Порт в пакете

Сергей Кисин
6 декабря 2010, 13:40
  Юг

Руководство ОАО «РЖД» намерено побороться за обладание 20-процентным госпакетом акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт». По утверждению президента железнодорожного холдинга Владимира Якунина, его компания заинтересована в участии в управлении крупнейшим российским портом

Владимир Якунин вернулся к докризисным планам по приобретению госпакета Новороссийского порта

В настоящее время железнодорожники владеют 5% акций НМТП, и приобретение госпакета позволит им консолидировать блокирующий пакет акций порта. С началом кризиса железнодорожный холдинг отказался от этого замысла, однако в недавней беседе с «Экспертом ЮГ» Владимир Якунин заметил: «Мы заинтересованы в приобретении госпакета акций НМТП, но это будет зависеть от его стоимости, которую определит государство, исходя из рыночных реалий. По моим данным, в этом году пакет продавать не будут, поэтому пока мы решили взять паузу». По мнению г-на Якунина, консолидация блокирующего пакета акций НМТП позволит РЖД получить реальные рычаги воздействия на политику портовиков.

Пакетные перипетии

Ещё в ноябре прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил, что госпакет акций НМТП включён в план приватизации на 2010 год. По его словам, в 2010 году будут использоваться такие способы приватизации, «при которых деньги, вырученные от продажи государственных активов, пойдут в первую очередь на модернизацию самих предприятий». Однако более полугода НМТП модернизировался на собственные средства, а дата проведения торгов по продаже госпакета так и не была озвучена.

В середине сентября пресс-служба НМТП распространила информацию о достижении договорённости между бенефициарами компании Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько (через зарегистрированную на Британских Виргинских островах компанию Kadina Ltd), с одной стороны, и АК «Транснефть» и ИГ «Сумма капитал» дагестанского предпринимателя Зиявудина Магомедова, с другой, о приобретении последней стороной контрольного пакета акций НМТП (50,1%). Сделка сложная, долгая, предусматривающая первоначально слияние НМТП и ООО «Приморский торговый порт» и лишь затем смену собственников.

При этом возникли опасения по поводу судьбы миноритариев, политику в отношении которых новые собственники пока ещё окончательно не озвучили. «Структура акционеров объединённой компании после сделки подразумевает отсутствие единственного контролирующего акционера, и этот факт должен позитивно восприниматься миноритарными акционерами — как залог того, что их интересы будут учитываться в полной мере», — заявил в одном из своих интервью президент «Транснефти» Николай Токарев. Однако существует мнение, что как раз приход в порт «Транснефти», которая будет «перетягивать одеяло» на собственные грузы, может негативно сказаться как на его функционировании, так и на котировках акций. На этом фоне консолидация госпакета при наличии 5% собственных акций позволила бы РЖД не только получить блокирующий пакет акций НМТП, но и оказать серьёзное влияние на политику портовиков в плане ликвидации ожидаемых уже через месяц новогодних пробок.

Ещё два месяца назад «Эксперт ЮГ» (см.  «Стивидор всех морей» в №37–38) писал, что наиболее вероятным претендентом на госпакет является ОАО «РЖД», которое контролирует 5% акций НМТП, доставшиеся железным дорогам в ходе IPO и находящиеся в собственности подконтрольных им НПФ «Благосостояние» и ОАО «Транскредитбанк» (по 2,5%). Учитывая серьёзный административный ресурс РЖД и пробивную способность самого Владимира Якунина, можно было предположить, что компания окажется главным претендентом на обладание госпакетом. Это позволило бы холдингу довести свой пакет до блокирующего и получить место в совете директоров НМТП.

Непрофильный интерес

До кризиса Владимир Якунин открыто заявлял о своём желании обзавестись непрофильными портовыми активами — в первую очередь речь шла о долях в активах портов Новороссийска, Усть-Луги (под Петербургом) и о портах Дальнего Востока. При этом приоритет г-н Якунин отдавал крупнейшему российскому порту — Новороссийскому. Интерес к морским терминалам для перегрузки контейнеров г-н Якунин объяснял необходимостью развития наиболее выгодных транзитных контейнерных перевозок.

Но достичь соглашения не удалось, а с началом кризиса железнодорожники и вовсе вроде как охладели к блокпакету. Ещё в мае 2008 года г-н Якунин заявил, что РЖД не планирует увеличивать свою долю в НМТП.

Однако теперь положение изменилось. По утверждению генерального директора НМТП Игоря Вилинова, согласно инвестпрограмме развития порта, к 2012 году он должен выйти на уровень грузооборота в 112 млн тонн, причём контейнерные мощности должны возрасти с 85 до 300 тысяч TEU. Иными словами, упор делается именно на те грузы, на которые так рассчитывают железнодорожники. Стало быть, вопрос теперь лишь за такой ценой пакета, чтобы он был «интересен» г-ну Якунину. В ноябре 2007 года в ходе IPO на Лондонской бирже пакет НМТП в 19,38% акций ушёл за 980 млн долларов. Кризис внёс свои коррективы, и в октябре 2010 года 20% акций оценивались уже от 530 до 600 млн долларов. Сегодня предполагается, что намерения столь амбициозного игрока, как РЖД, должны вызвать рост биржевых котировок. Тем более — в преддверии покупки новыми владельцами НМТП акций миноритариев, несогласных с будущей политикой компании.

Росту упавших котировок должно способствовать и то, что, по утверждению директора департамента инвестиционных проектов ИГ «Сумма Капитал» Александра Гаврикова, его компания также намерена участвовать в аукционе по продаже госпакета НМТП. Пока неизвестна позиция по этому вопросу «Транснефти», но если и её руководство захочет получить госпакет, то драка за него как минимум восстановит упавшие на 26% и на данный момент восстановленные лишь на 9% котировки.

В ожидании пробки

Мотивы РЖД в истории с госпакетом НМТП вполне прозрачны. Ещё в 2007 году руководство железнодорожного ведомства пыталось выкупить у собственников НМТП крупный пакет не ниже блокирующего и одновременно получить в доверительное управление госпакет. Как заметил тогда в беседе с «Экспертом ЮГ» начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков, «приобретение доли в порту Новороссийска позволило бы дороге по-иному выстраивать свою инвестиционную программу расширения припортовых станций, а также избежать традиционных новогодних пробок».

Каждый год в начале января на припортовых станциях (Новороссийск, Туапсе, Грушевая и др.) в самом деле возникают огромные пробки из тысяч вагонов, которые не успевают обрабатывать в портах. Железнодорожники обвиняют портовиков в том, что причиной пробок является отсутствие должного взаимодействия между грузоотправителями, трейдерами, стивидорами и судовладельцами. По их утверждению, портовики не могут обеспечить бесперебойной разгрузки составов и предоставить необходимые складские помещения для возросшего грузопотока. В свою очередь, представители НМТП заявляют, что РЖД искусственно создаёт подобные ситуации, так как «скопление грузов на подступах к Новороссийску связано прежде всего с рискованной практикой железнодорожников брать вагоны на хранение для экспедиторов сверх утверждённых нормативов перевалки грузов в порту, получая за это плату от грузоотправителей».

Ситуация с пробками повторялась из года в год, а невозможность для РЖД без блокпакета акций влиять на политику портовиков приводила к замкнутому кругу проблем. Пока что нет никаких оснований полагать, что на начало января 2011 года ситуация хоть как-то изменится, даже несмотря на усилия портовиков и железнодорожников по налаживанию собственной инфраструктуры.