Сельское хозяйство: приходит частный капитал, государство бездействует

23 декабря 2002, 00:00
  Урал

В уходящем году, наконец, приняты долгожданные федеральные законы "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Последний закон закрепляет принцип целевого использования земель для сельскохозяйственной деятельности. Однако у сельхозорганизаций может не хватить средств на выкуп у владельцев раздробленных долей. Разрешение этой проблемы остается за региональной госвластью и местным самоуправлением. Наиболее громким событием года стало обвальное падение цен на зерновом рынке из-за перепроизводства. Государственные закупочные интервенции через биржевые торги, предпринятые в ноябре для урегулирования рынка, оказались мизерны. Они обеспечили некоторое повышение цен, но не решили проблемы реализации избыточного зерна. Поставки зерна на аккредитованные элеваторы из-за отсутствия сделок на бирже уже иссякли.

По прочим видам сельхозпродукции объемы производства в УрФО в основном падали: от 0,4% в Челябинской области до 23,5% в Ямало-Ненецком автономном округе. Неблагоприятные климатические условия, дефицит оборотных средств и изношенность основных фондов затормозили уборочную кампанию: не удалось полностью убрать зерновые; на 12,5% меньше, чем в прошлом году, заготовлено овощей. Продолжает снижаться поголовье крупного рогатого скота (95,7% к уровню 2001 года).

Реализация сельхозпродукции, однако, увеличилась: на 10,5% больше продано картофеля и на 2,8% скота и птицы в живом весе.

Продолжается инвестирование в основной капитал предприятий агропромышленного комплекса Урала (рост на 1,6% по отношению к 2001 году). На каждый 1 млн рублей из федерального бюджета приходится по 10 млн рублей из региональных бюджетов и несколько миллионов рублей частных капиталов. Две трети инвестиций привлекли Свердловская и Челябинская области.

По материалам аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО