Малые банки как инструмент конкуренции

Рейтинг показывает нам лишь часть айсберга. Из-за отсутствия подробной статистической информации мы не можем сравнивать динамику роста местных банков и их важнейших конкурентов - территориальных банков Сбербанка РФ, а также филиалов столичных банков, активно осваивающих уральский рынок. Но даже по этому рейтингу мы видим, что усиливается тенденция к укрупнению банковской системы.

В прошлом году лидеры рынка поглотили свердловский Уралсибсоцбанк, удмуртский Уральский трастовый банк, челябинский банк "Дорожник". Присоединяется к петербургскому "Менатепу" его дочка Юганскнефтебанк, в столицу перенес головной офис нижневартовский банк "Капитал". За последний месяц в русле этой тенденции потеряли самостоятельность екатеринбургский ВУЗ-банк и пермский банк "Дзержинский".

Ситуация напоминает 1997 - 1998 годы, когда на рынке вовсю шла экспансия крупнейших столичных банков. На первый взгляд, схема та же: крупнейшие банки, опираясь на финансовые ресурсы акционеров в лице промышленных групп, государственный ресурс или иностранный капитал, заходят в регионы.

Однако есть два существенных отличия. Во-первых, на пути экспансии крупнейших столичных банков на один из самых многообещающих региональных рынков - рынок ресурсов населения - стоит серьезный барьер, связанный с дефицитом доверия. Население более консервативно, нежели бизнес, и хорошо помнит 1998 год. Играет роль и фактор присутствия: большинство филиалов столичных банков молоды и не успели завоевать известность, а значит, и доверие. Это прекрасно показывают цифры: столичные коммерческие банки уступают банкам наиболее экономически развитых регионов - Свердловской, Челябинской областей, Башкирии - в борьбе за рынок вкладов. Перескочить через этот шлагбаум москвичи могут, только купив действующий банк с "готовой" репутацией.

Во-вторых, региональные банки сейчас значительно более активны, нежели пять лет назад. Так, за последние три года одним из крупнейших игроков стал башкирский Уралсиб, присоединивший ряд малых кредитных организаций в Удмуртии, Перми, Челябинской и других областях. Скорее всего, за ним последуют и другие регионалы, поскольку это единственный путь быстро перейти на следующий уровень бизнеса. К тому же цена вопроса - цена покупки небольшого банка - снижается по мере приближения к 2007 году, когда начнет действовать норма по минимальному собственному капиталу в пять миллионов евро. Подавляющее большинство малых банков этой норме не отвечает.

От того, насколько активно и своевременно лидеры регионального банковского рынка включатся в процесс интеграции, будет зависеть их успех в конкурентной борьбе с крупнейшими столичными, а в будущем и с иностранными банками.