О космическом и косметическом

23 декабря 2002, 00:00
  Урал

Редакционная статья

Ах, как все хорошо начиналось! Год назад казалось: стоит только пальцем пошевелить, и реформы пойдут сами собой. Даже тяжелейшая из них - административная. Хотя она по определению не может закончиться идеально, потому что объект и субъект реформирования один и тот же - чиновник. Все условия для реформ вроде были. Уходящий год прожит при новом Налоговом кодексе и новых, законодательно оформленных межбюджетных отношениях. Налоговые поступления переделили в сторону федерального центра. То есть и деньги на реформы вроде бы нашлись. Но не заладилось, реформаторская машина забуксовала еще на автостоянке. Весь год прошел в дискуссиях: выталкивать ее вручную на шоссе, вернуть на прежнее место или вообще бросить там, где заглохла. Решение важной государственной задачи плавно сменилось предновогодней суматохой. Время подводить итоги. А есть ли они? Кто заслужил новогодние подарки?

Честно говоря, богатые регионы вправе поинтересоваться: куда, собственно, ушли их деньги, отсутствие которых не позволяет им до конца реализовать амбициозные проекты. Хорошо, отняли у богатых, но передали ли бедным? В этом ведь была первооснова реформ - в принципе справедливости, в стремлении обеспечить "законные права и интересы" всех. Бедные ждали помощи, открыв рот, но...

Взять хотя бы многострадальную Курганскую область. Полпред президента в УрФО провел мониторинг ее "раковых опухолей". Результаты исследования, поговаривают, способны потрясти даже самого опытного прокурора. Но это слухи, реальных отчетов никто общественности не показал. Правда, в правительство были направлены документы на выдачу Зауралью большой финансовой помощи по линии федеральных программ. Намечалось даже провести специальное заседание кабинета министров. Все сорвалось. Кто виноват и что дальше делать - вопросы следующего года.

Президент, кстати, на торжественном приеме год назад поставил перед своими полпредами задачу более тесно взаимодействовать с правительством, особенно в части реализации экономических реформ. Взаимодействия не то что не получилось: со стороны отдельных высокопоставленных сотрудников аппарата полпреда в УрФО не раз поступали осторожные, но однозначно негативные оценки деятельности кабинета Касьянова. Пузырь конфликта уверенно надувается. До реформ ли тут?

Чтобы выстроить в стране правовое пространство (успех года прошлого), нужен один-единственный прокурор. Экономику же на прокурорских протестах не поднимешь, и чиновный аппарат не реформируешь. Все чаще в политических кругах возникает вопрос легитимности института полпредов. "Я есть в Конституции, а их нет", - говорит губернатор, и по-своему он прав.

Но менять основой закон страны нельзя. Это установка Путина, и ее не раз транслировал региональным чиновникам заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак. Он же всякий раз и снимал первую реакцию: как провести реформу местного самоуправления, не меняя Конституцию? Как отменить принцип "двух ключей" в недропользовании, если он зафиксирован в Конституции? Как разорвать договор с федеральным центром, если он конституционен? Центр сам загоняет себя в угол. Как же проводить реформу?

Получается, зря надеялись. Зря налоги перераспределяли, схемы рисовали. Не хватило воли и полномочий. И космические реформы легко стали косметическими. Сначала отпали принципиальные вопросы, затем принципиальные ответы, а там и вся принципиальность реформ помутнела. А региональные лидеры знай подмигивают: говорили ведь - надо сообща.

Старый год передает новому слишком много вопросительных знаков. Как же не хватало нам в правительстве учительницы начальных классов, которая бы могла доступнее других объяснить, что нужно делать, а чего не следует. Кстати, одним из лучших министров экономики в истории Германии была как раз такая учительница.

Рука тянется написать - год несбывшихся ожиданий. Но останавливает мысль: а может, оно и к лучшему, что реформы так толком и не начались. На передовой, знаете ли, штабные карты не лучшее подспорье, тем более если есть опасность, что они неправильные.

Год не принес потрясений, но и результата не дал. Выходит, у властей появился еще один - новый - год на то, чтобы все взвесить? Да нет: зовет труба выборов. Поэтому главная задача сейчас - обернуть все заявления уходящего года в золотистую подарочную фольгу и преподнести избирателю в следующем году. Но это уже совсем другая история.