Тарифный путь меньшего зла

Спецвыпуск
Москва, 23.12.2013
«Эксперт Юг» №1-2 (291)
Эксперимент по внедрению социальной нормы энергопотребления, в котором на юге России приняла участие Ростовская область, предсказуемо вызвал недовольство граждан и сомнения экспертов. Однако первые результаты эксперимента оказались довольно убедительными: подавляющее большинство домохозяйств уложились в лимиты, установленные соцнормой

Фото: eftel.ru

С 1 сентября в России стартовал пилотный проект по введению социальных норм потребления электроэнергии. Изначально планировалось, что внедрение дифференцированных тарифов первыми опробуют жители семи регионов: Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областей, Забайкальского и Красноярского краёв, а по всей стране социальная норма начнёт действовать с 1 июля 2014 года.

Социальной нормой считается минимальный и достаточный для жизнеобеспечения объём потребления электроэнергии, который оплачивается по сниженному тарифу, а за электроэнергию, потреблённую сверх нормы, нужно платить по более высоким расценкам. Каждый регион устанавливает размер социальной нормы самостоятельно.

Введение соцнормы давно не является чем-то необычным. Подобный эксперимент уже проводился во всех регионах, принявших участие в проекте в этом году, за исключением Ростовской и Самарской областей. Например, в Забайкалье лимиты на свет появились ещё в 2005 году, и, по данным региональной службы по тарифам, 70% населения укладываются в размер соцнормы и платят за свет по сниженному тарифу. Поэтому эксперимент по энергосбережению краевые власти считают вполне оправданным. В Орловской области соцнорму ввели в 2010 году, и местное управление по тарифам утверждает, что в регионе не так много потребителей, которые не укладываются в установленные лимиты.

Однако, несмотря на в целом положительные результаты внедрения социальной нормы, споры по поводу нововведения не утихают до сих пор. В качестве примера для анализа его плюсов и минусов мы решили взять Ростовскую область, выступившую новичком в эксперименте.

Входные данные

Если исходить из уже накопленного опыта, то размер социальной нормы потребления электроэнергии в российских регионах колеблется от 50 кВт·ч в месяц на одного жителя во Владимирской области до 190 кВт·ч в Орловской. В Ростовской области размер социальной нормы установлен на уровне 96 кВт·ч. Расчёт производился региональной службой по тарифам, исходя из анализа потребления электроэнергии 10 тысячами одиноко проживающих людей. Соответственно, суммарное количество потреблённой ими электроэнергии было поделено на 10 тысяч и на 12 месяцев; таким образом получен размер базовой социальной нормы, который напрямую зависит от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан. Так, если прописаны двое, то соцнорма рассчитывается по формуле: 96+50=146 кВт·ч, если трое — 96+50+20=166 кВт·ч. Соцнорма для четверых зарегистрированных составляет 186 кВт·ч, для пятерых и более — 206 кВт·ч. При этом предусмотрена разница в оплате для городского и сельского населения: жители городов в рамках соцнормы платят по 3,5 рубля за кВт·ч, сверх неё — 3,89 рубля, сельские жители — 2,45 рубля в рамках соцнормы и 2,72 рубля сверх неё. Все одиноко проживающие пенсионеры в первый год реформы оплачивают всю электроэнергию в пределах социальной нормы.

Кроме того, в регионе предусмотрены ежемесячные надбавки, часть из которых обусловлена состоянием жилищного фонда. К примеру, при наличии жилья, официально признанного аварийным либо ветхим, с износом более 70%, сумма потребления электроэнергии умножается на 1,2, а при тех же условиях, но с износом домов более 90% коэффициент составляет 1,5. Для жителей домохозяйств в сельской местности предусмотрена надбавка в 90 кВт·ч, для домохозяйств с электрокотлом в период отопительного сезона — 3000 кВт·ч. Если жильё оборудовано электроплитами, то надбавка на одного человека составляет 43 кВт·ч, если оборудовано электроводонагревом — 100 кВт·ч. На гараж либо хозяйственную постройку социальная норма составляет 29 кВт·ч.

Общественность против соцнормы

На первый взгляд, для большинства россиян, особенно для социально незащищённых слоев населения, в этом эксперименте больше преимуществ, нежели недостатков, что подтверждается выводами многих экспертов. Тем не менее, неоднозначность ситуации в той же Ростовской области сохраняется, зачастую подкрепляясь негативной реакцией самого населения, которая трансформируется в протестные действия. Например, в Ростове-на-Дону осенью прошла серия митингов против соцнормы, правда, не слишком многочисленных. Однако на заседании фракции «Единой России» в областном Законодательном собрании уже принято решение о создании рабочей группы и более детальном изучении необходимости и последствий введения социальной нормы потребления электроэнергии.

Сомнения жителей Ростовской области разделяют и члены региональной Общественной палаты. Согласно анализу, проведённому созданной ими рабочей группой по общественному контролю в сфере ЖКХ, участие региона в пилотном проекте признано неоправданным ни с социальной, ни с экономической точки зрения. В резолюции так и сказано: «Ограничение энергопотребления с использованием социальных норм лишит граждан этой возможности и тем самым ухудшит комфортность их проживания. Не каждая российская семья может себе позволить менять бытовую технику на новую, энергоэффективную».

Эксперты Общественной палаты Ростовской области берут за основу своих заключений большинство многоквартирных домов, особенно панельного типа, возводимых с низкими показателями теплозащиты, избыточной инфильтрацией наружного воздуха и, следовательно, с увеличенным расходом тепловой энергии на нагрев помещений, сопровождающимся низкой эффективностью регулирования отопления. Поэтому многие горожане, проживающие в таких домах, в холодное время года вынуждены пользоваться дополнительными источниками отопления, а от летней жары спасаться при помощи кондиционеров и сплит-систем.

Помимо этого, в донской Общественной палате уверены, что введение подобных ограничительных мер ущемляет права граждан, противоречит нормам Гражданского кодекса РФ и, как следствие, провоцирует хищение жителями электроэнергии, снижает прозрачность формирования тарифов на коммунальные услуги, а следовательно, увеличивает затраты исполнителей на сбор оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Это не единственные доводы экспертов-общественников, призывающих губернатора области отказаться от участия в эксперименте и ходатайствовать перед федеральным правительством об отмене решения о внедрении социальных норм потребления. Аналогичное мнение высказывает, например, президент автономной некоммерческой организации «Ростовская областная ассоциация ТСЖ» Вольдемар Михайлов. «Идея сама по себе неплоха, но очень сомнительна», — говорит он, обращаясь к статье Гражданского кодекса РФ, в которой прямо говорится о неограниченном пользовании электроэнергией гражданами России.

Государственные аргументы

Инициаторы введения соцнормы, напротив, апеллируют к тем целям, которые преследует этим экспериментом государство. Их как минимум три: стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг, уход от перекрёстного субсидирования и снижение тарифной нагрузки на промышленных потребителей, повышение эффективности системы социальной защиты населения. В качестве подтверждения последнего тезиса приводится оплата всей электроэнергии по сниженному тарифу для одиноко проживающих пенсионеров по старости и инвалидности, а также семей, состоящих только из пенсионеров. А спустя год, то есть с 1 сентября 2014 года, к ним будет применена социальная норма, увеличенная в полтора раза.

Заместитель руководителя региональной службы по тарифам Светлана Сергеева утверждает, что в Ростовской области в сравнении с другими регионами достаточно весомый объём перекрёстного субсидирования и много предприятий промышленности. К тому же экономически обоснованный тариф на электроэнергию, по версии чиновников, на самом деле гораздо выше, чем платит население, и составляет 4,67 рублей (вместо 3,62). В результате эту разницу за население оплачивают промышленные предприятия и предприятия малого и среднего бизнеса. Поэтому одной из основных причин введения соцнормы на Дону является сокращение этой «перекрёстки», которое ни в коем случае не нарушает права жителей региона. «Для тех, кто хочет заниматься энергосбережением, социальная норма будет во благо», — уверена г-жа Сергеева. К тому же введение соцнормы демонстрирует реальный эффект для промышленных потребителей. Так, согласно данным региональной службы по тарифам Нижегородской области, с введением соцнормы тарифная нагрузка на промышленные предприятия снизилась более чем на 15%.

Весомым преимуществом участия Ростовской области в эксперименте региональная служба по тарифам называет то, что, вследствие повышения тарифа на потребление электроэнергии с 1 июля 2014 года во всех субъектах РФ, в тех регионах, где социальная норма не была введена, вся электроэнергия будет оплачиваться по единому тарифу, а участники пилотного проекта продолжат применение сниженного тарифа. Арифметика проста: благодаря участию Ростовской области в эксперименте жители после повышения тарифа согласно соцнорме будут платить 3,64 рубля за кВт·ч, а сверх неё — 4,05 рубля (вместо 3,62 и 3,77 соответственно).

Подсчитали — не прослезились

В то же время многие эксперты считают, что государство, вводя соцнорму и преследуя цели снижения «перекрёстки» и побуждения населения к экономии электроэнергии, обязано сделать так, чтобы это решение было не просто эффектным, а эффективным, то есть в соцнорму должны без труда укладываться не менее 70% жителей. Только при таком условии у большинства жителей будет формироваться положительное отношение к идее экономии.

Однако при этом необходимо помнить о сохраняющихся рисках. Заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев полагает, что основная проблема в эксперименте по введению соцнормы связана с тем, что она считается с учётом граждан, зарегистрированных в жилом помещении, а это зачастую не соответствует количеству реально в нём проживающих.

Впрочем, первые итоги реализации пилотного проекта оказались обнадёживающими. В частности, депутат донского заксобрания Владимир Сакеллариус отмечает, что 96% жителей обслуживаемых домов, согласно проведённому анализу за сентябрь текущего года, без труда уложились в размер соцнормы. Общих данных по области пока нет, но этот же вывод подтверждают многие руководители управляющих компаний ЖКХ.

К похожим результатам пришла Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно её данным, большинству домохозяйств уже удалось снизить свои расходы на электричество в размере от 10 до 90 рублей. Как отметил руководитель ведомства Сергей Новиков, в Ростовской области введение социальной нормы привело к снижению платежа за электроэнергию для основной массы средних слоёв населения. Деньги, по его мнению, небольшие, но факт сам по себе позитивный. Кроме того, глава ФСТ убеждён, что обсуждение темы введения соцнормы обставлено невежеством и мифами, но для их преодоления необходимо учитывать особенности каждого региона. Введение соцнормы потребления электроэнергии на территории всей Российской Федерации Сергей Новиков называет наиболее плавным и щадящим способом тарифного регулирования, а альтернативой социальным нормам считает лишь резкое повышение тарифов для граждан.     

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1-2 (291) 23 декабря 2013
    Люди года на Юге России
    Содержание:
    Донской нефтяник увеличил ставки

    Всего за три года совсем не публичный бизнесмен Алексей Фролов создал в Ростове-на-Дону одну из самых динамично растущих крупнейших компаний страны — торговый дом «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром». В уходящем году к основному бизнесу Фролова, торговле нефтепродуктами, в рамках формируемой предпринимателем группы компаний «Флэш» добавился масштабный инвестпроект в смежной сфере — нефтехимии

    Реклама