Виртуальная конференция

20 февраля 2012, 00:00
  Юг

Сегодня из 10 индивидуальных предпринимателей один вырастает до малого предприятия, а из 10 малых предприятий одно становится средним. За счёт чего, каких инструментов можно было бы повысить выживаемость малого бизнеса? Нужно ли это делать?

Пётр Колтыпин ug_197_040-1.jpg
Пётр Колтыпин

Пётр Колтыпин, председатель Северо-Кавказского банка Сбербанка России:

— Малый бизнес обладает высоким потенциалом. Представители этого сегмента зачастую реализуют интересные, перспективные проекты, которые изначально имеют предпосылки для роста бизнеса. Но высокая конкуренция, с одной стороны, и отсутствие большего объёма финансовых средств, с другой, препятствуют развитию. Малому бизнесу необходима поддержка. Государственная помощь в виде реализуемых федеральных и  региональных программ здесь играет немаловажную роль. Но такая помощь менее доступна клиентам малого бизнеса, чем, например, финансовая банковская поддержка. Самым эффективным инструментом являются кредитные ресурсы. Клиентам важно, обращаясь к услугам банка и не имея при этом весомого обеспечения, оперативно получить денежные средства, использовать их в целях развития бизнеса или обеспечения стабильности действующего производства. Опыт Сбербанка показывает, что достаточно часто продолжительное сотрудничество с клиентами микробизнеса перерастает в стабильные партнёрские отношения уже с представителями малого бизнеса. То есть своевременная поддержка, сопровождение начинающего предпринимателя позволяет ему развиваться. Нужно не просто повышать выживаемость малого бизнеса, а вносить вклад в его развитие, «растить» из микроклиентов малые предприятия, строить отношения с клиентами не для единовременной реализации услуг, а работать на долгосрочную перспективу. 

Светлана Кулиниченко ug_197_040-2.jpg
Светлана Кулиниченко

Светлана Кулиниченко, директор Управления продаж малому бизнесу Юго-Западного банка Сбербанка России:

— В условиях современной российской экономики на долю малых предприятий приходится не более 20 процентов ВВП страны. В то же самое время в Европе и США этот показатель составляет около 50 процентов. Роль малого бизнеса трудно переоценить: он заполняет рыночные ниши, не интересующие крупный бизнес, создаёт рабочие места, формирует бизнес-среду и, как следствие, развивает экономику страны. Поддержка малого бизнеса — одна из приоритетных задач Сбербанка.

Существуют различные финансовые инструменты для поддержки и развития малого предпринимательства на разных уровнях. Это совершенствование коммерческими банками подходов к анализу кредитных рисков и большая ориентированность на сегмент малого предпринимательства, что может существенно упростить процедуру получения кредита, снизить требования к предоставляемому залоговому обеспечению и гарантировать индивидуальный подход при определении процентной ставки по кредиту. Необходимы оптимизация действующей системы налогообложения на государственном уровне, введение системы наибольшего благоприятствования для малых предприятий, а также реализация госпрограмм, направленных на развитие малого бизнеса. Важно также внедрение эффективной системы обучения потенциальных и действующих предпринимателей, формирование бизнес-школ, бизнес-классов и бизнес-клубов на базе органов СИПП и учебных заведений. Наконец, необходимо развитие существующей модели экономики, появление новых инновационных отраслей, ориентированных на предоставление информационных и телекоммуникационных услуг малым предприятиям.

Сергей Геращенко ug_197_040-3.jpg
Сергей Геращенко

Сергей Геращенко, заместитель председателя правления банка «Кубань Кредит»:

— Чтобы помочь малым предприятиям развиваться, мы предлагаем своим клиентам комплексное финансовое обслуживание в сочетании с индивидуальным подходом. Примером такой услуги могут быть пакетные предложения банка. Если клиент — торговая организация, основные направления деятельности которой — реализация товара, сбор наличных и инкассация, то он может выбрать для себя пакет, предполагающий удешевление именно кассового обслуживания. В свою очередь, если клиент выступает как агент, получает средства, то для него важнее расчётное обслуживание. При этом предприятие может переходить с одного пакета на другой. Ещё одним важным направлением деятельности банка в работе с малым бизнесом является оптимизация бизнес-процессов таким образом, чтобы каждый клиент мог получить деньги как можно быстрее и с наименьшим пакетом документов.

Малый бизнес — это мощный драйвер экономики, и поддерживать его, безусловно, нужно. Кроме того, инвестировать в развитие малого (и среднего) бизнеса очень перспективно, поэтому для нас работа с клиентами из числа таких предприятий входит в число приоритетных. По итогам прошлого года мы выдали им более миллиарда рублей, а в 2012-м планируем эту сумму удвоить.

Михаил Петров ug_197_040-4.jpg
Михаил Петров

Михаил Петров, региональный менеджер по развитию бизнеса «Амвэй» на юге России:

— Статистика по форме собственности бизнеса не даёт точного представления о том, растёт ли то или иное предприятие, успешно ли оно. Скажем, иногда розничные продуктовые сети, даже крупные, имеют регистрацию как ИП. Можно оставаться в этой форме собственности и динамично развиваться. Например, дистрибьюторы нашей компании, работающие как независимые предприниматели (так называемые НПА), регистрируются в налоговых органах именно как ИП. Затем их доход может увеличиться за несколько лет в десятки и даже сотни раз, у них растёт группа бизнес-партнёров, но они остаются ИП. По нашим данным, в 2011 году продуктивность НПА (продажи на каждого) повысилась в Ростовской области на 13 процентов, в Краснодарском крае — на 13,5 процента по сравнению с 2010 годом. Да, у каждой сферы бизнеса разные риски. Но вообще, при всей зависимости от конъюнктуры рынка и от политической ситуации, я думаю, главное для выживаемости бизнеса — насколько начинающий бизнесмен представляет себе стратегию и пути развития в имеющейся обстановке, подводные камни и ресурсы. Исследование, которое провела компания GfK для «Амвэй», показало, что 32 процента российских респондентов готовы начать собственный бизнес, если представится такая возможность, а в группе от 14 до 29 лет — вообще каждый второй, и этот показатель выше, чем в большинстве из семи европейских стран-участниц исследования. В России большинство опрошенных считает важным фактором успешности бизнеса дополнительное бизнес-образование и тренинги, но только каждый четвёртый хорошо информирован о таких возможностях. Отсутствие профильных знаний удерживает многих от начала собственного дела. Отсюда вывод: нужно доступное и практичное бизнес-образование, дающее предпринимателю инструменты для ежедневной работы.

Оксана Забелина ug_197_040-5.jpg
Оксана Забелина

Оксана Забелина, директор Центра профессионального развития ИЭВЭС ЮФУ, к.э.н.:

— Такие меры поддержки предпринимательства, как, например, субсидирование, льготное кредитование, специальные цены на закупку оборудования, безусловно, могут укрепить малый бизнес в желании развиваться. Но, как показывает наша практика работы с предпринимателями, очень часто главным препятствием в развитии становится не отсутствие средств, а «страх полёта». Что будет, когда обороты предприятия достигнут уровня Х? Стоит ли нанимать новых сотрудников? Как вести учёт? В отличие от крупных компаний, у малого бизнеса нет специалистов по планированию, прогнозированию, маркетингу и т.д. И руководитель зачастую принимает решения, основываясь только на своём опыте работы. Поэтому инструментом, способным повысить жизнеспособность малых предприятий, становятся специализированные программы обучения, которые призваны не только давать знание того, как расти, но и показывать, что это процесс управляемый и под силу сегодняшним ИП. Осуществляя в течение нескольких лет подготовку руководителей малого и среднего бизнеса при поддержке администрации Ростовской области, мы отмечаем повышение спроса на обучение и полагаем, что использовать его для развития предприятия просто необходимо.

Андрей Тучков ug_197_041-1.jpg
Андрей Тучков

Андрей Тучков, исполнительный директор Гарантийного фонда Ростовской области:

— Развивающийся бизнес требует инвестиций в больших объёмах и с более длинными сроками возврата. Банки уже отреагировали на это. Мы как Гарантийный фонд поддерживаем решение о долгосрочном кредитовании бизнеса и готовы работать с такими заёмщиками. Если направления бизнеса будут соответствовать приоритетам, обозначенным в областной программе развития малого и среднего предпринимательства, то размер вознаграждения за поручительство также составит 1,75 процента годовых, если же нет – не страшно, поручительство всё равно предоставим, но за два процента годовых. Что касается инновационного бизнеса, то тут гарантию можно получить за ноль процентов годовых, если речь идёт о кредите до трёх миллионов рублей, и лишь один процент годовых, если кредит взят в объёме более трёх миллионов рублей. Хотя многое уже сделано и на уровне страны, и на уровне нашей области, я считаю, что не все механизмы ещё задействованы. Очень важным и своевременным представляется курс правительства РФ на повышение правовой и финансовой грамотности населения. Потребность в этом есть как у самих предпринимателей, так и у подрастающего поколения, которое в будущем пойдёт в бизнес либо захочет стать частными инвесторами.

Кристина Круц ug_197_041-2.jpg
Кристина Круц

Кристина Круц, начальник отдела микрокредитования банка «Первомайский»:

— Чтобы стать сильнее в мире бизнеса, нужно придерживаться определённых правил. Правило первое: любое предприятие требует вложений. Если грамотно вложить деньги в своё дело, то отдача будет максимальной. Правило второе: если вы решили брать кредит на развитие, с особой тщательностью выбирайте банк. Третье правило: успех вашего дела во многом зависит от выбранного кредита. В нашем банке есть специальные программы, разработанные для предпринимателей всех мастей. Спрос на микрокредиты на практике доказал, что это один из самых удобных способов задать нужное направление любимому делу.

Александр Васильев ug_197_041-3.jpg
Александр Васильев

Александр Васильев, директор по корпоративному бизнесу Ростовского-на-Дону филиала ОАО «ВымпелКом»:

— Для того чтобы малый бизнес развивался активнее, необходимо в первую очередь упростить систему госрегулирования и создать льготные условия налогообложения для начинающих предпринимателей на период стартапа. Оптимальный срок, на мой взгляд, три года. Но бизнес и сам по себе должен быть состоятелен и конкурентоспособен. Конечно, разработать уникальную бизнес-модель начинающему предпринимателю может быть сложно, но в любом случае, начиная дело, важно понимать, какие преимущества существуют у товара или услуги и как можно оторваться от конкурентов. Ведь успешный бизнес часто основан не на оригинальной идее, а на грамотной стратегии развития.