Стоп-кадр

Марина Романова
19 ноября 2001, 00:00
  Урал

Свердловская киностудия готовит репертуар на завтра

Недавно Свердловская киностудия отсалютовала новой картине "Привет, Малыш!": сегодня событием становится сам факт рождения фильма, за редкостью этого. В истории создания картины можно увидеть отражение процессов, происходящих на студии. Стоп-кадр: остановим движение ленты и подробнее рассмотрим этапы производства фильма.

Сценарий и режиссерская разработка

Сценарий был написан в 1993 году Леонидом Порохней. Отправлен в Госкино, одобрен, принят, но не профинансирован в силу отсутствия денег. Когда час (год) пробил и пошло финансирование, был осовременен, детально проработан режиссером Владимиром Макеранцем и запущен в производство.

Этап застопорился на шесть лет. Прямая иллюстрация российской аксиомы "талантов у нас много - денег мало".

Директор Свердловской киностудии Георгий Негашев имеет между тем собственный взгляд на связку "талант - деньги". По важности "дефицита" на первое место он ставит талант. Да, "Малыш" угодил в мертвый для российского кинематографа сезон. Но теперь, когда спад преодолен, кивки в сторону финансов не оправдывают творческие простои. В "списке" того, что нужно Свердловской киностудии для второго дыхания, Георгий Александрович без колебаний вперед выдвигает кадры. Нужны идеи, а значит люди, их продуцирующие. Нужны специалисты разных уровней.

- Целое поколение специалистов, занятых в кинопроизводстве, было выбито из колеи. Десятилетие им нечего было делать! Люди уходили, меняли профессию. Когда я слышу упреки, мол, у вас не востребованы режиссеры, творческие люди, я отвечаю: "Да где они?". Идей-то стоящих нет! Вот серьезная проблема. Целому поколению художников оказалось нечего сказать. К нему я и себя, между прочим, отношу: сам режиссер и тоже не снимаю, а что мешает?

Ведь и за то время, на которое "Малыш" повис в безденежном пространстве, могло бы подоспеть что-то новое, еще более острое и яркое. Но не подоспело.

За последние несколько лет на Свердловской киностудии выстроили "лесенку" по выращиванию кадров. Постоим сначала на верхней ступеньке. Три года назад удалось заключить договор с ВГИКом о предоставлении Свердловской киностудии целевых мест. Это очень важно, учитывая, что обучение там стоит до полутора тысяч долларов в семестр и не по карману абсолютному большинству потенциальных режиссеров, сценаристов, киноведов. Сейчас в главной киношколе страны учится 11 екатеринбуржцев, они должны вернуться на киностудию.

Вторая ступенька - собственная школа-студия при Учебном центре. Здесь готовят специалистов второго состава. Владимир Макеранец как самую большую трудность при работе над фильмом назвал то, что две трети съемочной группы - новички. "Практически не осталось опытного среднего звена: гримеров, монтажников. Ассистент режиссера или оператора - тоже почти утраченная профессия". Школа-студия начала заполнять пустующую нишу, сегодня в ней учится 26 человек.

Нижняя (по возрасту) ступенька - детская школа анимации. Ее основатель Сергей Айнутдинов два года набирал пятилеток и намеревается еще снизить "возрастной ценз".

Говорит Георгий Негашев :

- Вовсе не обязательно, что все эти ребята будут аниматорами, как Александр Петров или Андрей Золотухин (Петров, получивший "Оскара" за фильм "Старик и море", начинал на Свердловской киностудии, наш земляк Золотухин номинирован на эту же премию в нынешнем году. - М.Р.). Анимация - наиболее близкая детям сфера в кино, потом работать они могут в разных жанрах. Но из кино большая часть не уйдет, я уверен. Кино - это бацилла, с которой невозможно справиться.

- Значит, потеряв поколение, Свердловская киностудия не цепляется за старое, а выращивает новое?

- Действительно, мы делаем ставку на молодежь. Сегодня внимание сосредоточено не столько на настоящем, сколько на будущем. Однако опыт тоже требуется. Всеми силами будем поддерживать Ярополка Лапшина, которому, кстати, идей не занимать. Он не просто знаковая фигура, им наработано столько профессиональных навыков, что будет жаль, если они не перейдут другим.

Съемки фильма

Фильмов Свердловской киностудии мы больше не увидим. На афише картины "Привет, Малыш!" значится "Продюсерское управление Свердловской киностудии".

Мировой кинематограф имеет давно установившуюся структуру. С одной стороны, это производственная база, которая может быть представлена предприятиями локальных услуг (такими как лаборатория для обработки пленки, студия звукозаписи, ателье съемочной техники) или быть комплексной. С другой стороны, продюсерские компании - они-то и организуют весь творческий процесс, а услуги покупают у производственной базы.

В советском кинематографе две эти составляющие были соединены. Сейчас идет естественный, но не простой процесс разделения. То, что сохранило название "Свердловская киностудия", по сути есть производственная база, причем комплексная: все необходимые цеха для съемки фильмов. Из нее выделилось несколько продюсерских фирм: "А-студия" (студия анимации), Объединение научно-популярных фильмов, а свое раскрученное прошлым имя киностудия делегировала Продюсерскому управлению. Создано оно позже прочих, но его объем производства больше суммарного объема всех других дочерних структур.

- Мы стимулируем не просто движение к самостоятельности, а размножение продюсерских компаний, - говорит Негашев. - Со временем создадим и собственному продюсерскому управлению конкурентов: будет первое, второе, третье... Наша формула: больше студий, хороших и разных: чем больше студий, творческих проектов, тем больше потребность в услугах производственной базы. Нужны организационные структуры, которые сами провоцируют и стимулируют творческую активность. Создаем свои студии и работаем с теми, которые уже существуют.

А их немало. Кино ведь можно снимать и в трехкомнатной квартире, и почти без коммунальных трат, в сравнении-то со студией-гигантом. А за недостающим обратиться к ней. Российским продюсерам от Свердловской киностудии было разослано предложение: "Приезжайте к нам, здесь лучше и дешевле". Известная продюсерская компания Сергея Сельянова из Санкт-Петербурга (назову такие ее культовые картины, как "Брат" и "Брат-2") уже пользовалась услугами свердловской, как и студия "Дар", и другие. Выглядит это так. Приезжает съемочная группа (она может дополниться местными сотрудниками), получает здесь транспорт, свет, камерваген, съемочную технику, костюмы, заключает договор на работу в павильонах, и так далее.

Почти все фильмы, создающиеся сейчас в Уральском регионе, тоже не обошлись без помощи Свердловской киностудии. Например, детский телесериал "Приключения Даши", что делается в Челябинске. Налицо тенденция: если в прошлом году осуществилось три подобных проекта, то в нынешнем уже вдвое больше.

Конечно, собственное продюсерское управление ближе и роднее прочих, и "Привет, Малыш!" на Свердловской киностудии воспринимают как свой фильм.

Монтаж, сборка готовой продукции

"Малыш" родился с громким голосом - это первый фильм, созданный в Екатеринбурге, записанный в системе долби-звук. Чтобы это стало возможным, студия приобрела специальное оборудование. В последнее время обновился и отдел экранных технологий, компьютерной анимации. Денежные средства направляются в первую очередь на техническое перевооружение. В этом часть ответа на вопрос, почему Свердловская киностудия хоть и снимает собственные фильмы, но уж очень мало. Первая причина стратегическая: направлять средства прежде всего на капиталовложения, а не на финансирование собственных проектов, работать на будущее, допуская провисание в настоящем. "Кинобаза - та среда, которая со временем позволит увеличить количество собственных картин от одной до десяти, например, в год", - убежден заместитель директора киностудии по производству Дмитрий Воробьев.

Вторая причина из разряда исторически объективных. По словам Дмитрия Воробьева, "пять лет назад студия сосредоточилась на одной задаче - не умереть; любыми путями сохранить цеха в рабочем состоянии". Кризис наступил в 1993-м, гигантские долги, возникшие в то время, до сих пор не дают свободно дышать. Сдача в долгосрочную аренду (на 49 лет) самого старого здания киностудии, которое самостоятельно вытащить с того света ей вряд ли бы удалось, спасла ее от банкротства. Долговые выплаты продолжаются и сегодня. Несколько лет киностудия выживала, в то время как другие уже просто жили.

Третья причина, очевидно, из разряда субъективных. Здесь по-прежнему предпочитают ждать милости от государства, считая его самым надежным спонсором. На грант от Госкино снимался фильм "Привет, Малыш!". В плане продюсерского управления на следующий год 11 наименований только художественных картин - они предлагаются на рассмотрение экспертного совета при службе кинематографии Министерства культуры России. Если хотя бы три из них будут одобрены, студии этого достаточно, чтобы полностью загрузить производственные мощности. Поиск сторонних инвесторов, конечно, тоже идет. Например, выпуск картины "На полпути в Париж" поддержали, помимо бюджета Свердловской области в лице министерства культуры, фонд развития Ханты-Мансийского округа и Первоуральский новотрубный завод. И все же, в отличие от большинства других продюсерских компаний, доля внебюджетных инвестиций значительно меньше, чем государственных. Впрочем, директор киностудии принимает упрек в том, что мало привлекаются внебюджетные источники:

- Это наша принципиальная позиция. Инвестиции в кинематограф далеко не всегда честные. К тому же 31 декабря 2001 года прекращается действие федерального закона о государственной поддержке кинематографа, по которому инвесторы в кино получали значительные налоговые льготы. В качестве временной меры государственные вложения в будущем году увеличиваются почти вдвое. Теперь инвесторы могут рассчитывать только на прибыль и будут вкладывать средства, когда убедятся, что это выгодно. Случится же такое, лишь когда сама отрасль подтянется. Это уже глобальные процессы.

Роль Свердловской киностудии не сводится лишь к производственной базе. Она оказывает влияние на кинопроцесс в регионе, определяет стратегию. Здесь замышляются крупные проекты, на которые вряд ли способны замахнуться более мобильные, но менее защищенные небольшие компании. По наблюдению Негашева, шедевры на Свердловской киностудии рождались именно тогда, когда снималось мало фильмов. Выходит, сейчас самое время. Есть "шедевр" на примете? Оказывается, есть. "Александр Колчак. Анна Тимирева. История любви". Сценарий уже получил одобрение экспертного совета российской службы кинематографии. Выделен грант в размере 300 тысяч долларов (правда, первоначальная смета вылилась в 7 миллионов). Но тема тянет не на грант, а на госзаказ. Еще один проект касается экранизации романа "Семья" о русской эмиграции в Китае. Есть все-таки идеи.

Екатеринбург