Власть готова торговать технологиями

Экономика и финансы
Москва, 17.12.2001
«Эксперт Урал» №24 (37)
Для модернизации наукоемких производств она намерена предложить бюджетные средства

По инициативе полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе, с участием УрО РАН, Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО и Уральского венчурного фонда 20 - 21 декабря в Екатеринбурге проводится окружная конференция "Активная государственная инновационная политика - основа экономического возрождения России".

Тема необходимости инноваций в экономике Урала периодически поднимается на экономических форумах и конференциях. Но поднимается без особого успеха - и затухает, не переходя в жизненные реалии. О том, почему это происходит, мы беседуем с Виктором Басаргиным , заместителем полпреда президента РФ в УрФО:

- Виктор Федорович, почему федеральная ветвь власти занялась проблемой запуска новых технологий?

- Всплески инновационной "активности" в виде обсуждений происходили обычно по инициативе ученых, в меньшей степени в этом участвовали предприятия оборонного комплекса - главные наши разработчики. Периодически проявляла интерес власть. Но до сих пор усилия науки, промышленности и власти не соединялись. Хотя все понимают, что дальнейшее развитие промышленности, экономики без внедрения новых технологий невозможно. "Союз трех" в этом деле должен стать главной силой.

Активная поддержка инноваций рассматривается командой полпреда как одно из основных направлений государственной политики: если федеральная власть не поддержит науку и наукоемкие производства, округ так и останется сырьевым придатком России. Мы хотим прежде всего разобраться, какие наработки у нас есть. Готовим сборник инновационных проектов федерального округа.

- Уральская наука, пережив не лучшее десятилетие, способна дать то, что нужно для модернизации промышленности?

- Технологии предлагаются в избытке! Наука до сих пор перекрывает спрос со стороны промышленности: востребовано только 10% из того, что генерируют команды интеллектуалов. Потому что процесс от разработки технологий до их внедрения достаточно продолжителен и финансово емок. Есть желание и потребность иметь технологию, но нет возможности ее профинансировать.

- И вот федеральная власть заявляет - у нее теперь активная инновационная политика. Каковы механизмы ее реализации?

- Их предстоит отработать. Но в принципе понятно, что власти нужно делать: покупать и продавать готовые технологии. Ориентир - федеральная целевая программа, где расписана потребность в инновациях. Федеральная власть проводит экспертизу, готовит перечень инноваций, которые она готова и способна профинансировать у себя в округе, - это на сто процентов бюджетные средства. Мы всегда говорили, что должен быть бюджет развития.

- Государство оценило технологию, приобрело на бюджетные средства. Что дальше?

- Объявляет тендер, финансирует разработку опытного образца, следит за этапами внедрения. Площадками, где технология проходит обкатку, могут стать вертикально интегрированные структуры, которые создаются в оборонно-промышленном комплексе. Чтобы не распылять средства, а концентрировать инновации на нескольких предприятиях.

- Получается, власть, как посредника между наукой и производством, волнуют прежде всего госпредприятия? Нет ли намерений привлечь к решению проблем модернизации ключевых отраслей крупнейшие корпорации, имеющие огромные средства и интерес к развитию бизнеса на территории округа?

- Да, речь идет главным образом о предприятиях оборонного комплекса, где уже началась закупка импортных технологий - тут и инвесторы где-то находятся... Но это угроза национальной безопасности, а власть решает прежде всего проблему безопасности страны.

Мы хотим показать привлекательность развития инновационных процессов, обратить внимание на правовые аспекты, недоработанные с точки зрения государственной инновационной политики, разработать механизмы и программу финансовой поддержки на 2002 год этой деятельности всеми субъектами. Это будет первый шаг, начало пути.

Крупные корпорации будем привлекать. Но вертикально интегрированные структуры давно заботятся о себе сами, не напрягая власть.

- В какие сроки ситуация на инновационном фронте может поменяться?

- Мы десять лет декларируем, что будем сдвигать структуру экономики от сырьевой к машиностроению и производству продукции высокой добавленной стоимости, а на деле все больше скатываемся к тому, от чего хотим уйти: вывозим нефть, газ, другие минерально-сырьевые ресурсы, металл.

Переход на новые технологии потребует еще десять лет, не меньше. Где-то процесс пойдет быстрее, где-то медленнее. Из шести субъектов округа наиболее восприимчивы к инновационным процессам те, где наиболее развито машиностроение и сосредоточена наука, предприятия оборонного комплекса, - Свердловская и Челябинская области. Есть и Курганская область - в отношении ее мы не говорим об инновационном пути развития, там бы просто поднять экономику с колен. ЯНАО и ХМАО, Тюмень тоже пока от этих процессов устранены, но причина здесь другая: природные ресурсы просто выкачиваются, пока кладовая не опустеет. О диверсификации промышленности, экономики никто не думает, никто заглядывает лет на 30 - 50 лет вперед.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №24 (37) 17 декабря 2001
    Бизнес и власть: взгляд извне
    Содержание:
    Политику всегда приходится лавировать

    Но нельзя играть законами в интересах политической целесообразности, - считает губернатор Свердловской области Эдуард Россель

    Реклама