Сетевой полис

Страховщики Урала используют интернет только для того, чтобы рассказать об услуге и рассчитать ее стоимость. Купить страховку в сети можно будет еще не скоро

С развитием рынка страховых услуг и в первую очередь - новых видов обязательного страхования (к примеру, автогражданской ответственности) аудитория страховых компаний стремительно растет. Чтобы донести до потребителя суть услуги, страховщики часто вынуждены заниматься элементарным просветительством и пропагандой. Для решения этой задачи в различных сегментах финансового рынка - банковском, фондовом и других, активно используется интернет. Мало того, сайты компаний превращаются в один из механизмов, позволяющих увеличить объемы продаж финансовых продуктов через интернет-магазины.Как этот канал использует страховой бизнес Урала?

Связь установлена

Первые сайты страховых компаний на Урале появились в 1990 - 2000 годах. Как правило, они создавались без определенных целей, просто как дань моде. На вопрос: зачем вам сайт, страховщики часто отвечали: "чтобы был". Поэтому поначалу сайты носили исключительно информационный характер: сообщали месторасположение компании, телефоны, адреса электронной почты, виды страховой деятельности компании.

В полноценный информационный ресурс сайты стали превращаться к концу 2001 - началу 2002 года. Как и все сегменты финансового рынка, страховой бизнес к этому времени полностью оправился после кризиса 1998 года: вернулось доверие населения, объемы сделок начали расти, соответственно, потребовалось больше ресурсов для донесения информации. Тогда-то компании и обратились к "паутине". Сайты начали обрастать полезной для страхователей информацией: о продуктах компании с указанием характеристик, о тарифах и скидках. Появились новости об изменениях в законодательстве, на страховом рынке в целом, статистические и финансовые показатели деятельности компании, описание алгоритма возможных действий клиентов при наступлении страхового случая. Особенность текущего момента: общение с потенциальными и существующими клиентами становится интерактивным, многие фирмы включают режим форумов (вопрос - ответ), что обеспечивает двустороннюю связь и помогает им принимать точные решения в сфере продуктовой политики.

Таким образом, информационная функция сети страховыми компаниями используется. Сложнее обстоит дело с более "практичными" механизмами.

Дважды два - страховка

Рассмотрим практику включения в набор функций полноценного сайта "страхового калькулятора" - интерфейса, позволяющего рассчитать стоимость конкретного объекта страхования прямо на сайте. Из проанализированных нами компаний региона такой калькулятор имеют екатеринбургские " Гамма" (www.skgamma.ru), " Кокс-Полис" (www.koks-polis.ru) и " Северная Казна" (www.kazna.com), челябинские Акционерная страховая компания (ЧАСК, www.chask.ru) и " Дина" (www.skdina.ru), пермская " Урал-АИЛ" (www.ural-ail.ru).

На сайтах этих компаний можно рассчитать стоимость страховки по наиболее востребованным видам страхования. Практически все предлагают рассчитать страхование автотранспорта, автогражданской ответственности, у некоторых есть расчет страховки от несчастного случая ("Гамма", "Урал-АИЛ"), страхование выезжающих за рубеж (ЧАСК), строений и имущества физических лиц, имущества юридических лиц ("Кокс-Полис"). Однако число посетителей сайта, которые пользуются калькулятором, крайне мало. Например, в страховой компании "Кокс-Полис" регистрируют 15 - 20 расчетов в день, компания "Северная Казна" регистрирует около десяти заявок (страховой калькулятор на сайте работает всего два месяца), "Урал-АИЛ" в месяц регистрирует около 50 заявок. Сами страховщики объясняют низкую востребованность недостаточной пропагандистской работой с сетевой аудиторией: иными словами, они плохо "заманивают" клиента, который сидит в сети. Невелик и эффект использования этой функции: специалисты компаний говорят, что от количества потенциальных клиентов, заполнивших заявления, в страхователей превращается не более 10%. Но отказываться от такого вида сервиса никто не собирается. Наоборот, многие страховые фирмы занялись обновлением сайтов и считают обязательным включение калькулятора в список услуг на сайте: это весьма удобный и, главное, наглядный способ демонстрации условий страховки.

Сеть как элемент "продвинутости"

Калькулятор -это первый этап для развития новой и весьма перспективной услуги, связанной с непосредственной продажей продукта - интернет-магазином. Предполагается, что клиент, просмотрев условия страхования и тарифы, заполнив соответствующие формы-заявления, отправляет заявку в компанию. В течение суток с ним по телефону или электронной почтой связывается страховой агент, если нужно, уточняет информацию, готовит договор и доставляет его клиенту. Для стимулирования такого способа заключения договора используется механизм скидок (5 - 10%). Назвать эту схему полноценным интернет-магазином, когда потребителю вообще не нужно появляться у поставщика товара или услуги, пока сложно: клиенту все-таки приходится идти в офис для проведения платежей за страховку. Клиенту распечатывают счет, который он должен оплатить в отделениях Сбербанка с помощью специальной пластиковой интернет-карты или просто отдать наличные в офисе агенту. После этого полис становится действующим, курьер доставляет его клиенту.

Отметим, что продажи посредством интернета пока не слишком распространены и в целом в стране. Сказываются и недоверие к новой технологии, и недостаточная распространенность кредитных карт, другие факторы. Удельный вес on-line продаж настолько мал, что статистически его просто невозможно уловить.

На территории Уральского региона он вообще не применяется, и специалисты компаний затрудняются ответить, когда эта технология будет востребована. Во многом это связано со спецификой страховых вэб-договоров: такие сделки можно заключать далеко не по всем видам страхования. Во-первых, выдача on-line полиса должна быть максимально стандартизирована (требуется, чтобы принимаемые на страхование риски были типичными для широкого круга пользователей, и процесс обработки заявок можно было автоматизировать). Во-вторых, в качестве объектов on-line страхования рассматриваются лишь те, которые не нуждаются в осмотре страховщика, с выездом на место, например для осмотра автомобиля.

Рассматривать выход в сеть как самостоятельный бизнес на территории Урала рано еще и по внешним причинам: качество и развитие сетей низко, прогнозы прироста интернет-пользователей в регионе на ближайшее время также невысоки. Поэтому большинство региональных страховщиков еще достаточно долго будут ограничиваться организацией виртуальных представительств с задачей информирования. Собственно продажа страховых полисов через интернет будет использоваться лишь в качестве рекламного хода, демонстрирующего "продвинутость" компании, не более того.

Екатеринбург

Для построения рейтинга интернет-сайтов страховых компаний выделены три группы характеристик: качество сайта (удобство восприятия представленной информации, дизайн, соответствие названия сайта названию компании, узнаваемость сайта в поисковой системе (Yandex); информация о компании (контактные данные, обновляемые новости, формы официальной бухгалтерской отчетности, статистические показатели, паблисити); информация о продаваемых продуктах (характеристика продукта, применяемые тарифы, возможность расчета страховой премии, наличие важной сопутствующей информации). По каждому показателю производились экспертные оценки, и в случае соответствия присваивался ранг 1. Итоговый рейтинг выводился путем суммирования рангов для всех показателей. Компании, набравшие в рейтинге одинаковое количество баллов, указываются в алфавитном порядке.