Пятницы городской среды

Марина Романова
21 октября 2002, 00:00
  Урал

Художники оставили уединение мастерских и музеев и вышли на улицы. Активная жизненная позиция не позволяет им довольствоваться работой "для немногих", в то время как визуальный облик городов определяет коммерческая и политическая реклама. Это несправедливо не только в отношении обделенных вниманием зрителей творцов, но прежде всего - обделенных вниманием художников зрителей. Современная медиасреда стала ареной PR-баталий. Возник разрыв между развитием средств производства, то есть медиатехнологиями, и качественной ущербностью продукта. Проще говоря, ну почему наши глаза обречены видеть на улицах далекие от художественного решения вещи? Этому есть альтернатива.

"Актуальные" художники Екатеринбурга под идейным руководством Центра современного искусства (екатеринбургского филиала ГЦСИ) проводят публичную акцию под названием "А_РЕАЛ 001. Искусство в общественных пространствах" и под возрожденным в новом понимании девизом "Искусство - в массы!". Осуществляется проект в течение месяца, обдумывался много дольше, последствия же, надеются организаторы, долговременны.

Началось все со скамеек (мебель города). Несколько специально поставленных бетонных скамеек вдоль набережной Исети решили расписать адресно - "для влюбленных". Художник погружается в состояние влюбленной пары и фиксирует его в определенных образах. Скамейка здесь выступает нестандартным носителем информации, на котором творец располагает свой message городу и влюбленным.

Дальше - больше, то есть крупнее. В рамках фестиваля искусства Нидерландов на одной из стен здания университета создано огромное мозаичное панно. Голландец Арно Кунен работает в жанре современной масс-культуры, понимаемой им как обновленная версия фольклора. В свое время он был вдохновлен героической монументальной живописью московского метрополитена - советским фольклором. Его екатеринбургское "полотно" стало своеобразной данью европейца российской гигантомании. Осуществляли идею голландца уральские руки со свойственной им неторопливостью. Запланированное еще на сентябрь открытие мозаики отложилось на полмесяца и как раз поспело к "реальному" фестивалю.

По словам PR-директора екатеринбургского филиала ГЦСИ Татьяны Ветлужских, в чем у нас нет недостатка, так это в идеях. Художники предложили огромное количество самых разнообразных проектов. Некоторые отклонены, но большинство принято к осуществлению. Например, художники-концептуалисты убедили, что фестиваль современного искусства в городской среде не будет целостен без проекта "Красный колпак". На морду лошади надевали колпак, она переставала ориентироваться в пространстве. Зачем мучить животное? А чтобы не мучить людей: красный колпак стал воплощенной метафорой зашоренности человека в индустриальном обществе.

Одной из самых радикальных акций стало написание картин и их сожжение (авторство Александра Токарева). Таким способом студенты и преподаватели архитектурной академии очищали искусство от налета коммерции, разделяли понятия "art" и "show business". В сожжении созданных ими же этюдов они видели действенный способ уберечь зрителя от желания купить (то есть стать потребителем), а художника от желания продать (то есть превратиться в продавца). Искусство, мол, не продается.

Городское пространство - огромный и мало использующийся по назначению, то есть в целях искусства, холст. Отвоевать на этом холсте место у низкопробной рекламы взялся известный художник Сергей Брюханов. Он пошел таким путем: чтобы победить врага, надо его изучить, влезть в его шкуру и взорвать изнутри. Он разместил 15 объявлений с пасторальными картинками идиллического содержания и текстом, рекламирующим различные духовные услуги: "Обучаю любви большой, светлой, чистой, уральской. Познавшим любовь просьба не беспокоить мастера". Только не поймите художника превратно...

Были и надписи на уличных щитах, и серии комиксов на остановках, художники надевали свадебные платья и выходили замуж за Екатеринбург. И под всякое действо подводили теоретическую базу. В рамках фестиваля прошли мастер-классы, творческие семинары, дискуссии и даже конференция. Реакция масс на художнические проделки - "делать им нечего" - не смущала. Главное для организаторов арт-атаки - всколыхнуть городскую среду. Сами же художники при внешней веселости к своей миссии относятся вполне серьезно. Они верят (а может, и знают): культура и искусство способны улучшить городскую среду, изменить качество жизни.

Екатеринбург