Бизнес-Клаус

Москва, 17.12.2001
«Эксперт Урал» №24 (37)
Кто делает деньги на Новом годе

Новый год, безусловно, самый долгоиграющий и год от года все более дорогостоящий праздник: новогодняя индустрия развивается стремительно, одновременно развивая вкус российского потребителя и изощряясь в получении прибылей. От праздничного гипноза никуда не деться: он требует от нас все больших средств - и мы идем на них легко и безрассудно. Выбора нет, разве что каким именно образом отдать требуемое. Даже самые безнадежные трудоголики выкраивают время для обдумывания приготовлений к грядущим праздничным жертвоприношениям.

Способов отметить Новый год столько же, сколько тех, кто его отмечает. Самые распространенные, не требующие интеллектуального напряжения и творческих поисков решения таковы: в домашних условиях, в развлекательных заведениях, в турпоездке если не за границу, так на местные базы и курорты. Не исключено совмещение.

Спрос на услуги в этот период значительно превышает предложение. Точки кипения: торговля, увеселительные заведения и туристические агентства.

Куплю все

Уже с первых чисел декабря посещаемость рынков и магазинов, по сравнению с обычными днями, увеличивается на 15 - 20%: наиболее предусмотрительные начинают поиск новогодних нарядов.

К концу месяца потребительская активность достигает 200 - 250%, в последние предновогодние выходные сметается все, что похоже на праздничную еду или подарок. Среднестатистические объемы продаж и соответственно доходы торговых точек в декабре увеличиваются в 3 - 3,5 раза. Екатерина Крохина, менеджер по рекламе торговой сети " Купец", отмечает: "Самый рейтинговый новогодний продукт - икра, мы увеличили ее закупки в пять раз. Дальше следуют фрукты, конфеты, мясные деликатесы и спиртное. Среди алкогольной продукции резко возрастает спрос на коньяк в подарочной упаковке". Активность подогревают и проводящиеся практически ежедневно в крупных магазинах и торговых сетях предновогодние рекламные акции производителей продуктов питания, общий смысл которых прост: купи единицу товара, в подарок получишь еще одну.

Производители, кстати, начали готовиться к ажиотажному новогоднему спросу намного раньше торговли. По сведениям отдела маркетинга екатеринбургского Виншампанкомбината, запасать шампанское на складах на предприятии начали еще с июля, а в последние месяцы линия по производству культового напитка работала практически на максимальной мощности - 1 млн бутылок в месяц.

Магазины промышленных товаров тоже готовятся к наплыву покупателей. Елочные базары с каждым годом становятся все больше и разнообразнее, ассортимент учитывает любой вкус и кошелек. Скажем, желающий приобрести искусственную елку может выбирать между китайскими (от 500 рублей), московскими (до 3 тыс. рублей) и вполне реалистичными американскими деревьями (до 3 тыс. долларов). То же с электричеством: гирлянды от 80 рублей с ярлычком "пр-во КНР" до 3 тыс. рублей от европейских фирм. Декабрьский крен в сторону вечерних платьев и костюмов очевиден: они временно оттеснили традиционный для сезона зимний ассортимент на второй план.

Интересно, что торговля зафиксировала подвижки в джентльменском наборе товаров, покупаемых в качестве подарков. Ольга Малеванова, менеджер по рекламе торгового комплекса " Универбыт": "Если раньше на Новый год дарили сувениры, парфюмерию, то сегодня ситуация сильно поменялась. Перед этим праздником активно начали покупать и бытовые товары, и постельные принадлежности. Достаточно обыденные товары стали делаться красиво и качественно. Отечественные производители начали нарядно упаковывать свою продукцию еще до ее поступления в торговые сети. Так что очень многое теперь стало изначально рассматриваться как подарки. И даже не совсем понятно, для чего надобны в новогоднем контексте такие дорогие вещи, как чучела животных".

Но что остается неизменным, так это сезонный рост цен. Многие работники торговли не признают за собой желания заработать на предновогоднем ажиотаже, пеняя на то, что это поставщики в очередной раз подняли цены. Однако традиционного сезонного роста цен на 15 - 25% избежать едва ли удастся.

Не упасть лицом в салат

По данным путеводителя по ресторанам Екатеринбурга, в столице Среднего Урала около 230 развлекательных заведений: кафе (примерно 67%), бары и пабы (16%), рестораны (5%), развлекательные центры и ночные клубы, зачастую вмещающие все перечисленное (12%). Как показали наши опросы, праздничные программы готовят в основном рестораны. Однако не факт, что именно они будут ходить в лидерах по прибылям: несмотря на то, что цены там зачастую выше, чем в кафе, у последних наблюдается больший спрос на заказ банкетов. Бары и пабы (кроме тех, что обладают имиджем постоянных устроителей праздничных шоу, например ирландский паб "Старый Дублин") в Новый год, как правило, не работают.

Своеобразие праздничной программы в ресторанах Екатеринбурга напрямую зависит от фирменной марки заведения (в том числе кухни, представляющей разные страны мира). Так, по словам директора еврейского ресторана "Семь сорок" Веры Резник, исключительность новогодней программы заведения обеспечит национальный колорит - музыка, шутки и блюда (например, фаршированная щука или печеночный паштет). Иностранный акцент стоит немало: цена одного билета в "Семь сорок" - 2200 руб., продано более 60%; встретить Новый год по-бюргерски в пивном ресторане "Ганс" можно, как сообщил его директор Дмитрий Устюжанин, по отдельному билету дороже 50 долларов.

Отдельная группа - многоструктурные заведения. Это "Малахит" (русский ресторан "Иван", итальянский ресторан "Градара", восточный ресторан "Диван", бывший японский "Стоунхендж"), Атриум Палас Отель (ресторан "Ля Ронд", ночной клуб "2k", Венское кафе, Сити-бар), а также развлекательные центры, входящие в семейный бизнес известного уральского промышленника Анатолия Павлова, - "Луна 2000" (ночной клуб, казино "Наутилус", боулинг) и "Водолей" (ресторан, ночной клуб, казино, боулинг). По словам главного менеджера ресторана "Иван" Юлии Пагмут, заведения "Малахита" в новогоднюю ночь будут работать по билетам от 2 до 3 тыс. руб. (VIP-зал - 5 тыс. руб.) за стандартный набор - праздничные программа и стол. Раза в три дороже можно встретить Новый год в "Ля Ронд", где, как говорит менеджер по продажам мероприятий и услуг Атриум Палас Отеля Татьяна Дедова, цены скорее всего останутся на уровне прошлого года (100 - 300 долларов за место). По ее словам, на сегодня забронировано более 50% мест. В стоимость входит программа с участием модных московских артистов.

По мнению менеджмента некоторых увеселительных заведений, средства, которые вкладываются в подготовку и проведение новогодних шоу, не окупаются. Не из-за отсутствия клиентов (столики раскупаются процентов на 60 - 80), а по причине дороговизны таких мероприятий. Однако дорогие программы выгодны с точки зрения построения имиджа заведения.

Отпуск в декабре

Фраза "пойдешь в отпуск в декабре" окончательно потеряла анекдотический смысл советского периода. Состоятельная и могущая себе позволить 2 - 3 недели отсутствия в офисе публика предпочитает проводить их в теплых странах, на горнолыжных курортах, в крайнем случае на турбазах. Пик зимней туристической активности - новогодне-рождественские дни - вполне сравним с разгаром летнего сезона. Олег Аксельрод, генеральный директор туристической компании "Ява-тур": "Мы без труда, точно так же, как и в середине июля, заполняем все заявленные рождественские рейсы, ни один самолет не улетает пустым и горящих путевок на такие туры не бывает".

Уходящий год грозил стать исключением. После событий 11 сентября в США интерес к путешествиям в южные государства (по большей части исламские) и к авиаперелетам вообще заметно снизился. Российские граждане раньше остальных пришли в себя после общемирового шока, благо ситуация для решительных и зачастую не слишком богатых российских туристов оказалась весьма подходящая: из-за низкого спроса американцев и европейцев цены на поездки в Азию и Африку упали на 30 - 50%. Впервые в двухнедельное путешествие в Египет с прямым перелетом из Екатеринбурга, проживанием в 4-звездочном отеле можно было отправиться за 350 - 370 долларов.

- Две новогодние недели, конечно, диктуют свои цены, серьезно отличающиеся от "будничных", - рассказывает Александр Недополз, генеральный директор компании " Джаз-Трэвел". - Отметить Новый год в любой стране стоит значительно дороже, нежели приехать туда в непраздничный период. Если сравнить стоимость двух аналогичных путевок с датами вылета, скажем, 10 декабря и 29 декабря, то разница в цене может быть двойная.

Высокие цены - вовсе не "посредническая" жадность, уверяют руководители туристических фирм: расценки диктует принимающая сторона. Прежде всего на пике зимнего сезона возрастает спрос на гостиничные услуги, происходит сезонное удорожание авиаперевозок. Кроме того, нередко в стоимость путевки входит новогодний (рождественский) ужин и праздничная шоу-программа. Ориентировочно стандартный десятидневный тур (авиаперелет, проживание в гостинице 3 - 5*, полупансион), включающий встречу Нового года, стоит 800 - 1200 долларов на человека. За эти деньги можно выбрать отдых в практически любом климатическом поясе: от финского заполярья с экскурсией в деревню Санта Клауса до субтропиков. Подавляющая часть (около 60%) предлагаемых туров рассчитана на желающих параллельно со встречей Нового года погреться на солнышке: Египет, Куба, Таиланд. Большой популярностью пользуется рождественское посещение европейских столиц - Парижа, Вены, Праги. Кроме того, Андорра, Австрия и Швейцария предлагают туристам, предпочитающим активный отдых, горнолыжные курорты.

Существуют и эксклюзивные рождественские предложения, выпадающие из общего ряда как по степени экзотики, так и по цене. Гвоздь нынешнего сезона - 16-дневное африканское турне (Кения, Зимбабве, ЮАР) стоимостью 5900 долларов. Естественно, клиенты за ним в очередь не стоят, всего в эту поездку отправится меньше сотни человек, но, по словам генерального директора турфирмы " Мир" Сергея Бузько, оно без труда находит потребителя.

- Когда мы вплотную занялись Африкой, многие решили, что мы чокнулись, - кто туда поедет, там бедность, холера и мухи цеце. Но мы знали, что этот континент можно показать с самых необычных сторон и взялись сделать путешествие экстракласса, вплоть до того, что договорились с авиакомпанией, чтобы они специально под этот проект переделали обычный салон Ту-154М под салон бизнес-класса. Так что никакого безумия - прежде всего трезвый расчет.

Для екатеринбургских туристических фирм, специализирующихся на организации горнолыжного отдыха в районе Уральских гор, зимние праздники оборачиваются суперприбылью. Поскольку желающих встречать Новый год на природе всегда хватает, то цены турагентства смело берут "с потолка" - спрос от этого не уменьшается.

Известные уральские горнолыжные курорты становятся предметом ажиотажа уже на исходе лета. Весь каникулярный месяц, начиная с 20 декабря по 20 января, попасть на любимый президентом РФ Владимиром Путиным и полпредом в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко курорт в Абзаково (Челябинская область) невозможно: путевки проданы еще в августе. Горнолыжной станции Абзаково вообще впору продавать рождественские туры с аукционов, столь высок спрос. При этом собственный повышающий коэффициент абзаковского зимнего отдыха не более 20% от обычных расценок. Остальное накручивают агентства. Скажем, нынешним летом в Абзаково январский недельный отдых-стандарт продавался за 7 тыс. руб., а в агентствах цена на аналог зашкаливала за 12 тысяч.

Фантазии турагентств в вопросе формирования цены часто безграничны. Так, одна из путевок на горный курорт Завьялиха (Челябинская область) включала 5-дневное проживание на двоих в стандартном номере и предлагалась за 27 тыс. рублей. Взвинченная цена (на эти деньги вполне можно улететь из Екатеринбурга в жаркие страны) не отпугнула уральцев: путевка ушла.

Турфирмы моментально подстроились под небывалый спрос на горнолыжный отдых: в сезон они предлагают даже курорты с крошечными горками (до 250 метров), единственным подъемником и удобствами на улице. Впрочем, как утверждают туроператоры, многим горожанам все равно куда ехать, лишь бы в Новый год природные красоты сочетались с хорошим ужином. Поэтому хлебосольный праздничный стол - излюбленная фишка и возможность заработка для многих турбаз Свердловской области. Почти все пансионаты установили стандартную цену на новогодний ужин: 2,5 - 3 тыс. рублей с человека. В "комплекте" небольшие подарки и праздничная программа.

Пассивный застольный отдых почти так же популярен, как и лыжный, хороший спрос позволяет монополистам отдыха диктовать любые условия. К примеру, нижнетагильский пансионат "Аист" (год назад здесь появились номера "люкс" и боулинг) требует выслать по факсу предварительные заявки на новогодний ужин с указанием количества персон - и предупреждает о возможном отказе после рассмотрения заявки.

Пытаются отвоевать место в борьбе за уральского клиента турфирмы Москвы и Санкт-Петербурга. "Три незабываемых дня" в московских и питерских отелях с праздничным ужином в гостиничном ресторане, фейерверком, подарками, костюмированным шоу, трехразовым питанием, обзорной экскурсией и прощальным пикником клиент получит, заплатив 280 - 300 долларов. Правда, в Екатеринбурге продано лишь несколько таких путевок: к цене приходится плюсовать еще и цену авиабилета (200 долларов в оба конца).

В связи с активным ростом качества и разнообразия предоставляемых услуг в околопраздничных сферах рынка Новый год в последнее время для многих перестал быть домашним праздником с традиционными столом под "голубой огонек". По мнению специалистов, нет сомнений в том, что в дальнейшем этот рынок будет развиваться столь же динамично, а следовательно станет еще более финансово емким.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №24 (37) 17 декабря 2001
    Бизнес и власть: взгляд извне
    Содержание:
    Политику всегда приходится лавировать

    Но нельзя играть законами в интересах политической целесообразности, - считает губернатор Свердловской области Эдуард Россель

    Реклама