Стройки особого назначения

Спецвыпуск
Москва, 02.08.2010
«Эксперт Юг» №30-31 (119)
В настоящее время компания «Трансстрой» ведёт три важных транспортных проекта в предолимпийском Сочи — строительство шоссе-дублёра Курортного проспекта, проект инженерной защиты Имеретинской низменности и строительство грузового порта в Имеретинской бухте. Реализация этих проектов иллюстрирует ситуацию в сфере транспортного строительства

Все компании, связанные обязательствами с ГК «Олимпстрой», знают, насколько жёсткие условия по срокам ввода объектов в строй перед ними ставятся. Дату начала Олимпиады никто не отменит, поэтому строители должны быть готовы реагировать на любой форс-мажор. Так, в конце прошлого года грузовой порт в Имеретинке стал неожиданной жертвой разразившегося в Чёрном море шторма, который разбил защитную дамбу и утопил часть строений в бухте. Строители вынуждены были возводить заново и восстанавливать уже построенный объект. Об опыте реализации проектов в условиях противодействия стихии, непростом процессе согласования проектов с заказчиком и последствиях мирового финансового кризиса корреспондент «Эксперта ЮГ» побеседовал с генеральным директором ООО «Проектно-строительная компания “Трансстрой”» Иваном Кузнецовым.

— Проект грузового порта в Сочи реализуется в форме государственно-частного партнёрства ФГУП «Росморпорт» и компании «Базовый элемент». Каковы обязанности сторон в этом проекте?

— Инвестиционная составляющая, заказчиком которой выступает «БазЭл», включает строительство восьми универсальных причалов для приёма генеральных и навалочных грузов, проведение работ по берегоукреплению, создание береговой инфраструктуры и установку технологического оборудования. В федеральную часть проекта, которая финансируется из госбюджета, входит строительство защитных молов и проведение дноуглубления в акватории порта. Строительство инвестиционной и одной федеральной части объекта ведёт ЗАО «Инжиниринговая корпорация “Трансстрой”».

Условия форс-мажора и надзора

— Насколько декабрьский шторм изменил план строительства?

— Изначально предполагалось сдать в эксплуатацию первую очередь олимпийского порта в декабре прошлого года. В конце ноября 2007 года два причала были готовы принять корабли с грузами. Однако в ночь на 14 декабря десятиметровые волны разрушили шпунт оградительных сооружений. Разрушения в основном коснулись незамкнутого контура заградительных сооружений федеральной части проекта, потому что строительство не было завершено.

1

Для выяснения причин происшествия была создана специальная комиссия министерства транспорта и Росморпорта, привлекались специалисты независимых российских институтов. Комиссия признала, что имел место форс-мажор. Причина разрушений в том, что по проекту конструкции были рассчитаны на шторм в восемь баллов, а не на десять, которые случаются здесь, может, раз в пятьдесят лет. Объекту был нанесён урон на сотни миллионов рублей. Пуск первой очереди грузового порта перенесли на апрель. Проект доработали: конструкция защитных сооружений была усилена с расчётом на шторм в 12 баллов.

Несмотря на скептические прогнозы экспертов, первая очередь грузового порта начала работу согласно графику. Мощность перевалки первой очереди порта рассчитана на приём 2 миллионов тонн грузов в год, в том числе щебня, песка, цемента, а также грузов в контейнерах. Полное завершение строительства инвестиционной части и выход порта на проектную мощность 5 миллионов тонн в год запланировано на декабрь 2010 года. Сейчас мы стремимся максимально использовать благоприятные погодные условия летнего сезона, чтобы выполнить обязательства. Готовность объекта сегодня составляет 70 процентов от общего объёма работ, предусмотренного инвестиционной частью контракта. Сейчас ведутся дноуглубительные работы, по завершению которых будут сданы в эксплуатацию ещё два причала грузового порта и общее количество причалов достигнет пяти.

— Другой ваш сочинский объект — строительство шоссе-дублёра Курортного проспекта. Нужно ли под него высвобождать территорию города? Насколько это осложняет работу?

— Действительно, при подготовке площадки под строительство, заказчику необходимо провести большую работу по выкупу жилья, переселению людей, выплате компенсации, переносу объектов. Это, конечно, задерживает строительство. К счастью, первая очередь дублёра мало где пересекает территории, на которых расположены жилые дома, прочие здания и сооружения. Мы идём в графике и надеемся этот график выдержать. Сдача первой очереди запланирована на январь 2012 года.

Строительство автомагистрали-дублёра Курортного проспекта Сочи началось в конце прошлого года, новая дорога должна решить проблему дорожных заторов, и потому крайне необходима городу-курорту. С учётом сжатых сроков всё это делает задачу довольно сложной. Но входящий в холдинг «Трансстрой» «Тоннельный отряд-44» имеет богатый опыт возведения эстакад на дороге Обход Сочи, поэтому затруднений при реализации проекта возникнуть не должно. Работы на строительстве дороги-дублёра идут круглосуточно и без выходных. Делается всё для максимально эффективного использования рабочего времени и повышения производительности труда. К строительству тоннелей привлечено более 800 человек. Но сжатые сроки диктуют необходимость увеличить их количество до 1,7 тысячи. Предполагается увеличить штат за счёт командированных шахтёров из Ростовской и Тульской областей.

— Ко всем участникам олимпийской стройки применяют по российским меркам высокие экологические требования. Как они выглядят в вашем случае?

1

— Сохранению окружающей среды в максимально возможной экологической чистоте при проведении строительных работ уделяется, конечно, большое внимание. По собственной инициативе «Тоннель­ный отряд-44» приобрёл за рубежом спецтехнику для улавливания пыли, которая образуется при работе проходческого комбайна во время прокладки тоннеля. Под землёй из-за пыли видимость практически нулевая. Но, кроме того, что пылеулавливающая машина улучшает условия в месте разработки породы, она не позволяет мелкой взвеси песка и пыли вырваться наружу и загрязнить чистую атмосферу сочинского курорта. Таким образом, делается всё для того, чтобы доставлять минимум дискомфорта жителям и гостям Сочи.

Перед началом работ по устройству тоннелей на участке предварительно были проведены изыскания специалистами ООО «Сочитранстоннельпроект ТО-44». Применялись новейшие методы исследований, включая электротомографию горных пород. Несмотря на благоприятную оценку изыскателей, непрерывно ведётся комплексный мониторинг проходки тоннелей. Он позволяет оперативно реагировать на любые изменения в земной коре. С учётом сейсмичности в районе стройки, в тоннелях применяют антисейсмическую отделку, а на эстакадах устанавливают демпфера и усиленные опоры.

— На ваших объектах часто идут проверки?

— По понятным причинам строительные участки олимпийских объектов находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Проверки Ростехнадзора и Олимпийского комитета следуют одна за другой. Пока серьёзных замечаний к строителям нет.

Транспортное строительство оживает

— Каким образом в жёстких условиях конкурсов на транспортные проекты в Сочи вам удаётся предлагать наименьшую цену?

— У «Трансстроя» есть производственные подразделения, исторически работающие и базирующиеся в Сочи. Это «Тоннельный отряд-44» и «ГТ-Югтрансстрой». Компаниями реализован уже ряд объектов в регионе, среди которых и строительство дороги Обход Сочи, и строительство аэропорта в Геленджике. Кроме того, налажены все связи с поставщиками и подрядчиками. И поэтому мы можем предложить серьёзное снижение цены.

Чем руководствуются другие компании, уменьшая стоимость работ, для меня остаётся загадкой. Так или иначе, в конкурсе следующего этапа строительства «Трансстрой» тоже примет участие.

— Усилилась ли конкуренция между компаниями?

— Значительно. В современных условиях резкого сокращения числа проектов по строительству инфраструктурных объектов по стране конкуренция между игроками рынка возросла. На каждый конкурс выходят минимум по пять компаний.

Конкурс на выполнение, например, проекта инженерной защиты Имеретинской низменности был закрытым и состоял из нескольких этапов. «Трансстрой» предложил заказчику наиболее интересные условия по срокам исполнения и стоимости работ. Но это первый прецедент в моей практике, когда после проведения конкурса был устроен ещё и аукцион по выбору подрядчика. Компании сегодня вынуждены бороться за каждый объект, невзирая на свои реальные позиции в том или ином регионе.

— Как повлиял кризис 2008 года на показатели вашей компании?

— В 2009 году консолидированный оборот компаний холдинга снизился до 39 миллиардов рублей с 43 миллиардов рублей годом ранее. Однако в 2010 году, по прогнозу, «Трансстрой» должен выйти на уровень 46 миллиардов.

— Это рынок начал расти после падения или вы растёте?

— Прошлый год стал для нас, как и для большинства российских строительных компаний, годом резкого сокращения числа конкурсов и тендеров по проектам транспортного строительства. Происходило планомерное урезание объёмов финансирования по всем федеральным контрактам на строительство транспортных объектов, в том числе и по уже строящимся. В одностороннем порядке подрядчики по федеральным проектам вынуждены были сократить существующие контракты на 15 процентов. Кроме того, мы наблюдали полное замораживание всех инвестиционных проектов и проектов ГЧП. В этом году — картина иная. Государственная программа развития транспортной отрасли начала реализовываться, несмотря на некоторое сокращение числа федеральных программ и объёмов финансирования. Руководство страны исключительно внимательно относится к проблемам современного состояния транспортной инфраструктуры, а также к вопросам её развития. Это внимание правительства всегда становится хорошим стимулом для развития новых транспортных проектов, в том числе и строительных с государственным финансированием. Одновременно с этим появились первые компании, которые разморозили свои инвестиционные планы по строительству больших инфраструктурных проектов. В текущем году уже дан старт нескольким масштабным стройкам с частным финансированием или финансированием по принципу ГЧП. Учитывая далеко не последнее место нашей компании на рынке транспортного строительства, эта положительная динамика позволяет сделать определённый вывод о векторе развития отрасли.    

Справка о компании

ООО «Проектно-строительная компания “Трансстрой”» — крупнейший в России акционерный строительный холдинг, специализирующийся на реализации масштабных проектов транспортной инфраструктуры в стране и за рубежом. Входит в строительный сектор компании «Базовый элемент». Объединяет более 30 разнопрофильных компаний. Численность персонала — 7 750 человек. За последние 10 лет холдингом реализовано более 100 крупных и уникальных строительных проектов на территории от Балтики до Чёрного моря и Сахалина. Общий объём выполненных работ и услуг составил в 2009 году 39 млрд рублей.              

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№30-31 (119) 2 августа 2010
Жилищное строительство
Содержание:
Диагноз верный, но неполный

Волгоград оказался «отрицательным примером» для других региональных столиц в сфере жилищного строительства. Однако делегация во главе с премьером Владимиром Путиным городу предписала лечить лишь один из симптомов «болезни»

Реклама