Осталась половина

Русский бизнес
Москва, 02.08.2010
«Эксперт Юг» №30-31 (119)
Пережившие кризис консалтинговые компании, работающие на юге России, оценивают потери конкурентов и рынка в целом, который за 2009 год сильно поредел — почти половина его участников не смогли преодолеть кризис

Несмотря на то что выручка консалтинговых компаний, участвующих в рейтинге, в среднем выросла на 20%, рынок на юге России в минувшем году всё же существенно просел. С тем, что ёмкость рынка уменьшилась, не спорит никто, однако в количественных показателях объёмов падения игроки расходятся во мнении — в среднем сокращение рынка консалтинговых услуг оценивается в 30%.

Точка бифуркации

«По сравнению с 2008 годом ёмкость рынка консалтинговых услуг уменьшилась, по предварительным оценкам, на 40 процентов, — полагает директор краснодарской группы компаний “Агентство оценки, экспертизы и консалтинга” Андрей Батыров. — В условиях кризиса предприятия стараются меньше привлекать внешних консультантов и обходятся силами штатных сотрудников».

«По нашим прогнозам, в 2009 году общее падение рынка должно было составить 20–25 процентов с падением в отдельных сегментах до 50 процентов, — рассуждает Владимир Степанов, исполнительный директор ЗАО “Центр содействия развитию малых предприятий «ИЛЕКТА»” (Ставрополь). — По нашему мнению, данный прогноз отразил реальную ситуацию на рынке в целом и для нашей компании в частности. В то же время отдельные сегменты рынка оказались вообще невостребованными». Например, серьёзно пострадала оценочная деятельность. По словам директора ростовской компании «Логос» Любови Алтуховой, в 2009 году ёмкость рынка оценочных услуг упала не менее чем на 50%.

«Текущее состояние рынка можно оценить как “выход из комы”, так как большинство компаний, которые пережили полтора кризисных года, сейчас “наращивают жир” и компенсируют полученные убытки, — рассуждает директор маркетинг-агентства “БрендХаус” (Ростов-на-Дону) Алиса Гордеева. — На наш взгляд, в ближайшее время рынок будет восстанавливаться, возвращаться к докризисному уровню. Появление новых игроков маловероятно».

Спрос на консалтинговые услуги можно назвать производным от успехов развития их клиентов. «Консалтинг — это наиболее пострадавший от кризиса сектор профессиональных услуг, — считает партнёр краснодарской аудиторско-консалтинговой группы (АКГ) “Ваш СоветникЪ” Александр Полиди. — Такая ситуация привела к нарастанию проблем внутри бизнеса клиентов консалтинговых компаний, поскольку в большинстве случаев обеспечить приемлемое качество работ, ранее выполнявшихся консультантами, внутренними силами оказалось невозможно».

По-иному ощущают изменения в южном регионе в компаниях мирового уровня. «Наша работа по предоставлению услуг в области аудита, налого­обложения и консалтинга подтверждает растущую потребность регионального бизнеса к изменениям и его готовность играть по международным правилам», — оптимистично характеризует ситуацию в регионе управляющий партнёр Южного регионального центра компании КПМГ в России и СНГ Максим Самарин.

Курс на универсализацию

Одной из тенденций, сложившихся в кризис на рынке консалтинга юга России, стало стремление его участников максимально полно удовлетворить потребности клиентов. Расширяя ассортимент услуг, компании пытались компенсировать проседающие профильные направления деятельности. Расширение зон обслуживания и перечня оказываемых услуг произошло, например, в АФ «Аудит-Консалтинг» (Ставропольский край), «Актив-Аудит» (Краснодарский край).

В кризис практически во всех компаниях обнаружились слабые места, которые в срочном порядке было необходимо укреплять. «Наша компания провела 2009 год под знаком локализации кризисных явлений и кардинальным образом перестроила внутреннюю структуру, систему мотивации и технологии работы с клиентом, — рассказывает Александр Полиди. — Удалось главное — сохранить бизнес и тот диверсифицированный портфель услуг, который определяет эксклюзивное положение компании на рынке. В 2010 году наметились позитивные тенденции: клиенты размораживают свои проекты, растёт объём оказываемых услуг “некризисного” направления: стратегический и инвестиционный консалтинг, маркетинг, рекрутинг. В этом году мы намерены развивать ранее созданную клубную систему работы с клиентами, возобновить ряд учебных программ, в том числе зарубежные семинары и тренинги».

От того, насколько успешно удалось менеджменту сориентироваться в кризисных условиях, зависела дальнейшая судьба многих компаний. В результате, как показал прошедший год, количество оставшихся на плаву консалтинговых компаний на территории ЮФО резко сократилось. В процессе подготовки рейтинга необходимо было пригласить всех более-менее активных участников рынка — в этот момент мы и столкнулись с тем фактом, что ряд компаний уже не работают, съехали неизвестно куда или закрылись. В более экономически развитых регионах потери консалтеров меньше, в слабых субъектах, где консалтинг только зарождался, — более серьёзные. «Многие мелкие компании покинули рынок, будучи не в состоянии адаптироваться к новым условиям, поэтому в настоящий момент рынок консалтинговых услуг Астрахани представлен лишь несколькими крупными компаниями», — характеризует ситуацию в своём регионе председатель совета директоров ООО «Консалтинг АБВ» Артём Бажан.

Тем не менее, в нынешнем публичном рейтинге представлено больше компаний, чем в предыдущем, что говорит о формировании правильного отношения игроков рынка к открытости и публичности консалтингового бизнеса как такового (см. таблицу). Участие в публичных рейтингах благотворно влияет на репутацию, роль которой на консалтинговом рынке значительна, а в кризисный и посткризисный период существенно возрастает. «Именно рекомендации обеспечивают компании 70 процентов новых клиентов», — резюмирует Алиса Гордеева.

Сосредоточенные в кризис на выживании и сохранении бизнеса, консалтинговые компании показывали противоположные результаты эффективности, рассчитываемой как выручка в расчёте на одного специалиста (см. таблицу). Разрыв в данном показателе в 2009 году, по данным участников рейтинга, ошеломляет и превосходит результаты прошлогоднего исследования. Как видно из таблицы, диапазон производительности консалтинговых компаний оказался 34-кратным: от 71,4 тысячи рублей до 2,4 млн руб­лей выручки на одного специалиста. Причём, по сравнению с более благополучным 2008 годом, есть пример, когда компании в кризис удалось повысить производительность почти в 4 раза («Консалтинговая группа “Бизнес”»), некоторые демонстрировали прирост выручки на одного специалиста более чем наполовину («Системы независимой оценки», «Инком-Аудит»). У других она, напротив, упала в 2 раза.

Где деньги лежат

34% совокупных доходов участникам рейтинга в 2009 году принесла оценочная деятельность, доля которой по сравнению с предыдущим периодом сократилась на 5%. А вот доходы от юридического консалтинга в области хозяйственного права сократились значительнее: с 25,3 до 18,7%. Вызвано это в первую очередь резко упавшим количеством сделок с недвижимостью и приостановкой строительства многих жилых и промышленных объектов, требующих полноценного юридического сопровождения. Анонсируемые ранее планы ряда южных компаний по выходу на фондовые биржи, приобретению нового бизнеса, слияниям и поглощениям, требующие весьма дорогостоящего правового сопровождения, также были в ряде случаев скорректированы кризисом.

Резко — с 15,7 до 9,4% — снизилась доля выручки от оказания услуг в области финансового управления. Одновременно в 2009 году возрос вклад в совокупную выручку услуг в области стратегического планирования и организационного развития (с 2,3 до 4%). Очевидно, это было вызвано потребностью оставшихся платёжеспособных клиентов перестроить бизнес во время кризиса и принять принципиальное решение, в каком направлении развиваться. Существенно (до 4,4%) возросла и доля консалтинга в области организации производства товаров и услуг, что не было прогнозируемо год назад. Почти в четыре раза (до 10%) увеличилась доля налогового консалтинга, на что, скорее всего, повлияло возросшее внимание налоговых органов к налогоплательщикам, вызванное серьёзным падением сборов в кризис.

Стратегический консалтинг актуален для властей: надо развивать региональные бренды, выстраивать модель интеграции территорий в национальную и глобальную экономики

Ставка на инновации и региональные бренды

Смена потребностей компаний в кризис повлияла и на оценки перспективности различных сегментов консалтингового рынка. В АКГ «Ваш СоветникЪ» приоритетным направлением развития считают стратегический консалтинг в связке с юридическим, маркетинговым и инвестиционным. «Стратегия развития бизнеса — это в первую очередь его эффективное структурирование и создание долгосрочных преимуществ на рынке — основы устойчивого роста, — говорит Александр Полиди. — Бизнес понимает, что кризисные явления могут повторяться, пусть и в локальном масштабе, поэтому создание эффективной бизнес-модели — это завтрашний день отношений “клиент — консалтер”. Опыт столичных консультантов об этом убедительно свидетельствует. Кроме того, стратегический консалтинг вновь обретает актуальность для государства и муниципалитетов: сегодня надо развивать региональные бренды, выстраивать модель интеграции территорий в национальную и глобальную экономические системы, находить современные и эффективные формы регулятивной политики. Более результативно делать это совместно с консультантами». Из новых направлений в компании отмечают консалтинг по оптимизации бизнес-процессов и консалтинг по внедрению системы управления рисками.

Директор ставропольской компании «Бизнес-Константа» Наталья Яковенко перспективным считает сегмент услуг по разработке антикризисных программ и программ финансового оздоровления. Андрей Батыров полагает, что наиболее перспективны сегменты, связанные с привлечением заёмного финансирования (бизнес-планирование, оценка залогового обеспечения, подготовка документов для подачи в кредитное учреждение и т. д.), и те, в которых оказываются услуги, имеющие обязательный характер (оценка объектов государственной собственности для целей купли-продажи, аренды и т. д.). «Сегодня одна из наиболее популярных услуг финансового консалтинга — легализация деятельности предприятий среднего и малого бизнеса, — говорит исполнительный директор ООО “Премьер-Аудит” (Ростов-на-Дону) Виктория Кострова. — Связано это, прежде всего, с проблемами привлечения инвестиционных средств, выгодных клиентов и с правовыми трудностями с фискальными органами. В связи с этим востребованными являются услуги в сферах реструктуризации бизнеса, оптимизации затрат».

Игроки российского масштаба видят перспективы и в других областях, которым местные игроки по ряду причин уделяют мало внимания. Например, в компании «Финансовый и организационный консалтинг» к перспективным направлениям относят консалтинг в сферах государственно-частного парт­нёрства, инновационного развития, государственного управления.

Траектории будущего

Кризис существенно сократил количество консалтинговых компаний, работающих на юге России. Сохраняется благоприятная ситуация для развития процессов слияния мелких региональных компаний с более крупными, а также присоединения к сетевым структурам наиболее сильных, оставшихся самостоятельными региональных игроков. «Я бы не сказал, что именно кризис существенно сократил количество консалтинговых компаний — здесь, скорее всего, сыграли свою роль объективные процессы концентрации и специализации, — рассуждает председатель совета директоров ростовской консалтинговой группы “Бизнес” Ярослав Кошелев. — С одной стороны, клиент будет тянуться к тем компаниям, которые оказывают наиболее широкий спектр услуг (то есть реализуют все запросы клиента “под ключ”). С другой стороны, для клиента важно качество услуги по разумной цене, что могут обеспечить только финансово стабильные компании, в которых работают специалисты высокого класса. В силу этого многие мелкие игроки исчезли с рынка ввиду отсутствия спроса на их услуги. В ближайшее время будут усиливаться процессы укрупнения компаний-консультантов и снижения количества игроков на данном рынке».

Самим консалтерам важно понять, в каком направлении будет в дальнейшем развиваться консалтинг на Юге. Местные игроки и представители крупнейших компаний видят текущее положение и перспективы развития по-разному. «Консалтинговые услуги на юге России в масштабах страны в настоящее время оказываются на высоком уровне, — оценивает ситуацию Яро­слав Кошелев. — Подтверждением тому является достаточно большой объём заказов из Москвы и Санкт-Петербурга с местом исполнения не на территории дислокации консультанта. Например, работники нашей компании многократно вылетали в командировки по заказам компаний из других субъектов». В то же время представитель входящей в «большую четвёрку» АКГ компании КПМГ Максим Самарин полагает, что на рынке юга России сейчас не так много профессиональных консультантов. 

Не стоит упускать из виду и появление в регионе второго после предстоящей Олимпиады в Сочи фактора, формирующего грандиозный платёжеспособный спрос на консалтинг. Речь идёт о принципиально новом подходе к социально-экономическому развитию субъектов Северного Кавказа, заявленном федеральными властями и подкрепляемым решениями о финансировании конкретных проектов, причём по длительности действия этот фактор существенно превышает олимпийский. Разработка стратегий развития территорий, в том числе необходимость создания их благоприятного образа, решение задач привлечения инвестиций для реализации амбициозных проектов, работа региональных властей с иностранными инвесторами, встраивание депрессивных субъектов в развитое социально-экономическое пространство и т. п. создают пока ещё не оценённый в объёмах платёжеспособный спрос на соответствующие консалтинговые услуги. Правда, за обслуживание потребностей территорий Северного Кавказа в консалтинге будут конкурировать не столько региональные компании, сколько крупные сетевые структуры федерального и международного уровней, которые будут привлекать местных игроков в качестве соучастников и субподрядчиков. Так, главным разработчиком стратегии развития Северного Кавказа выступило федеральное Национальное агентство прямых инвестиций, при этом ряд направлений документа достался местным консалтерам — ставропольской группе AV.

Рейтинг консалтинговых компаний, работающих на юге России, по итогам 2009 года

Методы и информация

Рейтинг консалтинговых компаний юга России подготовлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» с использованием методологии рейтингового агентства «Эксперт РА» и базируется исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Корректность данных гарантируется подписью первого лица и печатью организации. Для участия в рейтинге были приглашены более 250 компаний, работающих на территории ЮФО и СКФО. В качестве основного показателя ранжирования взят объём выручки от оказания консалтинговых услуг за 2009 год. Компании, чья материнская организация зарегистрирована на территории ЮФО или СКФО, предоставляли данные по всей компании. Если головная компания зарегистрирована за пределами указанных округов, то учитывались данные по итогам работы её подразделений на юге России или работы с клиентами, находящимися на юге России.                                   

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№30-31 (119) 2 августа 2010
Жилищное строительство
Содержание:
Диагноз верный, но неполный

Волгоград оказался «отрицательным примером» для других региональных столиц в сфере жилищного строительства. Однако делегация во главе с премьером Владимиром Путиным городу предписала лечить лишь один из симптомов «болезни»

Реклама