Управлять проектом на наноуровне

Повестка дня
Москва, 22.11.2010
«Эксперт Юг» №45-47 (136)

Фото: Арина Барсукова

В конце октября на физическом факультете Южного федерального университета (ЮФУ) состоялось открытие междисциплинарной студенческой лаборатории «Нанодизайн: физика, химия, компьютерное моделирование», созданной в научно-образовательном центре (НОЦ) «Наноразмерная структура вещества» при поддержке Фонда целевого капитала ЮФУ. Объём поддержки символический — 90 тысяч руб­лей, но появление такой лаборатории стало знаковым этапом развития этого научно-образовательного центра, работы исследователей которого уже многие годы традиционно публикуются в рейтинговых международных научных журналах.

«Главная идея создания лаборатории заключается в междисциплинарности, — рассказал на открытии лаборатории нанодизайна её директор Александр Гуда. — Мы хотим предложить междисциплинарный практикум студентам различных специальностей, что позволит совместно проводить научную работу». Под нанодизайном молодые ученые понимают многомасштабное моделирование с использованием уникальных персональных суперкомпьютеров, которое позволяет проводить дизайн атомной и электронной структур новых материалов практически в интер­активном режиме.

По мнению руководителя лаборатории, обучение в междисциплинарном практикуме будет интересно для студентов целого ряда факультетов: для биологов, исследующих белóк, физиков, занятых новыми материалами, геологов, изучающих процессы создания минералов, химиков, исследующих протекание реакций. Обучение будет полезно и историкам, интересующимся неразрушающим анализом исторических ценностей, а также исследователям в области фармацевтики, изучающим структуру новых лекарств. «Практикум включает восемь теоретических и восемь практических занятий на оборудовании Центра коллективного пользования и подразделений университета», — поясняет Александр Гуда. Студентам предоставляется возможность проведения научной работы непосредственно во время прохождения практикума. Совместная работа молодых учёных на стыке различных специальностей под крышей одной лаборатории имеет все шансы получить практические результаты в  самых разных отраслях: от собственно научного знания до медицины.

«Первым нанотехнологом был Господь Бог», — шутят на физическом факультете молодые ученые, и это их, видимо, вдохновляет. Сотрудники НОЦ «Наноразмерная структура вещества» в своих исследованиях используют уникальные ультрасовременные программы и оборудование — например, единственный в Европе спектрометр Rigaku-XAS, позволяющий исследовать структуры веществ, которые нельзя рассмотреть в микроскоп. В лабораториях НОЦ объектами исследования стали нанобиосистемы, катализ, нанофотоника, разбавленные магнитные полупроводники, новые противораковые препараты, ядерные отходы. Новейшее уникальное оборудование позволяет, например, исследовать локальную атомную структуру, рассчитывать электронные свойства и на их основе определять, какими свойствами будет обладать данный материал. Особое значение имеет и то, что большинство объектов были не просто наноструктурированы, но и синтезированы здесь же, в ЮФУ, в НИИ физики и НИИ химии. Так как многие сотрудники научных лабораторий часто выезжают за рубеж, на оборудовании физфака ЮФУ они смогут работать в удалённом доступе.

«Мы сейчас наблюдаем анатомию формирования новой научно-педаго­гической школы имени Александра Солдатова», — резюмировал на открытии лаборатории первый проректор ЮФУ по научной и инновационной деятельности Евгений Айдаркин. В лаборатории НОЦ «Наноразмерная структура вещества», которой руководит профессор Александр Солдатов, в исследованиях принимают участие десятиклассники средних школ, поэтому неудивительно, что когда они становятся первокурсниками, то в первом же семестре выигрывают престижные гранты на обучение за рубежом и получают научное признание в достаточно юном возрасте. «В нынешнем году в этой маленькой лаборатории мы получили четыре гранта президента РФ для обучения за рубежом — из ста по всей России и по всем специальностям», — с гордостью говорит профессор Солдатов.

Для достижения научно-практических результатов сильной научной школы мало, необходимо уметь организовывать управление проектом с выходом на практику. Обостряется этот вопрос тем, что одной из уже традиционных проблем развития современной науки становится её финансирование на уровне проектов и управление подобными проектами с получением результата на практике. Не секрет, что ставки преподавателей в вузе далеки от доходов в бизнесе. От успешности решения этой проблемы зависит будущее как отдельных кафедр, факультетов, университетов, так и научно-исследовательских центров и реального сектора экономики. Научно-образовательный центр «Наноразмерная структура вещества» в этом отношении может служить примером как успешного привлечения финансирования научных исследований через гранты, которых накопилось уже немалое количество, так и признанных мировым научным сообществом достижений на теоретическом и практическом уровне. Поэтому открытие лаборатории нанодизайна можно рассматривать не только как выход в междисциплинарное пространство с целью получения новых знаний в смежных областях, но и как шаг к получению практических знаний, что не менее значимо для современной науки.