своего присутствия проект по прямым продажам полисов с использованием колл-центра и интернет-сайта — Ренессанс Direct.».

Набросок будущего

От кризиса страховщики ждут оздоровления рынка — в частности, уменьшения числа компаний, делавших ставку на демпинг. «С большой долей достоверности можно предполагать, что перечень страховщиков, лишённых лицензии, в 2009 году может быть не короче, чем в прошедшем году», — уверена Алла Черткова.

Для Романа Фролова кризис — это в первую очередь открывающаяся возможность оздоровления экономики и формирования основ её последующего устойчивого развития. «В то же время эту возможность нужно уметь использовать, — говорит г-н Фролов. — Примечательно, что собственники компаний и потребители страховых услуг теперь стали уделять повышенное внимание финансовому состоянию, издержкам, объективным условиям выполнения страховщиками взятых на себя обязательств. Думаю, этому способствовало, в частности, то, что многие транснациональные финансово-банковские и страховые корпорации оказались на грани банкротства».

Не видит большой беды в сложившейся ситуации и Константин Городецкий. По его словам, даже сравнительно небольшие убытки вызывают потребность в срочном дополнительном финансировании. Но оперативно привлечь необходимые для покрытия убытков в случае форс-мажора средства стало непросто. В такой ситуации страхование превращается в наиболее эффективный инструмент финансовой защиты. С помощью страхования можно не только защитить имущество от пожара и удара молнии, но и предотвратить убытки от перерыва в производственной и коммерческой деятельности.

Андрей Уланов уверен, что восполнять утраченные ниши игроки страхового рынка будут за счёт других страховых сегментов. Отсутствие в южных регионах страны крупных градообразующих промышленных предприятий нивелировало возможные последствия экономических катаклизмов, и потому отчасти смягчило  удар по потребительскому спросу. Страхование имущества физических лиц сейчас может стать привлекательным как для страховщиков, так и для потребителей, ведь именно в кризисные времена самостоятельно восстановить утраченное имущество будет гораздо сложнее. Перспективной является и сфера агрострахования, которое в меньшей степени затронуто кризисом.

По мнению Аллы Чертковой, менее всего будет подвержено кризису страхование за счёт средств населения — ОСАГО, каско, жильё. Корпоративный сегмент пострадает от кризиса сильнее. Тем не менее, автострахование останется актуально для предприятий. А на таких статьях соцпакета, как ДМС, многие предпочтут сэкономить.

«Первое полугодие станет тяжёлым, и велик риск частичной потери прежних объёмов премий, — говорит Вартан Абрамян, директор управления маркетинга “Росгосстрах-Юг”. — Однако по итогам года за счёт второго полугодия возможен рост рынка, который будет обеспечен в основном инфляционным фактором и ростом ОМС. В целом по рынку России прогнозируется годовой номинальный рост на 10–15 процентов».

Остальные эксперты с ним в целом согласны, хотя и предпочитают не называть конкретных цифр. «Не сомневаюсь, что рыночным компаниям в 2009 году удастся достичь положительных финансовых результатов, но говорить о высоких темпах роста не приходится», — считает Роман Фролов.