Идея вертикальной интеграции в бизнесе не нова. Вполне естественное стремление крупного капитала контролировать полный цикл производства, начиная от добычи сырья и заканчивая розничной реализацией готовой продукции, в российских условиях привело к появлению разнообразных холдингов в самых различных сферах деятельности - от тяжелого машиностроения до легкой промышленности.
Холдингостроение по-российски - процесс исторический в плане скандальных историй, которые его сопровождают. Странного в этом ничего нет: построение холдингов чаще всего идет параллельно с переделом собственности, а здесь возможны всякие варианты. Удивительно другое: в Челябинской области передел собственности на хлебном рынке не сопровождался кровопролитной борьбой кланов с применением тяжелой артиллерии - чиновников администраций всех уровней и правоохранительно-фискальной пехоты. Подковерная возня, конечно, была, но не как доминанта. В результате в области довольно быстро сформировалось несколько крупных, исключительно частных хлебопромышленных конгломератов, конкурирующих между собой на вполне цивилизованном для местных условий уровне и, что немаловажно, способных договариваться. В соседней Свердловской области, где государственная доля на хлебном рынке несопоставимо больше, чем в Челябинске, цены на хлеб в среднем на 20% выше. Но дело не только в ценах. Челябинцы довольно успешно осваивают местные рынки, покупают элеваторы и хлебопереработывающие предприятия в соседних областях, проводят структурную перестройку компаний, модернизируют производство, готовя плацдарм для экспансии не только в Уральский регион, но и в другие провинции, а также в страны СНГ и дальнего зарубежья.
Уникальный регион для производства макарон
Челябинская область, расположенная в зоне рискованного земледелия, волею судеб оказалась благодатным оазисом для развития хлебоперерабатывающего производства в целом и макаронной промышленности в частности. Хороши здесь условия для выращивания твердых сортов пшеницы. Почти все российские производители делают макароны из муки, которая вырабатывается из мягких сортов. Челябинская макаронная фабрика "Макфа", которая входит в "хлебную империю" известного предпринимателя, депутата Государственной думы Михаила Юревича, в этом ряду исключение: она делает макароны исключительно из твердых сортов. Выращивание такой пшеницы требует больших затрат, урожайность ее ниже, но качество макарон - выше на порядок. В Италии, например, где жизнь немыслима без спагетти, на законодательном уровне запрещено использовать для изготовления макарон пшеницу мягких сортов, поскольку такой продукт в силу специфического химического состава способствует развитию полноты.
Еще одной, и весьма серьезной предпосылкой для развития макаронной индустрии является наличие в области сразу трех (из шести российских) мелькомбинатов, производящих качественное сырье для макарон: это комбинат хлебопродуктов им. Григоровича, мелькомбинат "Победа" и самый крупный в России производитель сырья Сосновский хлебокомбинат. Все это позволяет возглавляющему крупнейший хлебный холдинг в регионе Михаилу Юревичу с оптимизмом смотреть в будущее, особо не опасаясь конкуренции со стороны иностранных компаний.
Спешите: емкость рынка растет
Между тем Михаил Юревич вполне допускает, что иностранные производители макарон на российский рынок все же придут. В первую очередь в этой связи он называет крупную итальянскую компанию Barilla. Однако если это и случится, итальянцам для успешного захвата рынка (выход на уровень минимум 6 тыс. тонн макарон в месяц) придется либо покупать полный цикл, либо строить нечто подобное на месте самим. Иными словами, в российских условиях создавать вертикально интегрированную структуру, на что уйдет время (как минимум два года) и деньги (порядка 30 - 50 млн долларов). Но и такой вариант возможен, так как рынок весьма привлекателен. Сегодня объем российского макаронного рынка оценивается в 800 тыс. тонн в год. Однако доля макарон в структуре потребления в нашей стране раза в три меньше, чем в странах Восточной Европы, и связано это с сильными традициями выращивания картофеля. Но с ростом благосостояния населения будет крепнуть тенденция к сокращению доли картофеля и увеличению доли макарон, считает Юревич. И тогда объемы потребления макарон увеличатся почти вдвое - до 1,5 млн тонн в год.
Империя Юревича
Хлебный холдинг, который выстроил Михаил Юревич, включает в себя более десятка предприятий с суммарным годовым оборотом 150 млн долларов, является крупнейшим в Челябинской области и одним из самых крупных в России. Наиболее заметные элементы холдинга - макаронные фабрики "Макфа" и "Смак", расположенные соответственно в Челябинской и Свердловской областях. Фабрика "Смак" была приобретена группой Юревича совсем недавно, в середине этого года. Однако присутствие на той или иной территории собственными производственными мощностями для группы вовсе не самоцель: предприятия покупаются исключительно по принципу экономической целесообразности. Поэтому холдинг не пополнился макаронными фабриками Пермской, Смоленской или Нижегородской областей, хотя предложения такие были.
Фабрика "Макфа", ежемесячный оборот которой составляет 4 млн долларов, - ядро холдинга. Предприятие было приобретено группой Юревича на вторичном рынке: 71% акций куплен у населения, у трудового коллектива, 28% акций - у сторонних инвесторов. После покупки фабрики в 1995 году ежемесячный объем производства на "Макфе" возрос с 400 тонн до 8 тыс. тонн продукции в месяц. На смену длиннорезаным макаронам низкого качества, которые продавались на вес, пришла высококачественная макаронная продукция разнообразного ассортимента, расфасованная в фирменные пакеты.
Из производимых "Макфой" 96 тыс. тонн макарон в год в Челябинской области реализуется порядка 5 - 7% выпускаемой продукции. Остальной объем продукции продается в России, странах СНГ и в Прибалтике.
По словам Михаила Юревича, покупатель сегодня стал более разборчив, предъявляет большие претензии к качеству продукции. Поэтому на "Макфе" планомерно работают над его улучшением, и к концу 2000 года планируют получить международный сертификат качества ISQ-9000. Также планируется расширить ассортимент выпускаемой продукции, чтобы удерживать завоеванные позиции на рынке.
Достигнутая рентабельность (5 - 10%) позволяет вкладывать деньги в развитие производства. На "Макфе" сегодня почти не осталось старого оборудования. Специалисты фабрики регулярно проходят стажировку в Италии для изучения производства макаронной продукции на местных предприятиях. В планах руководства холдинга - покупка двух или трех мощных линий по выпуску макарон, стоимость которых составляет порядка 10 - 12 млн долларов.
Еще один заметный элемент в структуре холдинга - Челябинский "первый хлебокомбинат", абсолютный лидер в Челябинске по объемам выпуска хлебобулочной продукции. И здесь также полным ходом идет процесс технологического обновления: хлебокомбинат, по сравнению с 1993 - 1994 годами, перестроился примерно на 65% - и по оборудованию, и по помещениям.
В холдинг Юревича также входят элеваторы и земельные угодья, приобретенные пока в качестве эксперимента. Тесная связь с производителями зерна уже установлена: холдинг кредитует сельхозтоваропроизводителей в период посевной и уборочной под зерно будущего урожая, обеспечивая поставки сырья для выпуска готовой продукции, того же хлеба или макарон. Но кредиты кредитами, а перспективу руководство холдинга все-таки связывает с покупкой собственных посевных площадей, так как выстроить устойчивую независимую производственную вертикаль можно только при наличии всех звеньев.
О пользе конкуренции
Вторым по величине хлебным холдингом в Челябинской области является ассоциация предприятий "Хлебпром", которая включает в себя четыре хлебозавода и разветвленную розничную сеть. Своей сырьевой базы холдинг пока не имеет, и поэтому зерно перерабатывается в основном на давальческой основе. Тем не менее "Хлебпром", как и группа Юревича, и челябинское объединение "Союзпищепром", заключает договоры с сельхозтоваропроизводителями, кредитуя их под будущие поставки зерна.
По мнению президента ассоциации "Хлебпром", депутата Законодательного собрания области Семена Мительмана, одни из самых низких цен на хлеб по России сложились в области во многом благодаря наличию серьезной конкуренции на рынке. Когда на хлебном рынке действует несколько крупных игроков (группа Юревича, "Хлебпром", "Союзпищепром", "Ситно"), диктовать свои правила игры кому-то одному практически невозможно. Невольно приходится учитывать интересы друг друга, договариваться. В выигрыше же оказывается покупатель, так как производители друг друга контролируют, и в первую очередь по уровню цен. "В каждой отрасли надо сформировать два-три вертикально интегрированных мощных комплекса, чтобы они конкурировали между собой", - считает Семен Мительман. Вопрос создания вертикально интегрированных комплексов Мительман считает очень актуальным для пищевой промышленности в целом. Отдельно взятое небольшое предприятие нормально работать не сможет, и, понимая это, предприятия стремятся к объединению.
Лидеры и аутсайдеры
Способность к интеграции предприятий хлебоперерабатывающей промышленности не в последнюю очередь зависит от их производственных возможностей и технического состояния оборудования. И вещи это взаимосвязанные. Как считает г-н Мительман, хлебопроизводящие предприятия области по уровню оснащенности производства делятся на лидеров, которые успели переоснаститься, и аутсайдеров, которые этого не сделали и оказались в весьма непростой ситуации. К числу лидеров относятся Первый хлебокомбинат, "Хлебпром", "Ситно", предприятия "Союзпищепрома". Почти все остальные хлебные предприятия (в основном это остатки бывших государственных хлебозаводов) не имеют средств на переоснащение производства, обречены влачить жалкое существование. И в одиночку модернизировать производство им вряд ли удастся: современная печь стоит сегодня столько же, сколько автоматизированная линия машиностроительного завода. Стало быть, техническое перевооружение хлебного комплекса по плечу только крупным холдингам, которые имеют для этого деньги.
Эти же холдинги имеют реальную возможность экспансии в соседние города и регионы. Так, "Первый хлебокомбинат" и "Хлебпром", расположенные в Челябинске, производят ежедневно порядка 270 тонн хлеба, в то время как Челябинск потребляет в среднем 160 - 180 тонн хлеба в день. Поэтому значительная часть выпускаемой этими предприятиями продукции уходит в близлежащие территории. Обладающий собственной крупной автоколонной "Хлебпром" может возить хлеб в пределах 200 - 250 километров.
Он готов возить хлеб и в Екатеринбург, поскольку, считает Семен Мительман, конкурентная ситуация на местном рынке вполне благоприятна: самый крупный производитель там - госпредприятие, поэтому продукция челябинцев, более качественная и дешевая, имела бы хорошие шансы. Но... велика транспортная составляющая.
Дело, впрочем, не только в ней. Просто с машины большие объемы хлеба не продашь. В городе надо иметь розничную сеть для его реализации, а почти каждый глава города, большого или малого, лоббирует интересы местных производителей и потому чинит различные препятствия на пути иногородних операторов хлебного рынка. Местный бюджет при этом, может быть, и наполняется, а вот интересы покупателей страдают.
Цена "политического" продукта
Мука дорожает значительно быстрее, чем хлеб. При этом логичное, на первый взгляд, объяснение процесса медленного удорожания хлебушка - низкий платежеспособный спрос населения (увеличение цен приведет к резкому падению объемов) - законченной картины не дает. Истинная причина невысоких цен в том, что хлеб - это продукт номер один. И любой региональный лидер, дабы удержать социальное равновесие, всегда будет стремиться любыми, законными или полузаконными, способами сделать так, чтобы хлебные цены значительно не повышались.
Запрещающих директив на повышение цен вроде бы нет, но полупрямые ограничения существуют. Например, в Челябинской области в апреле этого года вышло постановление губернатора Петра Сумина об обязательном декларировании цен на основные продукты питания. О любом подорожании муки, хлеба, макарон и некоторых других продуктов первой необходимости производители обязаны сообщать властям минимум за 15 дней. По словам Игоря Лашманова, председателя областного комитета по ценам и тарифам, его ведомство в таких случаях вместе с производителем рассматривает всю калькуляцию и, если экономическое обоснование повышение цены все же находится, уговаривает главу бизнеса сильно цены не поднимать. Других рычагов воздействия пока нет.
Челябинская мэрия пошла немного дальше, запретив хлебным реализаторам делать торговую надбавку более 25% от отпускной стоимости хлеба. Всех нарушителей ждут персональные разборки с вице-мэром. Правда, в момент "сезонных" подорожаний поднимается вопрос (как в СМИ, так и со стороны хлебопеков из депутатов Законодательного собрания) о моральном праве торговли накручивать "законные" 25 процентов. Почему магазины должны жить хорошо, делая надбавку по возможному максимуму, когда сами производители работают "на пороге" нулевой рентабельности?
Кстати, что касается рентабельности "хлебного" дела, то цифры, названные самими производителями, колеблются в пределах 3 - 15% (при идеале в 25%). При этом оговаривается, что данные о рентабельности являются коммерческой тайной и огласке не подлежат. Может быть, из-за такой таинственности Игорь Лашманов не так давно шокировал хлебопроизводителей, заявив, что рентабельность их предприятий составляет около 250%...
В наиболее выгодном положении оказывается вертикально интегрированный бизнес, поскольку он имеет возможность закладывать прибыль в любой этап производства. Такая структура бизнеса позволяет в нужные моменты времени искусственно держать низкие цены на хлеб, в то время как другие производители их повышают (экономически обоснованно), и зарабатывать хороший политический капитал и надежный электорат.
Хлебные брэнды
Челябинский рынок хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий в последние пять лет приобрел настолько цивилизованные черты, что стал активно приобщать потребителей к процессу воспитания вкуса к конкретному брэнду. К примеру, имя производителя стало определяющим фактором при покупке буханки хлеба. Брэнд "Хлеб от Юревича" вызывает ассоциации с дешевым и качественным продуктом, "Хлебпром" отождествляется с замечательной выпечкой, элитными сортами хлеба, богатым выбором "кондитерки", а имя "Союзпищепром" потребители устойчиво связывают со снэками, сухими завтраками, печеньем.
Розничная система сбыта становится продуманной до мелочей. "Хлебпром" имеет собственную сеть фирменных магазинов под одноименным названием, где продается также продукция "Союзпищепрома", но отсутствует марка "Макфа". "Союзпищепром" также имеет небольшое количество своих магазинов, но большую часть реализует через общую розничную сеть. Продукция "Хлебокомбината N1" и "Макфы" продается как в специализированных киосках, расположенных в каждом микрорайоне города, так и в дорогих супермаркетах с уместной в этом случае наценкой.
Хлебный рынок Челябинской области сегодня поделен крупными игроками, и пробиться на него не просто, хотя возможно. Конкуренция достаточно плотная. Крупные хлебные холдинги чувствуют себя вполне уверенно, работают эффективно, избегая серьезных столкновений. Потребителю это пока идет на пользу, так как цены на хлеб в регионе благодаря конкуренции держатся на приемлемом уровне. Но что будет дальше? Удастся ли нескольким крупным игрокам не перессориться? Насколько быстро пойдет процесс интеграции и какова будет политика местной власти в отношении крупных структур? Вопросов пока больше, чем ответов. Достаточно ясно только одно: в руках частника хлебные предприятия работают более успешно, чем под крылом у государства.
Челябинск