Стивидор всех морей

Повестка дня
Москва, 27.09.2010
«Эксперт Юг» №37-38 (126)

Собственники ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) и ООО «Приморский торговый порт» (ПТП) договорились о приобретении владельцами ПТП контрольного пакета акций (50,1%) новороссийского предприятия. Сделка по консолидации двух важнейших нефтеперевалочных активов в одних руках приведёт к появлению в России крупнейшего портового оператора и отдаст под его контроль главные ворота нефтяного экспорта страны.

Пресс-служба НМТП распространила информацию, согласно которой бенефициары компании Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько через структуру Kadina Ltd сначала выкупают 100% акций Приморского порта (Выборгский район Ленинградской области), а затем продают контрольный пакет бенефициарам ПТП (государственная АК «Транснефть» и ИГ «Сумма Капитал» дагестанского предпринимателя Зиявудина Магомедова). Подробности сделки не указываются, стороны предпочитают пока не комментировать детали предстоящей сделки, поскольку предстоит ещё добиться согласия советов директоров и получить разрешения антимонопольных органов. Столь сложная схема позволит новому собственнику слить портовые активы в единое юридическое лицо, упростив управление.

Аналитики дают различные оценки стоимости сделки. Эксперт ИК «АТОН» Юлий Матевосов оценивает весь пакет акций НМТП в 4,8 млрд долларов, а его 50,1% с учётом премии за контроль (10–15% от стоимости) — в пределах 2,5 млрд долларов. Рыночная капитализация контрольного пакета, по мнению г-на Матевосова, составляет порядка 1,5 млрд долларов. Аналитики исследовательского агентства InfraNews полагают, что сегодня речь может идти о меньшей сумме: 700 млн — 1 млрд долларов.

В случае, если сделка состоится, «Транснефть» и «Сумма капитал», для которых портовый бизнес одинаково непрофильный, консолидируют у себя мощности по перевалке 140–150 млн тонн нефтеналивных грузов в год (в 2009 году ПТП перекачал 79,1 млн тонн, НМТП — 58,5 млн тонн). Приморский порт монопрофильный, специализируется только на перевалке нефтепродуктов, доставляемых туда по балтийской трубопроводной системе. В Новороссийском порту расположен нефтерайон Шесхарис, через который отправляется за рубеж 60% всего нефтяного экспорта России. По информации гендиректора НМТП Игоря Вилинова, компания планирует построить в Шесхарисе дополнительный глубоководный причал № 1А, вложив в реконструкцию порядка 130,1 млн долларов, что позволит увеличить мощности по перевалке на 15 млн тонн. В результате порт сможет принимать суда любого дедвейта, способные проходить проливы Босфор и Дарданеллы.

Учитывая, что в 2009 году из страны было экспортировано 100,6 млн тонн сырой нефти и 48,1 млн тонн нефтепродуктов, несложно подсчитать, что новая структура теоретически будет способна полностью перекачивать всё отечественное «чёрное золото». Если тариф за перекачку тонны нефти колеблется в пределах 4-5 долларов, то в год крупнейший нефтеперевалочный стивидор России сможет зарабатывать с двух портов как минимум 560 млн долларов.

Ещё совсем недавно президент «Транснефти» Николай Токарев высказывал недовольство высокими тарифами, которые его компания была вынуждена платить за перевалку нефти в Новороссийском порту. Теперь вопросы тарифного регулирования для «Транснефти» отпадут сами собой — они скорее будут волновать крупнейшие нефтехолдинги, которым придётся переваливать углеводороды в Новороссийске и Приморске уже по ценам, установленным единым собственником. В данном случае в выигрыше остаётся государство.

Выиграют от сделки и миноритарии, ибо смена «мейджоров» с приобретением мощного актива лишь повысит капитализацию НМТП с перспективой роста дивидендов. Есть и ещё одна структура, которая может оказаться в выигрыше в ближайшем будущем — это ОАО «РЖД», контролирующее 5% акций компании, доставшиеся ей в ходе IPO. Учитывая то, что в этом году 20-процентный госпакет акций НМТП внесён в план приватизации, вторая после «Газпрома» госмонополия вполне может использовать административный ресурс для его приобретения и доведения своего пакета до блокирующего. В руководстве железнодорожного ведомства ещё несколько лет назад пытались получить в доверительное управление госпакет. В то же время, по мнению Юлия Матевосова из «АТОНа», в настоящее время у РЖД нет собственных средств на столь значительные затраты.

НМТП не новичок на Балтике. В феврале 2008 года компания приобрела 100% акций ООО «Балтийская стивидорная компания» (Калининградская область), специализирующегося на контейнерных перевозках. По словам Игоря Вилинова, в инвестпрограмме НМТП теперь есть пункт об инвестировании 70 млн евро в увеличение объёма перевалки на Балтике с 85 до 300 тысяч контейнеров (в 20-фу­товом эквиваленте). Кроме того, компания приобрела 50% акций строящегося контейнерного терминала в Ломоносове (Ленинградская область). На первом этапе, к 2015 году, собственник планирует запустить грузопассажирский терминал мощностью 7 млн тонн грузов в год, далее — контейнерный и рефрижераторный терминалы, а также терминал по перевалке генеральных грузов. К 2020 году общая мощность портового комплекса должна составить 42 млн тонн в год. Таким образом, НМТП и так уже раздвинул свои границы от моря до моря, получив возможность обрабатывать суда как южного, так и северного направления.

После завершения сделки «Транснефть» и «Сумма капитал» будут владеть контрольным пакетом НМТП на паритетных началах. Однако далеко не так очевидно, что у новых собственников с их «непрофильной специализацией» получится эффективно управлять столь громоздкими активами, оперативно реагируя на изменения на столь волатильном рынке. 

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№37-38 (126) 27 сентября 2010
Сочинский форум
Содержание:
Инфраструктура снизу

Сочинский инвестиционный форум показал, что субъекты юга России постепенно вырабатывают общие посткризисные решения, позволяющие максимально эффективно продавать потенциал региона. В массовом порядке они теперь предлагают инвесторам разного рода индустриальные парки, кластеры и промзоны

Реклама