Проходим цикл потребления

Анна Филатова
25 июля 2011, 12:45

С начала года рынок потребительских кредитов ЮФО и СКФО показывал небывалые темпы роста. Но уже к 2012 году активность сегмента скорее всего пойдёт на спад

Фото: THE-WATERCOOLER.CO.UK

Сегодня южный рынок потребительского кредитования переживает настоящий бум. Нынешний год выявил очевидное посткризисное «голодание» граждан — розничные портфели банков росли быстрыми темпами, многие вновь начали развивать сети банкоматов и офисов. При этом доходность вкладов населения снизилась (ставки по депозитам упали в среднем до 7,5%) — люди стали больше тратить, а не сберегать. На фоне повышенного спроса банки вступают в жёсткую конкурентную борьбу, а заёмщики стремятся получить как можно больше услуг в одном пакете, в силу чего кредиторам теперь недостаточно просто предлагать наиболее выгодные процентные ставки.

Время покупать

Управляющий ЗАО «ОТП Банк» в ЮФО Юрий Дон отмечает смену финансовых приоритетов населения: «Сейчас наступил период, когда все хотят удовлетворить базовые потребности. К примеру, большинство молодых семей пока не могут позволить себе ипотеку, но они снимают квартиры и активно покупают предметы первой необходимости, отсюда и закономерный рост сектора потребительского кредитования». «Рост продаж сегодня наблюдается практически по всем направлениям — недвижимость, автомобили, мебель, бытовая техника, — уточняет руководитель Европейского территориального банка ОАО “МДМ Банк” Дмитрий Юрин. — Реализуется эффект отложенного спроса».

Заместитель управляющего ФКБ «Петрокоммерц» в Ростове-на-Дону Владимир Рубцов отмечает, что импульсом к развитию рынка потребкредитования также служат отсутствие у банков проблем с ликвидностью и постепенное снижение процентных ставок по всем без исключения кредитным продуктам для физических лиц. Кроме того, мощное развитие сегмента связывают с тем, что пока большинство кредитных организаций не имеет ресурсов для предоставления «длинных» денег. Ссуды на личные расходы — очень высокоэффективное направление, так что банки спешат укрепиться на рынке за счёт внедрения новых продуктов и постоянного обновления линеек.

«Наиболее востребованным у клиентов, а потому наиболее динамично развивающимся сегментом остаётся рынок “кредитов наличными”, — говорит директор по розничным продуктам банка “ТРАСТ” Светлана Захаренкова. — Это связано с широким выбором программ и возможностью распределения полученных в кредит средств на различные цели без привязки к конкретной покупке, в отличие, к примеру, от автокредитов». Способы предоставления потребительских кредитов разделяются на кэш  и «пластик», но пока в приоритете наличные, поскольку организовать процесс их выдачи дешевле, чем наладить работу с картами. Кредитки требуют больших ресурсов — одно только программное обеспечение обойдётся весьма недёшево, так что региональные банки в большей степени делают акцент на развитие кэш-линеек. «Сам по себе рынок кредитных карт в течение последних кварталов растёт довольно стабильно, но доля операций по снятию наличных в общем объёме всё же остаётся существенно выше докризисных 68 процентов», — поясняет главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

Догнали по «налу»

Директор сети операционных офисов в Ростове-на-Дону Южного филиала ЗАО «Райффайзенбанк» Юрий Романенко отмечает, что рынок полностью восстановился: в 2011 году спрос на потребительские кредиты вернулся на докризисный уровень. С ним солидарны и другие эксперты. Так, по данным Дмитрия Юрина, самое динамичное развитие в первом полугодии наблюдалось в Калмыкии и в республиках СКФО — Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Наиболее крупные рынки Юга — Краснодарский край и Ростовская область — приросли за шесть месяцев 2011 года на 10 и 12% соответственно, а Ставрополье подтянулось на 6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Рост кредитных портфелей ряда банков перевалил за 100%. Например, нынешний план ОТП Банка в три раза превышает план 2010 года. Южные филиалы банка «Петрокоммерц» в первом полугодии выдали свыше 6 тысяч потребительских кредитов на сумму около 800 млн рублей. Динамика прироста выдачи по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составила более 40%. При этом банк планирует увеличить розничный портфель до конца года в два раза. В банке «Возрождение» увеличение объёмов потребительского кредитования в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 17%, «ТРАСТ» нарастил розницу на 36,5%. По словам Юрия Романенко, количество заявок на «потребы», полученных Южным филиалом ЗАО «Райффайзенбанк» с начала 2011 года, лишь незначительно уступает количеству заявок за аналогичный период 2008 года.

Судя по всему, столичные банки лучше чувствуют себя на этом рынке, поскольку, как отмечает Юрий Дон, у региональных игроков меньше ресурсов — как финансовых, так и технологических. Однако о планах наращивания портфеля потребительских кредитов и о либерализации условий их предоставления сообщают и «Кубань Кредит», где за полгода пока выдали всего 70 млн потребительских кредитов, и «Первомайский», который уже довольно уверенно чувствует себя в сегменте за счёт новых продуктов. «Центр-инвест» также показывает положительную динамику, его ставки по потребительским кредитам сейчас сопоставимы с предложениями столичных банков — от 12,5% годовых (при конкурентном показателе в 13–14%). Однако многие регионалы, например, Крайинвестбанк, при всей их активности, действительно выпадают из рыночной конъюнктуры, запрашивая от 18% годовых и более — такие цифры ассоциируются с кризисным 2009 годом.

Впрочем, в целом большинство банков предлагают схожие условия кредитования: конкуренция в сегменте слишком жёсткая, чтобы формировать ставки, исходя только из собственных рисков. По словам Светланы Захаренковой, предложения конкурентов, представленных в одних и тех же регионах, заставляют банки модифицировать свои продукты для обеспечения интереса потребителей.

Игра на снижение

В настоящее время на южном рынке представлен весьма широкий выбор кредитных программ для населения. Конкурентными преимуществами могут стать время принятия решения, комплект необходимых документов, отсутствие комиссий. Во главу угла сегодня ставится упрощённое взаимодействие клиента с банком. Например, в настоящий момент в банке «ТРАСТ» действует акция «Распродажа кредитов» со сниженными ставками (от 9%) и улучшенными условиями в городах-миллионниках. «Результатом проведения акции стал не только общий прирост продаж, но и опыт более тонкой настройки тарифов под меняющиеся потребности рынка, что актуально для банка, обладающего широкой филиальной сетью», — отмечает г-жа Захаренкова. МДМ Банк также вышел на рынок с недорогим продуктом, предлагая наличные по 12%, а карты — под 16% годовых. С «пластиком» успешно работает «Петрокоммерц» — в июне банк запустил новый продукт «Кредитная карта», который подразумевает продлённый льготный период кредитования до 55 дней и очень низкую ставку за снятие наличных в банкоматах банка — всего 0,4%. Кстати, от тридцати льготных дней многие банки переходят на полтора месяца. Как и «ТРАСТ», «Петрокоммерц» решил опробовать сниженный тариф — здесь была разработана и сегодня успешно реализуется новая программа «Кредит на покупки» по ставке от 9% годовых. Этот банк можно назвать ярким представителем тренда: здесь действуют программы без комиссий и дополнительных расходов за выдачу и обслуживание кредита. Между тем, по словам Светланы Захаренковой, размер процентной ставки может склонить чашу весов в пользу программы с более длительным временем рассмотрения и широким перечнем необходимых документов.

Сбербанк, как обычно, предлагает массу продуктов, но держит свои ставки. Например, ссуда «Образовательный кредит» обойдётся получателю в 12% годовых, «Корпоративный кредит» (выдаётся на любые цели без учёта платёжеспособности) уже идёт по ставке 15%, а «Потребительский кредит без обеспечения» — и вовсе от 17%. Банк «Возрождение» взял курс на укрупнение базовых пакетов — в частности, изменения коснулись кредита с обеспечением «Залоговый»; его максимальная сумма увеличена до 15 млн рублей, а базовая ставка снижена до 15%.

Индивидуальные ставки

Однако фиксированная, пусть даже сниженная, ставка выходит из тренда. После кризиса на рынке банковского ритейла оформилось новое направление: банки стали использовать технологию risk-based pricing (т. е. ценообразование с учётом рисков). На Юге её применяют, например, ОТП Банк, Альфа-банк и другие. Данный принцип состоит в том, чтобы предложить клиенту ставку, основанную на особой скоринговой модели. По результатам исследования человек получает индивидуальное предложение в зависимости от кредитной истории, доходов, трудового стажа и т. п. Если у клиента «хорошая» история, он получит ставку ниже, чем тот, у кого, к примеру, есть долги. «До кризиса подобную модель никто не использовал, и ставки во многих банках были просто сумасшедшие — так покрывались риски, — рассказывает Юрий Дон. — Только в 2009 году на рынке появились “пилоты”, и сегодня risk-based pricing — уже тренд. Беспроблемные клиенты не должны переплачивать за тех, кто не платит по кредитам». По словам Дмитрия Юрина, такая модель бизнеса позволяет не только предложить интересные условия клиенту, но и уменьшить риск невозврата кредита. «Этот подход полностью оправдал себя на всей территории кредитования МДМ Банка. На протяжении последних шести-восьми месяцев наблюдается стабильное снижение просрочек, причём по всем программам», — отметил г-н Юрин.

Менеджер на выезде

Ещё один тренд, набирающий обороты, — сокращение цепочки «банк-клиент». «Либерализация условий кредитования сама по себе ни к чему не приведёт, ведь условия в целом по рынку мало различаются, — говорит Юрий Дон. — А вот упаковка услуг может привлечь клиента. Например, ОТП Банк организует выезд сотрудника в назначенное место с пакетом необходимых документов, клиенту останется только подписать бумаги. Это европейская модель, и она становится всё более востребованной в России».

Похожую схему практикуют «ТРАСТ» и МДМ Банк — там предоставляют персональных менеджеров. «Если персональный менеджер действительно знает своего клиента, уверен в нём, он имеет возможность предложить ему по-настоящему особенные условия, — рассказывает Дмитрий Юрин. — При этом многие банки заявляют о том, что реализуют у себя такой подход. Но лишь немногие реально продвинулись в этом направлении, поменяли философию бизнеса, перенастроили внутренние процессы. А ведь это дополнительная возможность успешно конкурировать на банковском рынке Юга».

Секреты ко-брендинга

Иллюстрация ещё одной новой рыночной методики в розничном сегменте, которая развивается параллельно со всем уже знакомым интернет-банкингом, — ко-брендовые инициативы «Райффайзена». Например, у клиентов банка очень популярна карта Austrian Airlines-Райффайзенбанк MasterCard, которая позволяет накапливать мили в рамках крупнейшей программы лояльности Miles&More. Каждый раз при безналичных расчётах за товары и услуги клиент накапливает мили, на которые потом может приобрести билет на самолёт. Растёт спрос на ко-брендовые карты МТС-Райффайзенбанк VISA, выпущенные в сотрудничестве с компанией МТС. Участником программы «МТС Бонус» может стать абонент МТС, обслуживающийся по любому тарифному плану (за исключением корпоративных). За каждые 30 рублей, потраченные по карте МТС-Райффайзенбанк VISA, клиент получает по одному бонусному баллу.

Альфа-банк выпускает кредитные карты в связке с «Аэрофлотом», «М.Видео», авиакомпанией S7 и «Билайном». Как сообщили в краснодарской пресс-службе ОАО «Вымпелком», в рамках сотрудничества выпускаются предоплаченные виртуальные и пластиковые банковские карты, привязанные к балансу мобильного телефона, при помощи которых абонентам «Билайн» доступна оплата любых товаров и услуг через интернет и в обычных магазинах.

Всё более популярными становятся банковские платёжные сервисы. Например, клиенты банка «Возрождение» теперь могут автоматически подключаться к услуге «Ваш счёт 7Ч24». «Среди новых продуктов, которые мы планируем вывести на рынок, есть услуга “Vbank с тобой”, которая позволит держателям наших карт проводить операции через интернет и мобильный телефон, сохраняя высокий уровень безопасности этих транзакций», — рассказывает управляющий Краснодарским филиалом банка «Возрождение» Ирина Чудинова.

Смысл ко-брендинга для потребителя очевиден — он получает целевой продукт, который кратчайшим и наиболее эффективным способом связывает привычное место покупки с привычным местом хранения средств. По мнению Юрия Дона, этот тренд открывает неплохие перспективы для обеих сторон. Банк получает огромную клиентскую базу, а оператор — новый источник дохода, в итоге в выигрыше остаются все. «Уже появилось много ко-брендов, но на самом деле банкам всё ещё очень трудно договориться о таком сотрудничестве, — говорит г-н Дон. — Но само по себе направление перспективно». Александр Осин добавляет, что рентабельность бизнеса снизится вследствие роста конкуренции, и банки будут попросту вынуждены всё более активно продвигать услуги на базе мобильного оператора, но преуспеют в этом лишь относительно крупные организации с дешёвыми пассивами.

Дно нащупано

Совершенно очевидно, что получить потребительский кредит сегодня проще, чем когда бы то ни было, а новейшие технологии позволяют банку привлекать наиболее платёжеспособную аудиторию. Однако г-н Осин отмечает, что по-настоящему повысить конкурентоспособность банка позволят только базовые факторы — например, способность привлекать дешёвые ресурсы от государства, крупных акционеров и клиентов и способность к активной политике в секторе слияний и поглощений.

Что касается преобразований ценовой конкурентной среды, то здесь банки также не смогут долго «выезжать» на снижении ставок. «По итогам первого полугодия многие банки проводят переоценку действующей кредитной политики, и не исключено, что уже во втором полугодии 2011 года ставки по кредитным продуктам начнут увеличиваться», — предполагает Светлана Захаренкова. По данным Дмитрия Юрина, некоторые банки уже сегодня поднимают ставки; правда, пока это касается по большей части беззалоговых потребительских кредитов, да и увеличение всё ещё незначительно. «При сохранении нынешней конъюнктуры ставки по кредитам во втором полугодии как минимум перестанут снижаться. Если же ЦБ продолжит увеличивать ставку рефинансирования, то и банки следом могут поднять ставки по розничным кредитам», — замечает г-н Юрин. А Юрий Дон и вовсе считает, что уже в начале 2012 года рынок потребительского кредитования ждёт спад: «Люди, удовлетворив первичные потребности, станут брать ипотеку, так что доля “коротких” кредитов закономерно начнёт уменьшаться».