Поучать, развлекая

Русский бизнес
Москва, 23.12.2013
«Эксперт Юг» №1-2 (291)
Что, по-вашему, нужно, чтобы выйти на рынок? - Посмотреть творческим взглядом на уникальные знания, которые у вас есть.

сфера деятельности: интеллектуальные события, шоу, развлечения

стартовые вложения: 0 рублей

Директор одного из крупных предприятий вместе с мэром Ростова-на-Дону прогуливаются по выставке и на секунду задерживаются у стойки, за которой стоят двое молодых парней в комбинезонах с литерой «А» и защитных очках. Диалог: «Что здесь у вас такое? — Нитробар, мороженое из жидкого азота. Не хотите попробовать?». Начинается научный эксперимент над влиятельными людьми города-миллионника: их кормят непонятной, но довольно вкусной субстанцией, окунают руки в дымящиеся сосуды, делают дыхание морозным при комнатной температуре, обдают цветным дымом. Любопытство, страх, удивление, восторг — чувства испытуемых меняют выражение их лиц с калейдоскопичной быстротой. Довольные, несколько мгновений побывав в мире детства и волшебства, мэр и директор, взявшись под руки, уходят, быстро приняв свой обычный суровый вид и погрузившись в деловую беседу.

Наталья Дивеева, руководитель научно-развлекательного проекта «АртНаука: физика невозможного», признаётся, что сильных проектов, пробуждающих у публики интерес к науке и показывающих за деньги то, что должны показывать бесплатно в школе, сейчас в России уже много. «Наша уникальность состоит в том, что мы выбрали своей аудиторией не детей, а взрослых, — говорит г-жа Дивеева. — Более того, поскольку нашими первыми заказчиками были в основном автосалоны (BMW, Jaguar, Ford и другие), у нас сложилась ориентация прежде всего на премиальную аудиторию, у которой выше уровень интеллекта».

Бизнес из науки

Когда четыре года назад Южный федеральный университет решил проводить фестивали науки с целью привлечь абитуриентов, выяснилось, что к научным опытам с жидким азотом, кристаллами, электрическими полями и химическими реакциями взрослые относятся с не меньшим интересом, чем подростки. Родители, приходившие вместе с детьми, были в восторге от экспериментов с огнём, взрывами, бурными химическими реакциями.

Параллельно с целью продвинуть университетские мероприятия демонстрации в стиле «научпоп» стали устраивать в общественных местах, в том числе в торгово-развлекательных центрах, где вокруг учёных-экспериментаторов также собирались толпы людей. «У нас была довольно разношёрстная компания: маркетологи, дизайнеры, физики, химики, журналисты. Мы собирались в учебной лаборатории, кафе, или у кого-то дома и придумывали яркие выступления. Это стало такой доброй традицией — до сих пор все наши номера и опыты рождаются в процессе дружеских посиделок», — рассказывает Наталья Дивеева.

Наталья Дивеева, 29; образование: РГУ (факультет филологии и журналистики) 032_expertjug02_1.jpg
Наталья Дивеева, 29; образование: РГУ (факультет филологии и журналистики)

В определённый момент к команде «АртНауки» присоединился ещё один выпускник физфака ЮФУ — Николай Новосёлов, случайно увидевший одно из шоу своих бывших сокурсников. Работая менеджером в автосалоне Audi, он быстро оценил возможности монетизации научных перформансов, и уже через несколько дней компаньоны впервые показали своё шоу за деньги на открытии нового автосалона. «Даже испытав огромную радость, мы сдержались и не потратили на себя ни копейки, — вспоминает Дивеева. — Всё заработанное, около 20 тысяч рублей, решили вложить в костюмы, реактивы, научные приспособления».

Сейчас Николай Новосёлов живет и работает в Москве: после участия в деловом реалити-шоу «Стартап года» на телеканале «РБК-Южный регион» «АртНауку» заметили столичные event-агентства и пригласили попробовать свои силы на более крупном рынке. А региональная экспансия «АртНауки» началась несколько раньше — около года назад, когда на основателей проекта вышли предприниматели из Ставрополя, попросив помочь с организацией бизнеса. «Классической франшизой это не назовешь — мы продали ребятам часть нашего оборудования и материалов, разрешили использовать бренд “АртНауки”, и теперь включаем их в свои официальные буклеты и рекламные сообщения. Но за самими выступлениями не следим, потому что просто физически нет такой возможности», — говорит Наталья Дивеева.

Благодаря «сарафанному радио» о проекте стали постепенно узнавать и в Ростове, а не так давно партнёр «Арт­Науки» появился в Сочи — пока он только продаёт мероприятия, а выступают ростовчане. «Мы за два года объездили всю Россию, выступали в Италии, — продолжает г-жа Дивеева. — На самом деле очень сложно добиться от незнакомых тебе людей в другом городе нужного качества выступления. Я, например, долго боролась со своими мальчишками, чтобы они соблюдали чистоту и порядок, сама помогала убирать результаты опытов. Нам бы очень не хотелось, чтобы об “АртНауке” плохо отзывались не по нашей вине. Это, в общем-то, является главным тормозом франчайзинга, хотя интерес к проекту в других регионах есть».

Яркое продвижение

Сейчас у «АртНауки» три основных формата работы: воркшоп, шоу и презентация Art & Science. Воркшопы оптимальны для формата welcome-зоны, дня открытых дверей, презентаций. Точка активности работает определённое время, в течение которого гости могут подойти и сделать что-то вместе с ведущими — например, самостоятельно изготовить открытку методом фрактального плетения, создать морозный узор на поверхности буклета, узнать о принципах сочетания ароматов или сделать съедобную икру из клубники. Другой формат — шоу — представляет собой 15-минутное эффектное выступление с огнём, взрывами и максимумом интерактива с гостями, которое сопровождается пояснениями ведущего. Третий формат — презентации — также может стать удачным элементом различных мероприятий.

По словам Натальи Дивеевой, самое главное в любом формате — найти разумную середину между развлекательным и познавательным: «Если слишком всё упростишь или далеко зайдёшь в желании удивить публику, то потеряешь основную цель — принести знание. Уйдёшь  в другую крайность — воркшоп или шоу станут пресными и нудными. Эти проблемы мы решаем интуитивно, стараемся привнести в наши мероприятия как можно больше интерактива, чтобы зрители не просто слушали или смотрели, но всё делали вместе с нами».

Николай Новосёлов, 26; образование: ЮФУ (физический факультет) 032_expertjug02_2.jpg
Николай Новосёлов, 26; образование: ЮФУ (физический факультет)

Главная «фишка» «АртНауки» при выступлении в любом формате — максимальное вовлечение зрителей. Опыты всегда проводятся на гостях шоу или зрителях — им остальные и доверяют больше, и сопереживают сильнее. Причём ведущие всегда стараются обеспечить наилучший антураж, чтобы облегчить работу фотографам. Выразительные фотографии — это не просто способ доставить удовольствие заказчику и его гостям: социальные сети с самого старта проекта являются главным каналом его продвижения. Всего на продвижение тратится около 15% выручки — в основном это контекстная реклама в поисковиках и фирменные, с научным уклоном, подарки. На Новый год, например, клиентам дарили уникальную треугольную елку с фрактальным плетением и авторским узором собственной разработки. А на 8 марта девушкам-партнёрам преподнесли цветок в химической колбе, бутон которого время от времени менял цвет.

Сейчас, когда об «АртНауке» узнали многие, её услуги охотно включают в свой прайс-лист крупные PR— и event-агентства. Основатели проекта также с охотой принимают приглашения со стороны СМИ проводить показательные мероприятия. Недавно совместно с медиапарком «Южный регион-ДГТУ» были сделаны первые выпуски научно-популярной радиопрограммы «Передача данных», разрабатывается проект научного ТВ-шоу. «Зрители устали от политики и потоков криминала в прессе и очень положительно реагируют на медиапродукт, который несёт позитивную энергетику и позволяет почувствовать себя чуть-чуть умнее. И это тоже косвенная реклама нашего бренда», — считает Наталья Дивеева. 

Калькулятор

«Смотрите: это наш календарь на декабрь», — Дивеева показывает программку в планшете. Свободных окон там нет, в некоторых ячейках по четыре-пять событий. Работать с такой нагрузкой стало возможно только сейчас, когда количество ведущих увеличилось до десяти человек. Конечно, декабрь — время корпоративов и праздников, компании спешат потратить остатки бюджетов, и в январе работы у индустрии развлечений будет гораздо меньше, но в среднем у «АртНауки» бывает по 20 выступлений в месяц. Единого ценника нет — всё обсуждается индивидуально. Скромный перформанс на несколько минут можно сделать за 15 тысяч рублей, большое шоу со сложным реквизитом и реактивами обойдётся в 100 тысяч; в среднем стоимость выступления составляет 25–30 тысяч рублей. Основная статья расходов (50%) — реквизит и заработная плата. Один ведущий получает за выступление 1,5–2 тысячи рублей.

Почти всю прибыль — 150–200 тысяч рублей в месяц — компания пускает на развитие. «Хотим делать более масштабные и дорогие шоу, которые в России немногим под силу, — поясняет основательница “АртНауки”. — Сейчас, например, купили по спецзаказу в одном петербургском институте большую катушку Теслы за 100 тысяч рублей — собираемся сделать номер с молниями, аналогов которому в нашей стране нет».

Резюме

Еvent-рынки насыщены развлекательными шоу с фокусами, танцами, музыкой и акробатикой. Однако для серьёзного мероприятия — открытия какого-либо бизнес-объекта, отраслевой выставки, делового приёма — это не всегда самый подходящий формат. У современного человека серьёзный дефицит времени, и даже отдыхая на какой-либо презентации, он совершенно не прочь мимоходом получить новую полезную информацию. С другой стороны, когда организатор презентации или дня открытых дверей из множества возможных развлечений выбирает самое «умное», это своеобразный комплимент интеллектуальному уровню гостя. «АртНаука», костяк которой составляют профессиональные физики и химики, сумела занять эту нишу и даже попробовала тиражировать проект в  других городах. Этот опыт говорит о том, что, даже будучи новичком в бизнесе и не вкладывая в него значительных средств, можно добиться успеха, превратив свои уникальные знания и навыки в качественный шоу-продукт.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1-2 (291) 23 декабря 2013
    Люди года на Юге России
    Содержание:
    Донской нефтяник увеличил ставки

    Всего за три года совсем не публичный бизнесмен Алексей Фролов создал в Ростове-на-Дону одну из самых динамично растущих крупнейших компаний страны — торговый дом «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром». В уходящем году к основному бизнесу Фролова, торговле нефтепродуктами, в рамках формируемой предпринимателем группы компаний «Флэш» добавился масштабный инвестпроект в смежной сфере — нефтехимии

    Реклама