Летать не страшно. Страшно падать

Татьяна Власенко
12 февраля 2001, 00:00
  Урал

Впервые на рынок корпоративных облигаций вышел крупный авиационный концерн

ОАО "Протон-ПМ", дочернее предприятие холдинга "Пермские моторы", объявило о размещении корпоративных облигаций. Для Пермской области и России в целом это прецедент. До сих пор на рынок облигационных займов выходили либо нефтегазовые компании российского масштаба, либо преуспевающие фирмы регионального уровня. То, что крупное машиностроительное предприятие авиакосмической отрасли, находящейся далеко не в лучшем состоянии, решилось выйти на публичный рынок заимствований, говорит о том, что в этом секторе экономики намечаются серьезные перемены. Между тем перспективы размещения займа эксперты оценивают скептически.

Космические бумаги

Прикамье имеет достаточный опыт в реализации проектов облигационных займов. С 1995 года здесь успешно идет размещение облигаций АО "Уралсвязьинформ", компании "Морион", производящей высокотехнологичные системы связи. Займы, как правило, выпускаются небольшими объемами и не выходят за рамки региональных проектов.

"Протон-ПМ" заявил об объеме эмиссии в 100 млн рублей - это самая крупная объявленная цифра одного транша в Уральском регионе. Кроме того, для создания ликвидного вторичного рынка эмитент решил выставлять бумаги в двух торговых системах: гарантированных котировок НП "Фондовая биржа РТС" и фондовой секции ММВБ. Предыдущие эмитенты выбирали одну торговую площадку, на российские не выходили, вторичного рынка не имели.

Сделана ставка на принципиально иного инвестора. Если все предыдущие пермские займы размещались преимущественно в пределах области, с широким участием физических лиц, то новый заем, по мнению организаторов, должен стать прорывом к крупным инвесторам: банкам, страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам.

Функции андеррайтера, занимающегося размещением и обслуживанием займа, выполняет ООО "Авиа-Траст-Инвест", которое входит в инвестиционную группу "ПМ-Инвест" (эта же инвестиционная компания ведет сегодня размещение облигационного займа концерна "Калина"). Для обслуживания займа привлекается Европейский трастовый банк, на который возложена функция платежного агента. В качестве регистратора выбрана московская "Национальная регистрационная компания".

На старте проекта финансовая группа "ПМ-Инвест" опросила около 180 крупнейших российских страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, а также крупные и мелкие, московские и региональные банки. "Их интерес, - делает выводы директор группы Олег Стародубцев, - в следующем: для устойчиво работающего относительно небольшого банка это возможность разместить активы под неплохой процент, фактически прокредитовать предприятие в другом регионе. Для страховых компаний - возможность диверсифицировать портфель вложений. По тем же соображениям проявили интерес и НПФ. Ситуация складывается так, что финансовая система в стране сверхликвидна, в ней сосредоточено избыточное количество денег. Но инструментов, которые бы позволили перетечь этим деньгам из финансовой сферы в производственную, не хватает".

Рынок вселенского масштаба

В авиакосмической отрасли наблюдаются сегодня тенденции к оживлению. Основные его причины - общее смягчение международной обстановки и информационный бум на базе новейших коммуникационных технологий. По оценкам агентства "Euroconsult", в течение ближайших десяти лет на околоземную орбиту будет выведено свыше 1500 космических аппаратов, предназначенных для связи и научных исследований. Затраты на их создание и запуск превысят 45 млрд долларов. По мнению специалистов "ПМ-Инвест", за тот же период для военных целей будет осуществлено около 300 запусков космических аппаратов, совокупные затраты составят 9 млрд долларов. Имея лучшие показатели по стоимости вывода груза на орбиту и надежности запуска, "Протоны" успешно конкурируют на мировом рынке средств выведения полезных нагрузок в космос. А как производитель ракетоносителей для ракет тяжелого класса, с помощью которых осуществляются все пуски на геостационарную орбиту и 60% грузопотока, АО "Протон" защищен от прихода на рынок конкурентов в течение ближайших пяти-семи лет.

Между тем российская авиакосмическая промышленность пребывает в затяжном кризисе, бюджетное финансирование урезается. Основные потребители отрасли - частные инфраструктурные компании (связь и передача данных, телерадиовещание, транспорт всех видов), военные, фундаментальная и прикладная наука. Средства на развитие отечественной космонавтики сегодня поступают преимущественно из-за рубежа. Поэтому федеральными властями активно проталкивается идея перевода предприятия отрасли на самофинансирование за счет коммерческих проектов.

На таком фоне программа привлечения инвестиций на открытом фондовом рынке выглядит убедительно. По мнению организаторов "ПМ-Инвест", АО "Протон" готов для выхода на рынок заимствований и представляет интерес для потенциальных инвесторов.

И на Марсе будут яблони цвести

Основное направление деятельности "Протона" - производство жидкостно-ракетного двигателя (ЖРД), который используется в качестве энергетической установки первой ступени ракеты-носителя "Протон" и "Протон-М". Трехступенчатая ракета-носитель предназначена для выведения на околоземную орбиту полезного груза массой до 20 тонн. Пермское предприятие обеспечивает полный цикл изготовления двигателя от заготовок до огневых испытаний.

Рынок сбыта этой продукции определяется основным заказчиком - ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева. Головное предприятие, изготовляющее ракету-носитель "Протон", выполняет заказы компании International Launch Services, через которую завод им.Хруничева реализует услуги зарубежным потребителям, участвует в федеральной космической программе России в рамках создания международной космической станции и запуска российских спутников связи по заказу Российского космического агентства, а также спутников по заказу Минобороны.

Перспективы эмитента связаны с производством ЖРД для "Протона", а также с предстоящим освоением двигателей первой ступени ракетоносителя "Ангара" - самого перспективного в мире, способного в зависимости от комплектации выступать как ракетоноситель и легкого и тяжелого класса.

Кроме того, "Протон-ПМ" в кооперации с заводами АО "Пермские моторы" делает узлы и детали авиационных двигателей, а также газотурбинных установок для передвижных электростанций и газоперекачивающих агрегатов на базе авиадвигателей. Есть в его номенклатуре товары народного потребления.

- Мы очень рассчитываем на то, что эмиссия пройдет успешно, - говорит генеральный директор ОАО "Протон" Владимир Сатюков. - Экономическое состояние предприятия стабильно. В минувшем году мы выполнили все договорные обязательства по поставке двигателей для ракеты-носителя "Протон", сделали их более 40. В этом году объем производства возрастет на 15%. Заключены договоры с ОАО "НПО "Искра"" и ЗАО "Искра-Энергетика" по совместному изготовлению электростанций. Идет подготовка к освоению двигателей первой ступени ракетоносителя "Ангара". По прогнозам аналитиков, в 2001 - 2002 годах ожидается значительный рост экономических и производственных показателей, объем реализации, в частности, должен составить не менее 900 млн рублей.

В небо пальцем?

При всех плюсах региональные инвесторы, пожелавшие остаться за кадром, оценивают возможности займа скептически. Во-первых, доходность облигаций (около 21,5%) ниже доходности государственных бумаг (23%) при достаточно высоком риске. Во-вторых, рынок коммерческих космических программ для России может свернуться в любой момент. Производство ракетных двигателей почти стопроцентно зависит от заказов из-за рубежа. Объемы их прогнозировать сложно, слишком много факторов влияния. Так, запуски ракеты-носителя "Протон" с американскими спутниками на борту регулируются российско-американскими межправительственными соглашениями. Это связано с тем, что вывоз за пределы США спутников как высокотехнологичных продуктов строго контролируется. С 1993 года квоты устанавливаются специальными соглашениями. В последнее время Россия значительно скорректировала внешнюю политику, что привело к явному охлаждению во взаимоотношениях с США. Пока неясно, каковы планы у вновь избранного президента Буша. Такие тенденции оптимистичными не назовешь. В-третьих, ряд неудачных запусков ракеты-носителя "Протон" (не по вине пермского предприятия) уже спровоцировал сокращение объема заказов на двигатели в 2000 году. Еще несколько нештатных ситуаций, и вряд ли приличная страховая компания возьмется страховать подобные риски. А гарантировать, что нештатных ситуаций не случится, нельзя. Особенно если учитывать интенсивный износ основных фондов в машиностроении, девальвацию профессий в высокоточных технологиях.

Общая тенденция авиакосмической промышленности, десятилетие не вкладывающей средства в обновление производства, - регресс. Двухгодичный цикл изготовления ракетного двигателя - очень большой срок. Уже на первой четверти этого периода могут вступить в действие все перечисленные обстоятельства. И инвестиционное пространство свернется само собой.

Кроме того, существует еще целый "букет" вопросов, которые появляются, если вдаваться в детали. К примеру, может ли быть удачным эмитентом акционерное общество, которое не выпускает конечный продукт и полностью зависит от "головника" в статусе федерального государственного унитарного предприятия? По недобрым российским традициям, головное предприятие за исполненный заказ может рассчитаться с партнером только несколько месяцев спустя. В случае неисполнения эмитентом обязательств надавить на него законным способом будет очень сложно. На абсолютно закрытом, автономно функционирующем рынке при отнюдь не рыночном менталитете существующая юридическая практика может оказаться просто неэффективной.

В проспекте эмиссии значится, что заемные средства должны пойти в том числе на освоение новой продукции - ракетного двигателя "Ангара", а также на развитие производства оборудования для газовой промышленности. Однако организаторы займа не скрывают, что главная его цель - пополнение оборотных средств за счет более дешевых, чем банковские кредиты, ресурсов. Очевидно, что инвесторам было бы приятнее предлагать деньги под конкретные проекты, способные принести конкретную отдачу.

Пермская область