Учебник по быстрому росту

Тема недели
Москва, 28.01.2013
«Эксперт Юг» №2-4 (243)

Проект, посвящённый изучению опыта компаний, умеющих быстро расти на протяжении долгого времени, медиахолдинг «Эксперт» ведёт уже около десяти лет. Журнал «Эксперт ЮГ» подключился к проекту с момента своего основания — за это время взяты десятки интервью у руководителей южных компаний, чьих названий общественность зачастую и не знает. Но опыт этих компаний достоин того, чтобы быть описанным в учебниках по менеджменту. Потому что это — отличники быстрого роста. Осоз­нанно или нет, но топ-менеджеры этих компаний нашли правильное сочетание технологий, позволяющее не просто расти, но и управлять быстрым ростом, а значит — расти на протяжении долгого времени. Мы впервые решили обобщить лучшие материалы о южных «газелях» и технологиях роста, которые они используют. Здесь же мы публикуем один из последних рейтингов южных компаний-«газелей».

В таких компаниях важно увидеть скрытый драйвер региональной экономики — львиная доля генерируемого экономического роста приходится на бурно растущие предприятия. При этом их эффект — мультипликативный. У компаний-«газелей» есть талант точно найти или даже сформировать рыночную нишу, они как бы расчерчивают пространство для тех, кто идёт следом  — об этом не раз ещё будет сказано в наших материалах.

А вот на другую особенность внимание обращалось реже. Чтобы поддерживать развитие на протяжении долгого периода, «газелям» с определённого момента приходится развивать совершенно новые направления. Есть много примеров, когда «газели» начинали как узкоспециализированные компании, но на этапе бурного роста переросли в структуры с целым рядом направлений деятельности. Так, ЗАО «Тандер» сначала обеспечивало рост за счёт расширения сети дискаунтеров, но в какой-то момент стало вкладываться в новый формат гипермаркетов, затем инвестировать в теплицы, продукция которых будет продаваться в «Магните»; а с 2011 года компания принялась и за непродовольственную розницу — сеть в формате дрогери «Магнит Косметик». Ставропольский «ЭСКОМ», казалось бы, имеет ещё бо́льшие перспективы на рынке инфузионных растворов, где отечественный производитель занимает пока около 60% рынка, однако компания уже инвестирует в следующий этап — в производство антибиотиков нового поколения. То же самое делает «Монокристалл» — имея большой потенциал на мировом рынке искусственных сапфиров, предприятие из Ставрополя инвестирует в завод по производству паст для солнечных батарей.

Во всех трёх примерах есть ещё одна общая черта — новые ниши «газелей» являются новыми и для рынка. В формате «дрогери» игроки существуют, но его ещё только предстоит сделать народным. Отечественные антибиотики имеют конкурентов лишь в лице иностранцев. А мощность завода по производству солнечных паст эквивалентна половине мировых потребностей в его продукте. То есть «газели» считают, что они способны вывести на новый уровень сами ниши. Такая уверенность, видимо, обеспечена серьёзными ресурсами, накопленными в смежных отраслях, — у конкурентов этих ресурсов нет, поэтому им, по замыслу, должна достаться роль статистов, которые будут наблюдать, как опытный игрок забирает весь банк. Так было с рынком планшетов, когда на нём появился Apple. Но далее начинается следующий этап — на успехе лидера, благодаря технологиям бенчмаркетинга, смогли заработать многие. С этой точки зрения роль лидера, формирующего нишу или выводящего её на совершенно новый уровень, переоценить трудно.

Изучение компаний-«газелей» важно и в другом контексте. Одной из ключевых тем в экономической повестке регионов становится поддержка малого и среднего бизнеса. Трудно придумать более банальную новость — о необходимости создавать условия для развития малых форм предпринимательства говорится минимум лет десять. Но сейчас тема малого и среднего бизнеса получает новое звучание. Ключевым в словосочетании стало слово «средний». Власть начинает замечать компании, которые ещё вчера были маленькими и которые завтра имеют шанс стать крупными. Проекты средних компаний стали попадать в число приоритетных, соглашения с ними не стесняются заключать первые лица регионов. Средний бизнес обретает новую значимость и в контексте разговоров о модернизации в регионах. Применительно к крупным предприятиям модернизация часто понимается как индустриализация, а в тех сферах, где крупные компании явно в дефиците, модернизация — это прежде всего повышение эффективности бизнеса. И тут уже без опыта средних компаний не обойтись.

У средних компаний вообще особая миссия — демонстрировать способность региональной экономики к развитию. Деловой мир, разделённый на традиционно сложившийся крупный бизнес и планктон малого предпринимательства, статичен в самом дурном смысле слова. Малый бизнес в этой картине мира никогда не станет крупным, скорее всего, он окажется пищей для хищников. Государственная помощь такому бизнесу сродни помощи инвалидам по-российски — она должна лишь облегчить мучения, но не дать шанс полноценной работы. Появление на деловой сцене среднего бизнеса усложняет картину мира, делает её более живой и напряжённой; в ней крупная компания не обречена на лидерство, а малый бизнес способен превращаться в средний, а затем в крупный. Средний бизнес — ключевое звено, отвечающее за развитие.

Разговор о среднем бизнесе — всегда разговор о технологиях роста. Не только отдельной компании, но и экономики региона в целом. Важность этой темы сегодня, в условиях, когда экономика не торопится развиваться, трудно переоценить. Способность осваивать эти технологии теоретически порождает компании масштаба «Тандера» или «Монокристалла». Но на практике мы сегодня имеем несколько иную картину — состав лидеров пополняется медленно. Это было бы нормально, если бы речь шла о благополучных территориях. Но когда не появляется новых лидеров там, где о комфорте жизни пока заикаться не стоит, — это реальная проблема. Показательно, что больше всего компаний-«газелей» — в самом благополучном из регионов, Краснодарском крае. Мы видим на Юге десятки ярких средних компаний, которые уже добиваются реального успеха. Нужно поддерживать тех, кто отвечает приоритетам регионального развития, кто помогает региону эффективнее использовать его ресурсы. На Юге эта работа только начинается. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №2-4 (243) 28 января 2013
    Южные «газели»
    Содержание:
    «Газели» освоили конвейер

    В посткризисный период промышленные предприятия значительно увеличили свою долю в общей выручке самых динамичных компаний юга России. Больше всего сегодня «газелей» — в химии и АПК. По нашему мнению, мы имеем дело с долгосрочным трендом, связанным с укреплением реального сектора в экономике Юга

    Реклама