Дагестан запустит лифты

11 февраля 2013, 00:00
  Юг
Фото: metronews.ru
Нынешнему главе правительства Дагестана Мухтару Меджидову удалось не только сохранить одно из высокотехнологичных предприятий республики, но и способствовать диверсификации его производства

Избербашский радиозавод имени Плешакова открыл линию по производству лифтового оборудования. По предварительным расчётам, эта продукция будет занимать порядка 20–30% от общего объёма производства предприятия, основной специализацией которого является изготовление радиотехнических средств для посадки самолётов гражданской и военной авиации. Если по истечении двух лет проект окажется успешным, то в Дагестане создадут новый выпускающий завод производственной мощностью 6 тысяч лифтов в год.

Избербашский радиозавод входит в структуру группы компаний «Кредо», основателем которой является недавно утверждённый главой правительства Дагестана Мухтар Меджидов. Начало производства лифтов — часть стратегии по развитию предприятия. Имя инвестора и объём инвестиций участниками проекта пока не раскрываются. Однако, как сообщает один из собеседников «Эксперта ЮГ», в лифтовый проект стоимостью порядка 1,5 млрд рублей готова вкладываться иранская компания, занимающаяся производством электроники и заинтересованная в поставках современных лифтов на иранский рынок.

«Завод может производить пассажирские и грузопассажирские лифты 12 типов. Пока мы готовы выпускать 100–120 лифтов в месяц, но к концу года должны увеличить мощность до 200 единиц, — говорит главный инженер завода Гаджи Мустафаев.  Цена за единицу продукции составит около полутора миллионов рублей, в то время как зарубежные образцы стоят порядка трёх миллионов. Пока некоторые комплектующие для оборудования приходится закупать за рубежом, так как отечественных аналогов на рынке попросту нет. Но до конца года разработчики планируют сертифицировать своё предложение по комплектующим лифтов, что гарантированно снизит цену конечного продукта».

Кроме того, внедряемые технологии позволяют модернизировать старые лифты советского производства. Это делает  проект особенно актуальным, так как процент износа лифтового оборудования по стране крайне высок. Согласно данным аналитического агентства «Инвесткафе», ежегодно в России требуется 40–42 тысячи лифтов, причём только в Дагестане в замене нуждаются около 500. «Российская промышленность производит от 17 до 20 тысяч лифтов, до 25 тысяч лифтов Россия покупает за рубежом, — отмечает аналитик “Инвесткафе” Дарья Пичугина. — Кроме того, 60 процентов из 490 тысяч лифтов, установленных в России, изношены и срочно нуждаются в замене. Три четверти парка лифтов имеют к настоящему времени срок службы, превышающий предусмотренный. 430 тысяч единиц этого оборудования приходится на жилой сектор».

Производитель заявляет, что вложения должны окупаться за три года, но, по мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, на это может потребоваться куда больше времени, так как некоторые конкуренты сейчас предпринимают схожие действия: «Хотя ведущих производителей такого оборудования в мире не так много, конкуренция между ними достаточно жёсткая. Среди лидеров можно назвать компании Otis, Kone, ThyssenKrupp, Shindler, Hitachi, Toshiba, Mitsubishi. Из отечественных компаний стоит выделить Карачаровский механический завод и Щербинский лифтостроительный завод». Но вероятность того, что у дагестанского предприятия возникнут проблемы со сбытом, не слишком велика: кроме возможных поставок на иранский рынок, спрос могут обеспечить действующие на юге России масштабные программы жилого и коммерческого строительства.