Глобальная локализация

Олег Власов
19 ноября 2001, 00:00
  Урал

Сверхжесткая конкуренция банков, эмитирующих российские пластиковые карты с ограниченной территорией действия, толкает рынок в объятия международных платежных систем

Как и предполагал "Эксперт-Урал" полгода назад (см. 9 от 14.05.01), на уральском рынке платежных карт разворачиваются драматические события - идет передел. Многие участники в растерянности: мало кто ожидал, что изменения будут так ощутимы.

Крупнейшая отечественная сеть " Юнион Кард", претендующая на статус общефедеральной, теряет рынок. Западные системы, напротив, все увереннее обосновываются в регионе. Крупнейшие из них - Visa Int. и Europay Int. - эмитировали здесь, по приблизительным оценкам, около 170 - 180 тыс. карт. Это значит, что 10% регионального рынка уже принадлежит им. Международные сети учитывают региональную специфику - высокую концентрацию промышленности и сравнительно невысокие доходы населения - и выводят на рынок не только дорогие карты для состоятельных клиентов, но и значительно более демократичные продукты, идеально подходящие для реализации зарплатных проектов. А ведь именно благодаря начавшемуся в середине 90-х годов массовому переводу коллективов предприятий на выдачу жалованья по картам все эти годы и рос уральский рынок.

Сегодня вопрос стоит так: какие зарплатные карты - локальных, общероссийских или международных систем - имеют больше перспектив? И ответ на него не так прост, как может показаться.

Карточка с видом на булочную

Локальные платежные системы создавались в локальных же интересах, как правило, конкретного предприятия, руководство которого хотело оптимизировать многодневную и дорогостоящую процедуру оплаты труда коллектива. Наиболее яркий пример - формирование в 1996 году магнитогорской платежной системы на основе расчетных карт Магнитогорского металлургического комбината (ММК), где они появились в 1995 году для оплаты обедов в столовых предприятия. Говорят, что тогда едва не возник скандал: Центральному банку не могло понравиться, когда в отдельно взятом городе население перешло с официальных живых денег на их электронный заменитель (впрочем, проблема была общероссийской - в эпоху тотального дефицита наличности на многих заводах возникали денежные суррогаты в виде чеков и талонов).

Опыт Магнитки нашел последователей, и успехи их очевидны. К примеру, городская платежная система Тагилбанка (Нижний Тагил, Свердловская обл.) является одной из трех крупнейших на областном рынке, занимая более 11%. В ее основе - зарплатный проект, реализованный пять лет назад на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Масштаб локальной инфраструктуры впечатляет: в распоряжении владельцев более чем 35 тыс. карт 11 банкоматов и 22 магазина; с помощью карт, в том числе через банкомат, можно оплатить коммунальные услуги. Очевидно, что при таком раскладе локальная система в границах отдельно взятого города способна конкурировать даже с более крупными сетями.

Локальная "зарплатная" схема может выйти и за пределы одного города, и за границы субъекта РФ. Для этого нужны либо технологические преимущества, либо поддержка властей.

И то и другое есть у сети " АККОРД-БашКард", созданной в Уфе в 1996 году по инициативе Башкредитбанка. Во-первых, она использует чиповые карты, что позволяет осваивать районы с низким качеством коммуникаций. Во-вторых, указом президента Башкирии в 1997 году система получила статус республиканской. При этом из общей эмиссии в 360 тыс. карт только 252 тыс. приходится на долю башкирских банков. Около 17 тыс. карт обращается в Кемеровской области (эмитент КузбассУгольБанк). Остальное приходится на Свердловскую область, где "АККОРД" занимает пятую часть рынка. На территории Башкирии и Свердловской области реализовано 500 зарплатных проектов.

Показателен факт: у общероссийской системы " Сберкарт", принадлежащей монополисту розничного рынка Сберегательному банку (СБ) РФ и имеющей больше финансовых и административных ресурсов для продвижения "пластика", достижения на этой же территории гораздо скромнее. Как сообщил Сергей Мамаев, начальник сектора отдела банковских карт Уральского банка СБ (банк охватывает не только территорию Свердловской области и Башкирии, но также и Челябинскую и Курганскую области), по итогам 9 месяцев на территории этих четырех субъектов РФ обращалось 91,5 тыс. карт системы "Сберкарт", с использованием которых реализовано почти 360 зарплатных проектов.

Судя по всему, локальные системы смогут противостоять экспансии международных монстров - во всяком случае, в ближайшие несколько лет. Они работают на ограниченных рынках, практически полностью решая задачи своих главных клиентов - промышленных предприятий, в основном градообразующих.

Крупнейшая - не значит единственная

С российскими платежными системами ситуация принципиально иная. Концентрируя основные усилия на тех же зарплатных проектах в регионах, они не всегда способны учесть специфику конкретного субъекта РФ и тем более отдельно взятого предприятия: масштаб подразумевает универсальность, исключения требуют дополнительных затрат, идти на которые очень большой компании экономически нецелесообразно. К тому же даже общефедеральная сеть действует локально: где-то она работает безупречно, где-то карта с "громким" логотипом становится бесполезным куском пластмассы.

В этом контексте показательно изменение позиций на уральском рынке компании "Юнион Кард". Она претендует на статус консолидирующей на постсоветском пространстве (англоязычное название карты "Union Card" можно перевести как "союзная карта") и именует себя "крупнейшей российской платежной системой и единственной в России, которая обладает всем комплексом необходимых атрибутов, в том числе самой широкой сетью обслуживания в России и СНГ" (цитата с официального сайта системы в интернете, к слову, давно не обновляемого). Эта система - самая массовая по количеству держателей карт и в стране в целом (заместитель генерального директора "Юнион Кард" Андрей Жабинский заявил недавно, что к середине года объем эмиссии составил 3,9 млн), и на Урале в частности (на его долю приходится порядка 15% общероссийской эмиссии). Хотя исключения есть. В Челябинской области лидирует "Золотая Корона": из общероссийской эмиссии в 1 млн карт более 150 тыс. выпущено здесь. Это почти в пять раз превышает число находящихся в обращении на территории области "союзных карт".

Впрочем, и обобщенные данные показывают: "Юнион Кард" теряет былое влияние, ей все труднее оставаться "крупнейшей и единственной". Так, в Пермской области, где позиции "Юнион Кард" традиционно сильны, по итогам первого полугодия увеличение составило только 541 штуку, тогда как прирост "пластика" "Сберкарт" - 7 тысяч, системы Visa - 9700 штук. Схожая ситуация в Удмуртии: в апреле "Юнион Кард" практически на равных конкурировала с "СТБ-Кард", а к июлю число карт даже упало (правда, лишь на 95 штук), зато Visa приобрела 3 тысячи, "Сберкарт" - 3700, "СТБ-Кард" - почти 11 тыс. новых владельцев.

Последовательным сторонником "Юнион Кард" из всех уральских территорий остается только Свердловская область (на ее долю приходится 24 из 27 тыс. карт, эмитированных во втором квартале по региону в целом). При этом такое положение во многом зависит от одного банка.

Уралвнешторгбанк - крупнейший эмитент в масштабах не только области, но и всего Урала: им выпущено более 66 тыс. карт. Через его процессинговый центр обслуживается примерно столько же карт, выпущенных другими банками. Впрочем, даже Уралвнешторгбанк соглашается с критикой технологических решений "Юнион Кард", высказываемой некоторыми участниками рынка: "Был момент, когда "Юнион Кард", захватив значительную часть рынка, успокоилась и начала технологически отставать от конкурентов. Сейчас ситуация изменилась к лучшему", - говорит Вячеслав Лаптев, начальник управления финансовых технологий Уралвнешторгбанка.

Но и с учетом этого монополия "Юнион Кард" даже на рынке отдельно взятого субъекта РФ уже не кажется незыблемой.

В тот момент, когда банки-эмитенты "союзной карты" почувствовали, что система не всегда может оперативно предложить им более эффективные и при этом экономичные во внедрении и обслуживании технологии взамен устаревающих, некоторые стали постепенно снижать темпы эмиссии, одновременно подыскивая другие варианты развития карточного бизнеса. Те, кто уже определился с дальнейшей стратегией, предпочли российской системе международную.

Конкурентный спор между российскими и западными системами сейчас в самом разгаре, и пока российские системы вполне уверенно держат пальму первенства. Главное преимущество их карт - более выгодные для пользователей тарифы на обслуживание.

- Российская карта, та же "Юнион Кард", для потребителя дешева по всем параметрам, - говорит Вячеслав Лаптев. - Любая международная карта, даже самая доступная, например Visa Electron, которую сейчас активно продвигают в зарплатных проектах, окажется дороже. Владелец международной карты будет ограничен устройствами по обслуживанию, принадлежащими только банку-эмитенту, потому что любая транзакция, которая не попадет сразу в процессинговый центр банка-эмитента, а пройдет по системе Visa, будет стоить владельцу счета 2 - 3 доллара.

Действительно, это так: если за снятие наличных по "Юнион Кард" нужно платить несколько процентов, то по Visa - минимум 3 доллара. Снятие с российской зарплатной карты, скажем, 1000 рублей обойдется в 5 рублей (0,5% комиссии), а с западной - в 75. Но ситуация быстро меняется. "Западники" все активнее идут на снижение тарифов для российского рынка. К тому же владельцы зарплатного "пластика" используют его, как правило, только по месту жительства, в сети банка-эмитента, поэтому проблема комиссионных, в независимости от того, карты какой системы используются, перед ними не стоит.

Visa с уральским акцентом

То, что тарифы западных и российских систем - хотя и важный, но не самый главный аргумент в борьбе за рынок, подтверждается тем, что крупнейшими эмитентами международных карт становятся в том числе те, кто активно работал с "Юнион Кард". В Свердловской области первым из местных банков к эмиссии карт Visa в ноябре 2000 года приступил ВУЗ-банк.

- За год мы выпустили пять тысяч карт на розничном рынке. Это хороший показатель: для выхода на такой уровень правила системы дают три года, - говорит начальник управления международных банковских карт ВУЗ-банка Татьяна Брюховских.

При этом, по ее словам, банк продолжает сотрудничество с "Юнион Кард" по уже названным выше причинам. Тем не менее, если до сих пор в зарплатных проектах ВУЗ-банк использует именно российские карты, то вскоре он намерен приступить к реализации зарплатных проектов с иcпользованием международных карт, замещая ими "Юнион Кард".

Другой крупный участник рынка - Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), входящий в число крупнейших эмитентов "Юнион Кард", не только продекларировал переориентацию с российского на международный "пластик", но и сделал заметный шаг вперед в этом направлении: им выпущено 30 тыс. зарплатных карт Visa и Europay, сообщил начальник управления банковских услуг частным лицам УБРиР Андрей Черкашев.

Разумеется, на рынке активно действуют филиалы московских банков, но конкуренция со стороны местных банков будет усиливаться. Банки планируют вступать и в Europay, и в Visa. Последняя, правда, пользуется заметно большей популярностью: она занимает лидирующие позиции в международном масштабе, к тому же ведет активную рекламную кампанию в России, что облегчает для банков продвижение Visa среди потребителей. Да и торговля активнее работает с международными картами, хотя обслуживание "пластика" связано для нее с дополнительными расходами.

- За границу сейчас очень многие ездят, Visa есть практически у всех, поэтому, конечно, мы переходим на обслуживание карт, - сказала Светлана Лясс, директор универсама "Звездный", одного из крупнейших торговых центров Екатеринбурга (многие банкиры приводят его в пример, когда речь заходит о развитии технологий безналичных расчетов в торговле: здесь можно рассчитаться по "Юнион Кард" и "Золотой Короне", по международным картам).

При этом, правда, Светлана добавила:

- Безналичные расчеты - это удобно для покупателя. Плохо только для торговли: из-за высокой стоимости операций по обслуживанию "пластика", продавая товар по картам (а мы по ним еще и скидки даем), мы имеем рентабельность не 15 - 17, а 5 - 6%. Но мы сознательно идем на это, так как понимаем - это услуга будущего. С каждым днем покупателей с "пластиком" все больше.

По сумме безналичных операций по картам в торгово-сервисных предприятиях области по итогам второго квартала в Свердловской области лидирует именно Visa (49,5% всех платежей), опередив "АККОРД" (17,1%), Europay (14,8%), "Юнион Кард" (7,9%). Другими словами, именно держатели международных карт делают многократно больше покупок по сравнению с обладателями российских. Это значит, что торговле целесообразнее устанавливать оборудование для обслуживания Visa, а не "Юнион Кард". Тем более, что владельцы "союзных карт" используют их прежде всего для снятия наличных: за второй квартал система "Юнион Кард" стала лидером по объему получаемых наличных через банкоматы и ПВН в Свердловской области (39,5%).

Так как главная идея развития карточных проектов - расширение безналичных расчетов (это не только удобно, но и позволяет сократить долю неучтенных наличных оборотов, ведь все операции по картам, от момента перечисления денег на нее до списания средств за совершенную покупку, задокументированы), получается, что лучше других этой идее соответствуют именно международные карты. Они, судя по всему, и станут через несколько лет наиболее распространенными на уральском рынке, мирно сосуществуя с локальными сетями.

При подготовке публикации использованы материалы информационно-статистического бюллетеня "Банк" ГУ ЦБ РФ по Свердловской области , а также данные сайтов платежных систем и банков