Новые миллиарды для кубанской нефтянки

Повестка дня
Москва, 02.12.2013
«Эксперт Юг» №47-50 (289)

Фото: Архив «Эксперта ЮГ»

Внешэкономбанк приступил к экспертизе проекта реконструкции Ильского НПЗ в Краснодарском крае. Как сообщил информагентству «РБК-Кубань» глава представительства Внешэкономбанка в ЮФО Вадим Украинцев, модернизация предприятия оценивается в 40 млрд рублей. У ВЭБа уже есть опыт сотрудничества с независимыми неф­тепереработчиками, например, с Хабаровским НПЗ.

Увеличение мощностей Ильского НПЗ началось ещё несколько лет назад. В конце 2010 года Алексей Шамара, президент Кубанской нефтегазовой компании (КНГК), в структуру которой входит предприятие, сообщал «Эксперту ЮГ», что до 2015 года производительность будет доведена до 3,5 млн тонн сырья в год. При этом предполагалось не только увеличение мощности переработки, но и её углубление. В соответствии с принятой программой развития была поставлена задача перейти к производству светлых нефтепродуктов с глубиной переработки до 95% и бензинов, соответствующих требованиям стандартов «Евро-4» и «Евро-5». В настоящее время завод производит прямогонный бензин, дизельное и печное топливо, судовое топливо, мазут.

Наращивание мощностей незамедлительно сказалось на финансовых показателях предприятия. В 2010 году объём переработки на Ильском НПЗ был увеличен до 1,2 млн тонн нефти, и уже в следующем году выручка завода выросла почти в 4 раза — с 550 млн до 2 млрд рублей, а чистая прибыль — с 72 млн до 1,15 млрд рублей. В исследовании крупнейших компаний ЮФО по итогам 2011 года, проведённом аналитическим центром «Эксперт ЮГ», Ильский НПЗ был признан самым рентабельным предприятием округа. В прошлом году показатели завода сократились (по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка — 1,458 млрд рублей, чистая прибыль — 417 млн рублей), при этом модернизация производства продолжалась. В конце августа этого года был подписан акт об окончании пусконаладочных работ на установке АТ-5 мощностью 1,2 млн тонн в год, рассчитанной на переработку как малосернистого сырья, так и смесей нефти марки Urals. Запуск этой установки, по информации компании, позволит нарастить объём переработки до 3 млн тонн нефти в год.

Составной частью модернизации Ильского НПЗ является наращивание транспортной инфраструктуры предприятия. Здесь от АК «Транснефть» удалось добиться принципиального для роста мощностей решения о присоединении завода к двум магистральным нефтепроводам, что значительно дешевле, чем доставлять сырьё по железной дороге, как сейчас. Первая «труба» длиной 7,5 км должна соединить Ильский НПЗ с действующим нефтепроводом «Крымск — Краснодар» (получены технические условия), вторая, длиной 6,7 км, с проектируемым нефтепроводом «Тихорецк — Краснодар». Объём прокачиваемой нефти и в том, и в другом случае составит 1,2 млн тонн в год. В результате расширения железнодорожной станции Ильская увеличивается основной канал поставки сырья на завод до приёма 3 млн тонн нефти и отправки такого же количества нефтепродуктов.

Долгосрочные планы предприятия предполагали довести объём переработки до 5–6 млн тонн в год. Видимо, для реализации этих стратегических планов и необходима сумма в 40 млрд рублей, обозначенная главой представительства ВЭБа в ЮФО. Согласно ранее имевшейся информации, в модернизацию Ильского НПЗ планировалось вложить существенно меньшие средства. В реестре крупнейших инвестпроектов Кубани, предоставленном «Эксперту ЮГ» министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, стоимость проекта модернизации НПЗ в Северском районе с увеличением объёма переработки до 3,5 млн тонн в год (период реализации — 2011–2020 годы) оценивалась в 18 млрд рублей. В КНГК переговоры с ВЭБом пока не комментируют.                  

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №47-50 (289) 2 декабря 2013
    Экономика СКФО
    Содержание:
    Кавказский бизнес сам не справится

    В условиях начавшейся в российской экономике рецессии бизнесу на Северном Кавказе, похоже, предстоит решать свои проблемы самостоятельно — надежды предпринимателей на помощь государства, обещанную при создании СКФО в 2010 году, явно не сбылись. В этих условиях наиболее продуктивной стратегией для регионального бизнеса является объединение усилий для достижения общих целей

    Реклама