Лыжный оазис проступил сквозь стройки

Виктория Ханова
6 февраля 2012, 00:00
  Юг

Красная Поляна постепенно приобретает вид европейского горнолыжного курорта, но пока это скорее место отдыха для российской элиты, чем первый в стране действительно качественный курорт для массового туриста

Иллюстрация: Виктория Ханова, Дмитрий Горунов

В наступившем феврале на трассах горнолыжного курорта «Роза Хутор» в Красной Поляне пройдут этапы Кубка мира по горнолыжному спорту среди мужчин и женщин. Проведение таких соревнований — одно из требований МОК к будущей столице зимней Олимпиады; до сих пор в России горнолыжных событий подобного уровня не было. Если брать сегмент обычного туризма, то постепенно из большой олимпийской стройки вырисовываются очертания нового горнолыжного курорта с первоклассной туристической инфраструктурой. Пока по уровню цен на размещение и катание Красная Поляна сопоставима с известными горнолыжными курортами Европы, и амбиции у девелоперов серьёзные — будущую горнолыжную столицу Олимпиады они ставят в один ряд со знаменитым Куршевелем. Но для начала Красной Поляне надо хотя бы закрепиться на горнолыжной карте мира — даже сегодня сюда приезжает больше «летних» туристов, чем «зимних». Впрочем, по ряду параметров качественного горнолыжного отдыха Красная Поляна уже вышла на мировой уровень.

Уже почти Европа

«Я ошибочно предполагал, что только из-за того, что Сочи располагается в Восточной Европе, он будет похож на другие восточноевропейские курорты — в Болгарии, Румынии и Польше. Но я очень сильно заблуждался. Горнолыжные склоны и подъёмники Красной Поляны так же хороши, как и на большинстве крупнейших курортов в Альпах; здесь ты окружён очень доброжелательной атмосферой и можешь испытать на себе настоящее русское гостеприимство», — говорит британский горнолыжный обозреватель Джеймс Коув, посетивший более 300 зимних курортов мира. В составе большой делегации британских журналистов г-н Коув приехал в Красную Поляну по приглашению одного из европейских туроператоров.

Действительно, несмотря на то, что до Олимпиады ещё два года, уже сейчас краснополянские горнолыжные трассы предоставляют богатые возможности для катания. В России сопоставимо высокого качества горнолыжной инфраструктуры больше нет нигде, да и далеко не все известные курорты мира могут похвастаться столь же высоким его уровнем. Это в значительной степени связано с тем, что на многих европейских и североамериканских горнолыжных курортах инфраструктура создавалась сравнительно давно, в Красной Поляне же её начали строить менее десяти лет назад, а право на проведение Олимпиады сразу задало высочайший уровень технологий.

И, естественно, качество услуг краснополянских горнолыжных комплексов не идёт ни в какое сравнение с другими курортами Северного Кавказа — Домбаем и Приэльбрусьем. В Красной Поляне, например, ратраки (снегоуплотнительные машины на гусеничном ходу, используемые для подготовки горнолыжных склонов) работают на склонах всю ночь, и утром для лыжников открываются уже готовые для катания трассы. В Домбае же часто кажется, что техника почти не касается склонов горы Мусса-Ачитара, и единственными, кто занимаются подготовкой трасс, являются сами лыжники и сноубордисты. А спускаясь по склонам хребтов Аибга и Псехако в Красной Поляне, приходится отучать себя от привычки, приобретённой на других кавказских курортах, — постоянно оглядываться наверх с опасением, что тебя снесёт один из трёхсоткилограммовых снегоходов, которые в Домбае и Приэльбрусье почему-то ездят по тем же трассам, что и горнолыжники и сноубордисты.

Следует отметить и высокий уровень сервиса на подъёмниках и в отелях — менеджерами верхнего и среднего звена в различных объектах Красной Поляны часто являются иностранные специалисты, которые и формируют стандарты обслуживания отдыхающих. «Для нас поиск работников не был проблемой — мы можем привлекать менеджеров из других отелей сети Park Inn, но при этом и на местном рынке мы находим немало талантливых работников с хорошим потенциалом, которых готовим в соответствии с нашими стандартами» — говорит управляющий отелем Park Inn by Radisson Rosa Khutor в Красной Поляне Харальд Бюркле. В то же время отельеры признают, что определённые сложности при подборе персонала есть. «Проблема, безусловно, существует. Рынок труда Сочи не так богат квалифицированными кадрами гостиничного бизнеса, как хотелось бы. Малая представленность международных операторов на местном гостиничном рынке наложила свой отпечаток на его состояние», — отмечает генеральный менеджер отеля Tulip Inn Rosa Khutor Светлана Бурова.

Тем не менее, высокий по российским меркам уровень сервиса может стать главным аргументом в пользу Красной Поляны для значительного числа поклонников горных лыж. Если для опытных лыжников качество обслуживания и даже состояние инфраструктуры вторичны по отношению к наличию интересных и сложных трасс, то для тех, кто только начинает кататься или не ставит перед собой задач покорения природы, всё это является очень важной составляющей хорошего отдыха. В этом отношении Красная Поляна заведомо впереди Домбая, Приэльбрусья и горнолыжных курортов в других регионах России. На новых канатных дорогах здесь есть удобные подходы к кабинкам, кругом лежат резиновые коврики, две очереди подъёмников одного из комплексов, расположенных на небольшом перепаде высот, соединяет эскалатор, на кресельных подъёмниках работает подогрев сидений, а все трассы имеют хорошую и понятную разметку. Скоро на одном из комплексов откроется детская комната, где родители смогут оставить ребенка и покататься в своё удовольствие.

Олимпийские издержки

Сейчас в Красной Поляне (точнее, в прилегающем к ней посёлке Эсто-Садок) функционирует фактически три самостоятельных курорта: «Роза Хутор», на котором будут проходить все горнолыжные соревнования во время Олимпиады, спортивно-туристический комплекс «Горная карусель», на территории которого разместятся комплекс трамплинов и медиа-деревня, и горно-туристический центр ОАО «Газпром» («Лаура»), где идёт подготовка комплекса для соревнований по лыжным гонкам и биатлону. Четвёртый горнолыжный комплекс — «Альпика-Сервис», выкупленный «Газпромом» в 2008 году, — сейчас закрыт на реконструкцию: к 2014 году там появится центр санного спорта. Во время Олимпиады для любительского катания будет открыта только «Горная карусель» — остальные комплексы закроются в связи с проведением соревнований.

Однако всё-таки Красная Поляна — пока ещё далеко не полностью готовый для отдыха курорт. Во-первых, для катания открыты не все трассы — в наступившем сезоне на «Горной карусели» работает 12 километров трасс из 70 планируемых, на «Розе Хутор» — 38 километров из 80. Во-вторых, горнолыжные подъёмники сейчас воспринимаются как туристические оазисы посреди огромной стройки — работа идёт в три смены, что, естественно, не способствует спокойному отдыху в окружении горных вершин. Ещё одним следствием олимпийской стройки является практически полное отсутствие нормальных дорог за пределами основной трассы, соединяющей Красную Поляну и Адлер. Для прокладывания необходимых коммуникаций были перекопаны старые дороги, а новый асфальт пока не положили — за время стройки его всё равно разбили бы большегрузные машины. А так как средние зимние температуры в Красной Поляне колеблются около нуля градусов по Цельсию, то на дорогах — непроходимая каша. Поэтому погулять вечером в горах тоже не получится — остаётся ехать либо в какой-нибудь ресторан (их там уже, кстати говоря, немало), либо на вечернее катание, которое, правда, есть только на одном из горнолыжных комплексов.

Хотя работы на новых горнолыжных курортах ещё кипят, цены здесь уже достаточно высоки yug_195_pics/yug_195_013.jpg Фото: Виктория Ханова
Хотя работы на новых горнолыжных курортах ещё кипят, цены здесь уже достаточно высоки
Фото: Виктория Ханова

Следующее неудобство курорта естественным образом вытекает из любви Владимира Путина, Дмитрия Медведева и прочих высокопоставленных гостей кататься на горных лыжах. Всякий раз, когда кто-то из них приезжает в Красную Поляну (а это случается чуть ли не каждые выходные), единственная пока трасса между Красной Поляной и Адлером перекрывается, и в течение часа-двух никто никуда не может уехать. Доходит до курьёзов: во время краткосрочного отдыха в Сочи президента Белоруссии Александра Лукашенко в конце января в кафе одного из горнолыжных комплексов Красной Поляны не было чёрного хлеба — машину с ним не пропустили через кордон безопасности. Все надежды отдыхающих и местных жителей сейчас возложены на строящуюся параллельную дорогу по руслу реки Мзымта, но пока она не будет завершена, ситуация с VIP-туристами, очевидно, останется без изменений.

Ещё один минус катания в Красной Поляне присущ многим российским горнолыжным курортам. Поскольку у горнолыжных комплексов, расстояние между которыми легко преодолеть пешком, разные хозяева, то и ски-пассы на всех подъёмниках — разные. Это значит, что вы должны либо весь отдых кататься на одном из комплексов, либо каждый день покупать новый абонемент в зависимости от того, где вы решили сегодня покататься. А это, в свою очередь, означает, что, во-первых, по утрам придётся постоять в очереди в кассу, а, во-вторых, вы не сможете пользоваться значительными скидками, которые даются при покупке ски-пасса на несколько дней. В компаниях-владельцах горнолыжных комплексов Красной Поляны сообщают, что работа в направлении создания единого ски-пасса ведётся, но даже приблизительные сроки его появления никто так и не обозначил. Хотя для «продвинутых» горнолыжников наличие единого ски-пасса на большую зону катания — это чрезвычайно важный момент при выборе места отдыха. Другая привлекательная особенность европейских курортов — бесплатный для обладателей билета на подъёмник лыжный автобус — в Красной Поляне также отсутствует, хотя есть проект связи между разными склонами с помощью совмещённой дороги по руслу Мзымты.

Цена вопроса

Увы, но сравнение стоимости отдыха в Красной Поляне с европейскими курортами пока зачастую оказывается не в пользу курорта российского, который к тому же ещё и не достроен. Для сопоставления с Красной Поляной мы взяли два курорта, расположенных в самой популярной в австрийских Альпах долине Циллерталь — раскрученный Майрхофен и мало известный россиянам, но вполне достойный Фюген. Поскольку значительную часть аудитории Красной Поляны составляют москвичи, мы рассчитали стоимость отдыха в последнюю неделю марта — последний пик горнолыжного сезона — именно для столичного туриста, включая проживание в отеле, авиаперелёт регулярным рейсом и ски-пасс на пять дней, а для Австрии — ещё и визу.

Расчёт показал, что неделя отдыха на двоих в отеле уровня «три звезды» в Фюгене составит порядка 72 тысяч рублей, в «четвёрке» — около 91 тысячи рублей, в «пятёрке» — примерно 102 тысячи рублей. Стоимость аналогичного отдыха в более популярном Майрхофене в трёхзвёздном отеле составит порядка 84 тысяч рублей, в четырёхзвёздном — 94 тысячи, а в пятизвёздном — около 107 тысяч рублей. Если брать пакетный тур у туроператора, то получится дешевле на несколько тысяч рублей из-за экономии на чартерном рейсе. А в Красной Поляне такой же пакет услуг обойдётся в отеле уровня «три звезды» примерно в 65 тысяч рублей, уровня «четыре звезды» — 95 тысяч рублей, а в пятизвёздном — от 126 тысяч рублей. При этом нет никаких альтернатив с чартерными рейсами. Получается, что стоимость отдыха эконом-класса пока немного ниже всё-таки в России, а вот пакет услуг четырёх‑ и пятизвёздного уровня выйдет в Австрии заметно дешевле, чем в Красной Поляне. Иными словами, чем выше категория отеля, тем выгоднее оказывается тур в Европу, а туристы эконом-класса будут ориентироваться на чартерные рейсы и более дешёвый ски-пасс, так что в итоге стоимость поездки в Австрию и Красную Поляну окажется сопоставимой. Правда, в сравнении с пресловутым Куршевелем наш курорт выглядит более чем привлекательно — на ту же последнюю неделю марта рассматриваемый пакет в гостинице уровня «три звезды» в Куршевеле будет стоить примерно 150 тысяч рублей.

А для большинства туристов из близлежащих южных регионов главной альтернативой Красной Поляне в ближайшие годы, пока новые курорты в рамках туристического кластера Северного Кавказа ещё не построены, будут оставаться всё те же Домбай и Приэльбрусье. Здесь сопоставимы цены разве что на ски-пассы, а все остальные услуги в Красной Поляне значительно дороже. По нашим подсчётам, минимальная дневная стоимость отдыха в Красной Поляне с учётом питания, ски-пасса, переезда от отеля до канатной дороги и оборудования, взятого в прокат, составляет 4 тысячи рублей. Но как раз предложения по размещению эконом-класса на Красной Поляне пока в дефиците, в отличие и от большинства альпийских курортов, где всегда есть широкий выбор недорогих апартаментов, и от республик Северного Кавказа.

«На сегодняшний день трёхзвёздные отели достойного уровня — самый востребованный сегмент, недостаток которого остро ощущается в регионе. Красная Поляна яркое тому подтверждение, здесь нет отелей международного сетевого бренда», — говорит Светлана Бурова. Однако стартовая цена двухместного номера на высокие даты в Красной Поляне далека от средних «трёх звёзд» — она начинается от 100 долларов в сутки, причём жить придётся далеко не в шаговой доступности от подъёмника. Если же вы хотите обосноваться рядом со склоном, то придётся платить гораздо больше. Например, 8 марта 2012 года откроется второй из отелей курорта «Роза Хутор» — Park Inn, которому были присвоены четыре «звезды», хотя ранее планировалось, что он будет трёхзвёздным. Стоимость одноместного номера в будни в высокий сезон в этой гостинице начинается от 7,5 тысячи рублей.

Правда, после Олимпиады снижение цен наверняка произойдёт. Как отмечает бизнесмен из Красной Поляны Пётр Жалыбин, сейчас на курорте постоянно проживает огромное количество строителей и персонала, занимающегося подготовкой Олимпиады, поэтому после их отъезда сразу освободится немало жилья для туристов. В результате этого, вероятно, цены на проживание на курорте должны снизиться. Кроме того, после окончания строительства совмещённой дороги по устью Мзымты дорога на горнолыжный курорт займёт всего полчаса, так что очень большой сегмент отдыхающих сможет разместиться в недорогих отелях Адлера, что наверняка повлияет на ценовую политику отелей у склонов.

Ещё не Куршевель

Таким образом, основная проблема, стоящая перед Красной Поляной, — это создание конкурентоспособного турпродукта, причём сопоставимого по цене и качеству (с последним, как отмечено выше, есть явные подвижки к лучшему) не только с Альпами, но и с будущими курортами Северного Кавказа. По мнению Евгения Каплуна, члена совета директоров ОАО «Красная Поляна» (структура, аффилированная с компанией «НББ Девелопмент», строящей комплекс «Горки Город» на курорте «Горная карусель»), Сочи будет выигрывать у новых курортов за счёт наличия развитой инфраструктуры, а от одновременного развития на Юге нескольких горнолыжных направлений выиграют все: «Возникнет эффект синергии. Чем больше горных курортов будет построено, тем больше людей станут лыжниками и сноубордистами». По оценке руководителя департамента консалтинга краснодарской компании MACON Realty Group Дарьи Ковалевской, на рынке жилой недвижимости Сочи рост числа сделок купли-продажи станет более динамичным только в 2015–2016 годах. По итогам 2016 года их количество может достигнуть 1,75 тысячи в качественном (бизнес и элитном) сегменте и порядка 5–5,5 тысячи в экономичном.

Краснополянские трассы особенно удобны для начинающих лыжников yug_195_pics/yug_195_014.jpg Фото: Виктория Ханова
Краснополянские трассы особенно удобны для начинающих лыжников
Фото: Виктория Ханова

Существует и ещё один риск — переоценка девелоперами возможностей рынка курортной недвижимости в Красной Поляне. Например, стоимость квартиры-студии площадью 33 квадратных метра в комплексе «Горки город» составляет порядка 120 тысяч долларов. Для сравнения, за сопоставимую сумму можно приобрести апартаменты на австрийских курортах Бад Гаштайн или Целль-ам-Зее, то есть потенциального российского покупателя (а это преимущественно жители столиц и нефтегазовых регионов) нужно ещё убедить сделать выбор в пользу Красной Поляны.

Консалтинговая компания Knight Frank, партнёр застройщика «Горки Города» «НББ-Девелопмент», уже подготовила презентацию проекта и создала структуру предложения жилых объектов в комплексе. Эксперты Knight Frank сопоставили параметры инвестиционных объектов, сравнивая недвижимость в этом комплексе с самыми фешенебельными европейскими курортами — Куршевелем и швейцарским Санкт-Морицем. Однако это едва ли верно, поскольку нынешняя репутация была приобретена ими не в одночасье — тот же Санкт-Мориц два раза принимал зимние Олимпийские Игры (в 1928 и 1948 годах). Ещё три года назад в интервью «Эксперту ЮГ» торговый советник посольства Австрии в России Дитмар Фелльнер предупреждал, что мерить наши курорты чужой меркой непродуктивно: «Нужно постоянно помнить, что Кавказ — это не Альпы, не Скалистые горы, не Сьерра-Невада. Это Кавказ, и у него должна быть своя ниша. Нельзя думать, что достаточно просто построить шикарные гостиницы. Даже если скопировать альпийские отели, Кавказ не превратится в Альпы». Тем более что Красная Поляна пока только претендует на то, чтобы стать заметной точкой на горнолыжной карте мира — и даже до сложившейся репутации зимнего курорта ей нужно ещё дорасти. По оценке Евгения Каплуна, летом Красную Поляну по-прежнему посещает значительно больше туристов, чем зимой, хотя, по его словам, динамика зимнего турпотока по сравнению с прошлым годом хорошая.

Наконец, для привлечения в Красную Поляну существенного потока иностранных туристов требуется значительное упрощение въезда в страну. «Если россияне действительно хотят привлекать западных лыжников и сноубордистов, то они должны изменить визовые требования для жителей Британии, — считает Джеймс Коув. — Заполнение визовых форм занимает часы и стоит столько же, сколько шестидневный абонемент на многих курортах в Альпах. Это помешает людям приехать сюда». Правда, отельеры в Красной Поляне говорят, что сначала неплохо бы привлечь отечественного туриста, а потом уж гнаться за иностранцами. «Мы ориентированы в первую очередь на россиян и надеемся, что курорт будет работать круглогодично. Конечно, мы рассчитываем и на иностранцев, которые знакомы с нашим брендом», — говорит Харальд Бюркле. В этом смысле приход на Красную Поляну международных отельных сетей — безусловный плюс: свою постоянную клиентуру они непременно привлекут. Остальные же по-прежнему будут внимательно изучать альтернативы. Если соотношение цены и качества в Красной Поляне не будет доведено хотя бы до среднеевропейского уровня, курорт обречён быть резиденцией для власти и тех, кто не хочет ехать в Европу — или же их туда не выпускают.