Миллиард под ногами

Лариса Чинькова
18 декабря 2000, 00:00
  Урал

Отсутствие единых правил игры на нефтяном рынке оборачивается потерями для бюджета

Власти Удмуртии официально признали, что следующий год для республики будет нефтяным: именно в 2001-м начнется разработка 12 последних из самых перспективных месторождений. Между тем правительство лукавит: в ситуации, когда доходная база республиканского бюджета наполовину формируется за счет налоговых отчислений нефтедобывающих компаний, каждый год для Удмуртии можно смело назвать нефтяным.

Практически до начала 90-х годов компания "Удмуртнефть" была монополистом на рынке. Три года назад появился второй серьезный игрок, компания "Белкамнефть", созданная по межправительственному соглашению между Удмуртией и Башкортостаном. Всего на территории Удмуртии зарегистрировано десять нефтедобывающих предприятий. Однако пока их объемы добычи не делают погоды ни на рынке нефти, ни в доходной части республиканского бюджета. А могли бы: по мнению генерального директора ОАО "Удмуртнефть" Евгения Богомольного, правительству республики нужно эффективнее управлять нефтяными компаниями, находящимися в собственности Удмуртии.

"Я вам пишу"

Евгений Богомольный, к тому же депутат Госсовета и городской думы Ижевска, выступил с открытым письмом к президенту Удмуртии, парламенту и правительству сразу после объявления результатов президентских выборов в конце октября. Суть обращения в том, что после стабилизации политической ситуации пришло время навести порядок на нефтяном рынке республики. Некоторые эксперты тут же обвинили Богомольного в желании напомнить властям, кто в республике главный нефтяной олигарх. Между тем сам он причину такого резонанса объясняет просто: ""Удмуртнефть" сегодня многие воспринимают как главный источник пополнения республиканского бюджета, я предложил другим нефтяным компаниям делиться с республикой частью своих доходов, а делиться, как вы понимаете, не хочется никому".

Ситуация действительно парадоксальна. С 1994 года ОАО "Удмуртнефть" перешло в собственность "Сиданко". Доля республики в уставном капитале компании мизерна - 0,14%. При этом именно "Удмуртнефть" - "дойная корова" бюджета: она дает каждый второй рубль доходной части, а доля налоговой составляющей в местных бюджетах ряда нефтеносных районов (Игринского, Якшур-Бодьинского) достигает 80%. Сегодня правительство владеет контрольным пакетом акций ОАО "Удмуртгеология", ОАО "Удмуртская национальная нефтяная компания", в стопроцентной собственности - "Удмуртторф". В уставных капиталах ОАО доля Удмуртии составляет: "Белкамнефть" - 43,5%; "Удмуртская нефтяная компания" - 25%. Однако эти компании, выступая самостоятельными игроками на нефтяном рынке, находятся в более привилегированных условиях: их платежи в бюджет Удмуртии (исходя из расчета за тонну нефти) минимальны.

Месторождение в конверте

В настоящее время из 104 открытых нефтяных месторождений Удмуртии в разработке находятся только 28. Общий объем запасов нефти оценивается в миллиард тонн.

- Сегодня Удмуртия слишком зависима от конъюнктуры мирового нефтяного рынка, - считает министр топлива, энергетики и связи республики Виктор Савельев. - Запредельный рост мировых цен на нефть позволил правительству республики получить только в первом полугодии 2000 года сверхплановых доходов в размере 800 млн рублей и практически полностью погасить долги по заработной плате бюджетникам.

Власти республики понимают, что столь благоприятная для нефтедобывающих российских регионов ситуация не вечна. Богомольный между тем предлагает конкретный механизм максимально эффективного управления нефтяными компаниями, находящимися в собственности республики. Это позволит сбалансировать структуру доходов республиканского бюджета в целом.

Реформированная доходная база, по мнению ряда экспертов, должна выглядеть следующим образом: по 40% - нефтяная составляющая и налоговые отчисления предприятий ВПК, 20% - налоги с малого бизнеса. Первое, что может сделать правительство для формирования цивилизованного нефтяного рынка, - привести все нефтяные компании республики к среднему уровню налоговых платежей из расчета за одну тонну добытой нефти. Этот элементарный шаг позволит обеспечить дополнительный доход в размере свыше 360 млн рублей, а это половина прогнозируемого дефицита республиканского бюджета на 2001 год. Второй этап - создание на основе нефтяных компаний с республиканской долей собственности холдинга, интегрированного с ОАО "Удмуртнефтепродукт" (основным оператором на рынке ГСМ Удмуртии, контрольный пакет которого также принадлежит правительству республики). Это позволит своевременно обеспечивать республику горюче-смазочными материалами по приемлемым ценам и получить защиту от бензинового кризиса. Третий - упорядочение механизма проведения нефтяных аукционов.

Первый же аукцион на право разработки десяти месторождений республики с суммарными извлекаемыми запасами 4 млн тонн нефти, проведенный в феврале этого года, показал, насколько экономически эффективным может быть регулирование нефтяного рынка. При стартовой цене в 2 млн рублей правительству Удмуртии удалось получить общую сумму платы за бонус в размере 98,78 миллиона! Однако сама по себе система закрытого "конвертного" проведения аукциона не совсем устроила его участников. По их мнению, подобные аукционы должны быть открытыми, чтобы исключить возможность политической конъюнктуры и лоббирования интересов некоторых нефтяных компаний при распределении месторождений. В частности, некоторые участники первого аукциона не преминули напомнить, что председателем аукционной комиссии являлся первый заместитель премьер-министра Удмуртии Юрий Питкевич, который также возглавлял совет директоров ОАО "Белкамнефть", одного из участников аукционных торгов.

Несмотря на действующее законодательство, власти республики отдали "Белкамнефти" право разработки месторождений так называемой камбарской группы с общим объемом извлекаемых запасов 1,5 млн тонн нефти на бесконкурсной основе. Поставляемый предприятием бензин стоит дешевле на 40 копеек, чем у "Удмуртнефтепродукта".

Фокус с тендером

Недавно "Белкамнефть" перерегистрировалась на территории Удмуртии. Этот шаг - необходимое условие для участия компании в консорциуме по разработке тех самых 12 последних из числа самых перспективных месторождений республики с общим объемом извлекаемой нефти 60 млн тонн.

Борьба за эти месторождения идет шесть лет. Еще правительство Виктора Черномырдина поручило властям республики разработать механизм проведения международного тендера на право разработки месторождений на условиях соглашения о разделе продукции. Главной целью объявлялось привлечение инвестиций для модернизации Ижевского автозавода - не менее 250 млн долларов. Однако ни цента завод не получил. Обжегшись на молоке, власти республики теперь дуют и на воду, затягивая подготовку условий разработки 12 месторождений.

Не надеясь на журавля в небе, правительство Удмуртии впервые в этом году решило "поймать синицу", установив в целях увеличения доходной базы бюджета квоты сырой нефти (от 5 до 10%) для всех нефтедобывающих компаний. Ранее только "Удмуртнефть" добровольно ежегодно предоставляла правительству квоту из своих ресурсов в размере 10% от общего объема добытой нефти. В 2000 году эта компания выкупила право реализации квоты, что пополнит бюджет на 370 млн рублей и полностью закроет дефицит республиканского бюджета. Распределение квот по другим нефтяным компаниям произошло следующим образом: ОАО "Белкамнефть", ГП "Удмуртторф", ОАО "Удмуртгеология", ОАО "Уральская нефть" - по 10%, ОАО "Удмуртская национальная нефтяная компания" и "Удмуртская нефтяная компания" - по 5%.

Евгений Богомольный: "Почему мы ограничились квотой в 10%? Согласно логике экономической целесообразности механизм установления квоты должен быть пропорционален доле участия Удмуртской республики в уставном капитале нефтяных компаний. Это вполне обоснованный подход: республика, имеющая контроль над нефтедобывающими предприятиями, должна управлять ими в интересах Удмуртии. По нашим расчетам, принятие такого решения обеспечит дополнительный доход в размере более 700 млн рублей".

Миллиард - не напрягаясь

При грамотном регулировании нефтяного рынка правительство Удмуртии может получить в качестве дополнительных доходов почти миллиард рублей - практически треть прогнозируемой доходной базы республиканского бюджета на следующий год. Напомним, что пока, по словам министра финансов Удмуртии Владимира Бельтюкова, правительству не удалось найти дополнительные источники доходов, и планируемый дефицит бюджета составляет 19,8 вместо 15%, регламентированных Бюджетным кодексом. В чем же дело? Разработайте единые для всех нефтедобывающих компаний правила игры на нефтяном рынке и получайте дивиденды.

Ижевск