«Формирование нового знания — не удел одиночек»

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
10 мая 2010, 00:00
  Юг

Директор «Ростовского регионального центра инновационного развития Ростовской области» Валерий Королёв считает, что межрегиональная интеграция — одна из наиболее актуальных сегодня идей в сфере инновационного развития. Эта идея оказалась на практике воплощена в проекте «Кремний-на-Дону».

 

— Почему идея интеграции сегодня особенно востребована в разных регионах?

— Межрегиональная интеграция — это определённый ресурс, который пока ещё трудно формализовать. Тема интеграции — одна из ключевых в человеческой деятельности вообще. В одиночку открывать новые пространства можно было только в Средние века. Сегодня формирование нового знания — это не удел одиночек. На всех стадиях производства знаний и конечного — в особенности интеллектуального — продукта мы сталкиваемся с необходимостью интеграции. Россия в постсоветское время имела долгий период формирования первоначального капитала — его накопление всегда производят одиночки. Но сейчас главный вопрос не столько накопление, сколько эффективное использование ресурсов, которые уже накоплены и которые реально сегодня привлекать извне. Речь идет как о деньгах, так и об интеллектуальных ресурсах.

Потребность в интеграции касается не только хозяйствующих субъектов, но и территорий.

Ещё недавно регионы боролись за то, чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность. Это было важно в период, когда для инвестора все регионы были одинаково плохими. Но теперь индивидуальное позиционирование территорий, их активная конкуренция друг с другом может быть даже вредной. Важно осознать, что нет противоречий между идеей повышения инвестиционной привлекательности и идеей интеграции. Если регионы находят возможности объединения материальных, административных, интеллектуальных и прочих ресурсов, если они могут грамотно выстроить баланс интересов, то от такого объединения выигрывают все стороны.

— Что на юге России свидетельствует о том, что потенциал межрегиональной интеграции сегодня используется не в полной мере?

— Пока у нас мало проектов, которые предполагали бы активное сотрудничество территорий. Однако у нас есть традиции интеграции в сфере высшей школы, которые остались довольно сильными. Конечно, рыночные отношения повлияли на отношения между вузами: они стали гораздо более обособленными. Идея интеграции после распада СССР не была на первом месте — главным был вопрос выживания. Сегодня и уровень развития вузов, и общий уровень экономического развития позволяют говорить о возобновлении нормального цивилизованного процесса общения людей и структур. Примеры успешного взаимодействия есть, скажем, эффективное взаимодействие ставропольских и ростовских вузов в области солнечной энергетики, чей совместный проект сейчас обсуждается с «Роснано». Другой пример — Владикавказский научный центр, который был создан совместно правительством Северной Осетии и Российской академией наук. Центр одним из первых на юге России озаботился созданием целостной нормативно-законодательной базы в области инноваций на уровне субъекта. Это была совместная работа науки и власти. Многие регионы впоследствии черпали идеи из разработанных центром документов. 

— Но как действовать региону, у которого минимум ресурсов в сфере инноваций?

— Отсутствие ресурсов — это, как правило, лукавство. Очень многое можно делать на уровне регионов, примеров тому — тьма. Возьмём отдельную республику, которая, как правило, не в состоянии обеспечить инновационный прорыв. Но даже отсутствие достаточных ресурсов в экономике республик оставляет возможность работать системно. На первом этапе необходимо создание критической массы малых инновационных предприятий. Следующий этап — появление «якорного» субъекта, который демонстрирует на своём примере инновационное развитие. Он втягивает в процесс всех остальных: и малый бизнес, и власть, и науку.

— Кто должен быть инициатором инновационного процесса?

— В идеале у бизнеса должно быть желание развиваться, вызванное пониманием, что по-старому он не может. Но уловить потенциал свободной экономической инициативы должно государство — если эту инициативу просмотреть, она уйдёт. Но для того, чтобы предложить для бизнеса оптимальные условия, у государственных структур обычно недостаточно специфических компетенций. По этой причине привлекается наука, которая расширяет представления государства и бизнеса о сферах приложения предпринимательских усилий. С другой стороны, наука предлагает технологии и эксклюзивные интеллектуальные ресурсы. В Финляндии, например, в какой-то момент все стороны осознали особенность сложившейся ситуации и сели за стол переговоров, создали агентство по инновационному развитию и начали выстраивать системную работу.