Конкуренция за лучших

Спецвыпуск
Москва, 11.10.2010
«Эксперт Юг» №39-40 (128)
По словам управляющего ростовским филиалом ОАО «Промсвязьбанк» Игоря Пятигорца, на банковском рынке сегодня во всех сегментах идёт жёсткая конкуренция за хорошего клиента — особенно в кредитовании крупных клиентов, малого и среднего бизнеса (МСБ) и физлиц

— С весны говорят о «разморозке» кредитования — по каким направлениям оно проходит?

— Одним из основных направлений деятельности Промсвязьбанка является кредитование МСБ: даже в кризисный период наш банк не прекращал работать с этим сегментом рынка. По итогам прошлого года Промсвязьбанк занял пятое место среди банков России по объёмам выданных кредитов — новые кредиты МСБ составили 39,6 миллиарда рублей. Сейчас рынок МСБ восстанавливается, однако до докризисных темпов роста пока далеко. По мнению экспертов, этот рынок в 2010 году вырастет на 10–15 процентов, в то время как в 2005–2007 годах он рос на 40–60 процентов в год. Но 10–15 процентов — уже хороший показатель, ведь в разгар кризиса рынок сократился в два раза. Ставки по кредитам сейчас практически сравнялись с докризисным уровнем. Но проблема в том, что количество качественных заёмщиков сократилось — сказалась макроэкономическая нестабильность. С другой стороны, конкурентная борьба обострилась, что клиентам на руку. Резюмируя, могу сказать, что стабильно работающему предприятию, имеющему постоянную выручку, получить кредит достаточно легко.

— Ряд банков весной ввязались в борьбу за крупных клиентов. Какие у вашего банка планы по этому направлению?

— Большинство банков действительно начали борьбу за крупных клиентов. Но кризис заставил их по-новому взглянуть на отраслевую структуру портфеля. Например, у нас приоритетами текущего года остаются связь и телекоммуникации, транспорт, информационные технологии, фармацевтика, энергетика, газовая промышленность и розничная торговля. По мере восстановления ситуации на рынке на первый план выходят комплексное обслуживание предприятий, дополнительные услуги для юридических лиц. В нашем банке, например, с 1 октября запущена новая услуга для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — проведение срочных платежей в рублях через систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП). БЭСП является частью платёжной системы Банка России и предназначена для проведения срочных расчётов в режиме реального времени для участников системы независимо от их территориального расположения.

Промсвязьбанк для привлечения новых крупных клиентов снижает ставки по кредитам. Но мы не демпингуем. Внимательно смотрим на экономику компаний, которые обращаются к нам. Если у заёмщика стабильное положение, есть рынок сбыта, источники погашения кредита, то компания имеет все шансы его получить.

— Насколько работа Гарантийного фонда Ростовской области влияет на динамику кредитования МСБ?

У большинства потенциальных заёмщиков возникают трудности с наличием необходимого залогового обеспечения. Гарантийный фонд выступает поручителем по кредитам и эффективно решает залоговую проблему. Потенциальный заёмщик сначала обращается в банк. Если единственная проблема — в недостаточности обеспечения по кредиту, то клиент может воспользоваться поручительством фонда. Все документы за него готовит банк. Требований и ограничений со стороны фонда немного: компания должна быть зарегистрирована в Реестре субъектов МСБ, не должна производить подакцизные товары и торговать ими, не должна иметь недоимки по налогам. После проверки документов и кредитной истории заёмщика фонд предоставляет банку свои гарантии в размере до 70 процентов от суммы кредита. На оставшуюся долю заёмщику уже значительно легче подобрать обеспечение. Благодаря деятельности фонда появилась возможность расширить доступ МСБ к кредитным ресурсам. К слову, 12 октября Промсвязьбанк и Гарантийный фонд Ростовской области реализуют информационный проект для представителей МСБ «Дни малого и среднего бизнеса в Ростове-на-Дону». В рамках форума можно узнать о федеральных и региональных программах поддержки МСБ.

— Насколько правомерно говорить об оживлении потребительского кредитования?

— В 2010 году началась «разморозка» потребительского кредитования. В Промсвязьбанке розничные продукты начали «пилотировать» с начала этого года, а в июле линейка потребительского кредитования стала действовать во всей сети банка. С 1 октября по 15 декабря в Промсвязьбанке проходит акция, в рамках которой клиенты могут получить кредит по сниженной ставке. Помимо этого, изменена ставка по долгосрочным кредитам: кредит на пять лет можно получить по цене трёхлетнего, что увеличивает возможность получения желаемой суммы кредита при уменьшении размера ежемесячного платежа по кредиту. Для заёмщика сейчас хорошее время. Клиентов с незапятнанной кредитной историей стало меньше, и банки развернули за них настоящую борьбу. Жёсткая конкуренция вынуждает банки активно идти навстречу потенциальным клиентам, предлагая гибкие условия кредитования, ставки падают, улучшается сервис. Один из уроков, который, наверное, заёмщиками усвоен надолго: кредит — это расчёт, и прежде чем поставить подпись под договором с банком, необходимо всё детально просчитать.

— Какой динамики роста по основным показателям филиала вы ожидаете в 2010 году?

— В первом полугодии 2010 года кредитный портфель Промсвязьбанка продемонстрировал позитивную динамику: кредиты корпоративного сегмента выросли на 11 процентов, а кредиты предприятиям МСБ — на 4 процента. Данные показатели в несколько раз превышают средний уровень роста объёмов кредитования в России — 3,1 процента за первое полугодие, по данным ЦБ РФ. Таких показателей банку удалось достичь как за счёт увеличения объёмов кредитования клиентов с длительной историей сотрудничества, так и за счёт притока новых клиентов. Депозиты физических лиц демонстрировали позитивную динамику (рост — 8 процентов) в первом полугодии 2010 года.

Новости партнеров

Реклама