Список Шинделя

"Башкирские авиалинии" предприняли очередную попытку добиться справедливости

Юристы германской адвокатской конторы Giemulla&Associates, действующие по генеральной доверенности от авиакомпании " Башкирские авиалинии" (БАЛ), предприняли новую попытку добиться выплат со стороны швейцарской авиадиспетчерской фирмы SkyGuide. Они считают ее сотрудников причастными к гибели 69 пассажиров и членов экипажа башкирского Ту-154М во время произошедшей в Германии 1 июля авиакатастрофы. Адвокат конторы г-н Хайко ван Шиндель сообщил, что финансовая претензия предъявлена адвокатами от имени БАЛа в адрес финансового департамента Швейцарской конфедерации - по сути, в адрес швейцарского правительства.

Напомним, в ночь с 1 на 2 июля над территорией Германии в непосредственной близости от германо-швейцарской границы башкирский Ту-154, летевший из Москвы в Барселону, столкнулся в небе с грузовым Боингом-757 компании DHL. В момент столкновения оба самолета контролировались диспетчерами SkyGuide.

Своей вины авиадиспетчеры не признали и признавать, судя по всему, не намерены. В конце сентября адвокаты Giemulla& Associates уже подавали компании SkyGuide финансовую претензию, в которой предложили мировое соглашение при условии возмещения БАЛу материального ущерба в связи с потерей самолета Ту-154М и экипажа. Речь шла о сумме в 29 млн долларов за самолет и по 1 млн долларов за каждого погибшего члена экипажа. На 2 октября, как сообщил г-н Шиндель, были назначены переговоры адвокатов БАЛа с представителями SkyGuide. Однако за день без объяснения причин их отменили. Таким образом, от мирового соглашения швейцарцы, по сути, отказались, заявив позже, что компенсацию пострадавшим должно выплачивать правительство Германии, на территории которой произошла трагедия.

Теперь, спустя четыре месяца после авиакатастрофы, адвокаты БАЛа решили еще раз попробовать добиться выплат от швейцарской стороны в досудебном порядке. На сей раз они обратились к швейцарскому правительству, которое, являясь владельцем 99% акций SkyGuide, должно, согласно швейцарскому закону о государственной ответственности, нести ответственность за действия своей компании. Возможно, готовности адвокатов решать вопрос на правительственном уровне способствовала и поддержка, полученная БАЛом накануне на уровне российского правительства. Побывав пару недель назад в Уфе, министр транспорта РФ Сергей Франк заявил, что БАЛ может рассчитывать на полную поддержку Минтранса РФ в отношениях со SkyGuide: Минтранс "сделает все возможное, чтобы авиакомпания выиграла процесс", а в правительстве России решено создать межведомственную комиссию, которая окажет БАЛу правовую поддержку.

После столь серьезных заверений адвокаты БАЛа подали в финансовый департамент Швейцарской конфедерации в Берне целый пакет требований о возмещении ущерба. Швейцарское правительство выбрано в качестве ответчика в связи с тем, что является владельцем SkyGuide.

Пакет направленных документов включает 13 требований: 11 от родственников членов погибшего экипажа лайнера, от БАЛа о возмещении ущерба от потери самолета и от родственников одного из погибших пассажиров. Суммы по каждому из требований разные: они назначались в зависимости от пожеланий и обоснований, представленных родственниками погибших. Сумма, в которую оценила понесенный ущерб авиакомпания, по словам г-на Шинделя, составляет от 20 млн швейцарских франков (около 13,6 млн долларов США) до 29 млн долларов. "Вилка" обусловлена стадией и скоростью удовлетворения претензий. Компенсация родственникам погибших, как ранее заявлял и глава адвокатской конторы Giemulla&Associates Элмар Гимулла, представляет собой "шестизначные суммы в долларах". Минимальная - миллион швейцарских франков (около 680 тыс. долларов).

Предъявленные требования, согласно швейцарскому законодательству, должны быть рассмотрены в течение трех месяцев. Если правительство не примет решения об удовлетворении требований, адвокаты, согласно существующим правилам, получат право обратиться в следующую инстанцию - рекурсную комиссию Швейцарской конфедерации. Если и эта комиссия примет решение, которое не удовлетворит ту или иную сторону, адвокаты получат право подать иск непосредственно в суд (тексты судебных исков у адвокатов готовы). Для окончательной конкретизации требований пострадавшей стороны г-н Шиндель встретился в Уфе с представителями БАЛа и родственниками погибших.

Защиту своих интересов адвокатам Giemulla&Associates доверил и один из родителей погибшего в трагически окончившемся рейсе ребенка. Семьи остальных погибших требований к швейцарцам пока не подавали. Дело в том, что родители 52 погибших детей несколько месяцев выбирали адвокатскую контору, встречались с представителями множества фирм со всех концов света. Действовать с самого начала они были намерены сообща, "единым фронтом", от лица общественной организации, которую специально создали и официально юридически зарегистрировали в Уфе. Однако во мнениях, кому из адвокатов довериться, не сошлись: по неофициальным данным, часть родителей заключила или готовится заключить контракт на адвокатскую защиту с одной из американских адвокатских контор, другая - с немецкой.

Реакция швейцарского правительства зависит от многих факторов. В первую очередь от того, какими будут окончательные выводы международной комиссии, расследующей причины катастрофы. Ожидалось, что она огласит их в октябре. Но комиссия с выводами не спешит.

Уфа