Инфраструктура растёт на политической воле

Главными драйверами инфраструктурного строительства юга России в ближайшие годы станут масштабные инвестпроекты, реализация которых даже в условиях экономического кризиса принципиальна для федерального центра. Наиболее крупные из них — мост в Крым, объекты Чемпионата мира по футболу 2018 года, железная дорога в обход Украины. Их своевременный запуск предопределён политическими соображениями

Мост через Керченский пролив по стоимости превосходит Олимпиаду в Сочи, но пока открывает гораздо меньше возможностей для участия в проекте регионального бизнеса

Минувший год неожиданно опроверг все прогнозы по поводу снижения доли инфраструктурных проектов в общем инвестиционном портфеле ЮФО после завершения Олимпиады в Сочи. Присоединение к России Крыма сразу же сдвинуло с мертвой точки проект строительства моста через Керченский пролив, которому от роду больше ста лет (первые чертежи моста были готовы ещё накануне Первой мировой войны). Удачно воспользовались уникальным историческим моментом и Российские железные дороги, начавшие на Юге строительство линии в обход Украины (сейчас по территории соседней страны проходит небольшая часть российской магистрали севернее посёлка Чертково Ростовской области).

Справедливости ради стоит сказать, что два новых мегапроекта не являются стопроцентной «собственностью» ЮФО: мост через Керченский пролив в равной степени принадлежит Крымскому федеральному округу, а значительная часть железной дороги в обход Украины будет проложена по территории Воронежской области (Центральный федеральный округ). Однако основным плацдармом для реализации этих проектов станет всё же ЮФО, поэтому мы решили не делить их стоимость пополам с соседями.

Именно эти два мегапроекта общей стоимостью 285 млрд рублей и обусловили не просто сохранение инженерно-транс­портной инфраструктурой второго места в отраслевом разрезе нашего рэнкинга, но существенный рост её доли в общей стоимости проектов: если год назад на эту отрасль приходилось примерно 13% всего портфеля, то теперь — 22,91%. Значительно выросла и их общая стоимость — с 344,9 млрд рублей в прошлом году до 595,3 млрд в нынешнем.

Общее количество крупнейших инфраструктурных проектов в базе за год снизилась на треть — в исследовании 2014 года их было 35, а в этом — 23. Шесть прошлогодних проектов не отобрались по критерию цены (их стоимость была меньше 650 млн рублей, или 10 млн долларов по нынешнему усреднённому курсу), пять проектов по ряду причин были исключены из категории реальных, десять были успешно реализованы. Среди оставшихся 14 проектов, перешедших в исследование 2015 года, некоторые были объединены под одной «шапкой» (например, ряд проектов РЖД или новые дороги в Ростовской области, строящиеся к чемпионату мира по футболу), а к ним добавились ещё 12 новых. Таким образом, инженерно-транспортная инфраструктура оказалась весьма «живучей» отраслью, как следует поддержавшей худеющий на глазах портфель крупнейших инвестпроектов ЮФО. 

Крым бьёт олимпийский рекорд

Предельные затраты на строительство мостового перехода, установленные правительством РФ в январе этого года для генподрядчика ООО «Стройгазмонтаж», компании, близкой к бизнесмену Аркадию Ротенбергу, равны 228,3 млрд рублей. Это даже несколько больше, чем официальная сумма инвестиций в олимпийское строительство, названная два года назад президентом Владимиром Путиным — 214 млрд рублей, в том числе 100 млрд из федерального бюджета и 114 млрд от частных инвесторов.

Однако мостовой переход в Крым должен стать, не в пример Олимпиаде, более отягощающим для госказны, ибо привлечь частные средства на него представляется маловероятным. «Проект, безусловно, имеет потенциал для мультипликативного эффекта, хотя надо понимать, что мост — это все же не Олимпиада, — говорит генеральный директор консалтинговой компании “ФОК-ГИС” Александр Панин. — Другое дело, что масштаб политической составляющей совсем не прогнозируем — и это беспокоит всех». Утешать в данном случае может разве что то обстоятельство, что мостов такого масштаба (общая длина перехода 19 км, в том числе 8 км над пересекаемой преградой) в России ещё не строили.

Согласно подписанному 17 февраля госконтракту, строительство мостового перехода будет вестись по маршруту через остров Тузла, что позволит сохранить работоспособность паромной переправы порта Кавказ и не затронет территорию Тамано-Запорожского государственного заказника. Уже нынешней осенью планируется ввести в эксплуатацию первый из трёх технологических мостов от острова Тузла до Тамани, по которым будут курсировать строительная техника и доставляться материалы. Ещё два аналогичных моста построят к лету следующего года (от Тузлы до судоходного канала и от канала до Керчи). Строительство всего объекта должно завершиться до конца 2018 года.

Для южнороссийского стройкомплекса мост в Крым может стать своеобразным «спасательным кругом» в условиях падающего рынка. По утверждению главы Федерального дорожного агентства Романа Старовойта, песок, камень, цемент и инертные материалы, которые потребуются в больших объёмах, будут закупаться у поставщиков юга России. «Мы уже понимаем, из каких карьеров, в каком объёме, в какое время будет доставляться материал к месту строительства», — заверил он недавно в интервью порталу «ДорИнфо». По сообщению Росавтодора, в середине августа к местам строительства моста в Тамани и Керчи уже перенесены модульные заводы по производству стройматериалов производительностью более 150 кубометров бетона, 130 кубометров цементобетона и 140 тонн асфальта в час. По словам руководителя проекта по созданию временной инфраструктуры на Таманском полуострове Василия Харланова, местных мощностей достаточно, чтобы производить необходимое количество бетонных смесей и выдерживать рабочие процессы по всему фронту строительства.

Строительство моста в Крым оказало серьёзное влияние и на планы РЖД по развитию инфраструктуры на юге России (помимо уже упомянутой дороги в обход Украины). В прошлом году железнодорожники объединили несколько своих прежних проектов на территории ЮФО в один, стоимостью более 166 млрд рублей. Он охватывает сразу четыре региона и направлен на решение нескольких задач, прежде всего по расширению пропускной способности железных дорог на подходе к южным портам и обеспечению связи с Крымом по новому мосту.

Для нового главы РЖД Олега Белозёрова реализация этого мегапроекта явно окажется в числе главных приоритетов. «Сейчас для каждого порта юга России необходимо определить оптимальное сочетание инфраструктуры, чтобы не допустить возникновения узких мест, произвести максимально точный расчёт загрузки — как текущей, так и перспективной, — заявил вскоре после назначения Белозёрова Владимир Путин. — Очевидно, что мы не сможем реализовать наши планы без организации подъездной автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. До 2020 года это приоритетная задача в планах развития». В середине сентября президент поручил в кратчайшие сроки изыскать финансирование на реализацию одного из главных этапов южного мегапроекта РЖД — строительства обходных путей для Краснодарского железнодорожного узла.

В следующем году эту группу проектов может пополнить ещё один — строительство 40-километрового подъ­езда от автодороги М-25 Новороссийск — Керченский пролив к городу Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань, а также реконструкция участков автодороги М-25. Тендер на этот проект уже объявлен Росавтодором, максимальная цена контракта — 15,359 млрд рублей. Появление этой дороги чрезвычайно важно, поскольку перевозку инертных материалов к месту строительства моста в Крым, к примеру, из кубанских карьеров можно осуществлять только автотранспортом. А это тут же превращается в проблему из-за ограничений по весу грузовиков на федеральных трассах и резкому удорожанию сырья в конечной точке (в Ростовской области щебень при закупке в карьере стоит 170–200 рублей за тонну, на объекте — уже 600 рублей). Как пояснили «Эксперту ЮГ» опрошенные участники рынка, транспортная составляющая в стоимости инертных материалов зашкаливает за 65%.

Центральный матч

Ещё одним политическим драйвером инфраструктурного строительства, который на ближайшие три года определит развитие региональной экономики, станет подготовка юга России к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года. Отказаться от него, как это в 1986 году сделала Колумбия, для Кремля по понятным причинам невозможно, а секвестировать проекты можно лишь в ограниченном масштабе.

Общая стоимость проектов в сфере инженерно-транспортной инфраструктуры, имеющих отношение к грядущему мундиалю, в нашей базе на данный момент составляет порядка 65 млрд рублей. К ним также нужно добавить два проекта в области спортивной инфраструктуры (новые стадионы в Ростове-на-Дону и Волгограде) почти на 37 млрд рублей, а также ряд строящихся гостиниц в этих же городах на общую сумму 9 млрд рублей. Таким образом, по состоянию на 2015 год южные проекты, связанные с чемпионатом мира, в общей сложности потянули на 111 млрд рублей (или примерно на половину официальных расходов на Олимпиаду в Сочи).

Однако это, конечно же, не окончательная цифра, поскольку и суммы инвестиций, и планы развития территорий в связи с мундиалем за оставшиеся три года ещё будут корректироваться. Например, в Ростовской области региональные власти отказались от идеи создания на донском левобережье конноспортивного комплекса с переносом ипподрома из центра Ростова (в связи с чем мы не включили данный проект в число реальных, как в прошлом году). По информации министра строительства Ростовской области Николая Безуглова, вместо нового ипподрома планируется построить кемпинг-парк.

Скорее всего, будет пересматриваться в сторону увеличения и стоимость строительства дорог в преддверии мундиаля. Первоначально она оценивалась в 13,548 млрд рублей, однако в конце августа врио губернатора Ростовской области Василий Голубев сообщил, что к чемпионату мира в регионе будет создано 15 объектов транспортной инфраструктуры общей стоимостью более 21 млрд рублей — эту цифру мы и включили в рэнкинг. В то же время из него пока выбыл проект строительства дороги «Обход Аксая» протяжённостью 60 км, который в прошлом году предварительно оценивался в 60 млрд рублей.

В прошлом феврале сообщалось, что во 2 полугодии 2014 года будут проведены торги по определению подрядчика, а затем начнётся строительство этой дороги. Однако проект пришлось лоббировать в федеральном центре дольше, чем предполагалось — в середине 2015 года Василий Голубев выступал с инициативой строительства «Обхода Аксая» в Совете Федерации. «Если мы хотим обеспечить транспортную доступность на юге страны, в том числе и в республику Крым, то эта дорога принципиальна важна. Начать работы необходимо уже сейчас», — заявил г-н Голубев. Однако пока точная дата начала строительства не обозначена, многомиллиардный проект ожидает своей очереди в резерве. Такое же решение было принято и по проекту строительства Северного обхода Астрахани с двухъярусным мостом через Волгу (в прошлом году оценивался в 23 млрд рублей) — он получил поддержку на федеральном уровне, но окончательной ясности по срокам его реализации на данный момент нет.

Зато крупнейший южный проект в сфере воздушного транспорта — строительство нового ростовского аэропорта «Южный» — реализуется строго по графику. Хотя и здесь по известным причинам уже произошли коррективы в сторону увеличения, о чём не так давно сообщил глава ГК «Ренова» Виктор Вексельберг: если год назад стоимость аэропорта оценивалась в 31,4 млрд рублей, то сейчас уже в 37,2 млрд. Однако в данном случае вступает в силу хорошо известный принцип «мы за ценой не постоим»: несдача объекта в срок может привести к самым серьёзным санкциям, а это значит, что всего через три года ростовчане наконец получат долгожданный новый аэропорт. К чемпионату мира будет полностью реконструирован и волгоградский аэропорт «Гумрак» (ГК «Новапорт»), хотя стоимость этого проекта заметно меньше — 4,7 млрд рублей. В рамках реконструкции планируется строительство нового аэровокзала пропускной способностью до 1600 пассажиров в час (10 и более рейсов одновременно), взлётно-посадочной полосы длиной 2800 метров и прочей инфраструктуры; в настоящее время реализация проекта находится в активной стадии.