Последние два года Магнитогорский металлургический комбинат избегал акционерных споров благодаря тому, что менеджмент ММК сконцентрировал в своих руках контрольный пакет акций. Однако прошедшее во второй половине мая годовое собрание акционеров Магнитки закончилось скандалом, выявившим давние противоречия между руководством комбината и государством.
Контрольный пакет акций Магнитки долгое время не принадлежал ни одному из акционеров. Государство, владеющее 17,82% акций, такая ситуация устраивала, поскольку менеджмент ММК во главе с генеральным директором Виктором Рашниковым вынужден был договариваться с правительством, чтобы принимать необходимые решения на собраниях акционеров. Расстановка сил изменилась в конце 90-х годов, когда менеджменту ММК удалось получить контроль над 30% акций, принадлежавших ранее ФПГ "Магнитогорская сталь". Переход пакета - дело до сих пор темное: последний держатель этих акций предприниматель Искандар Махмудов утверждает, что расстался с ними не по своей воле. Таким образом, в руках комбината оказалось около 60% акций предприятия, а государство потеряло всякую возможность влиять на принимаемые решения. Это и могло послужить причиной окончательного решения о продаже госпакета: федеральное правительство внесло его в программу приватизации на 2003 год.
По мнению наблюдателей, чтобы обезопасить себя от возможных последствий приватизации (на комбинате не исключают, что Махмудов попытается вернуть себе влияние на ММК), совет директоров комбината и вынес на собрание вопрос о внесении изменений в устав. Изменения предполагают проведение дополнительной эмиссии акций и конвертацию 25% привилегированных акций в обыкновенные.
Представители государства сочли, однако, что это приведет к размыванию госпакета. Замминистра имущественных отношений России Николай Гусев заявил по результатам собрания, что "привлекательность госпакета может быть снижена, и это подтверждается документально". Кроме того, со стороны государства последовали претензии по поводу выплаты дивидендов. По мнению Гусева, из 8 млрд рублей прибыли, полученной Магниткой в 2001 году, можно было бы найти для федерального бюджета больше денег, чем 16 млн рублей.
Чтобы не допустить дополнительной эмиссии акций ММК, представители Минимущества России объединились на собрании с другими акционерами, опасающимися подобных действий. В результате сформировался пакет около 40% акций, который голосовал против всех инициатив менеджмента комбината. Николай Гусев отметил, что правительство и руководство ММК по-разному видят стратегическое будущее предприятия.
Челябинск