Маржой по бирже

Проекты топливных бирж выгодны государству и некоторым потребителям, но не выгодны нефтяным компаниям. Необходимо законодательное оформление компромисса

На встрече президента Владимира Путина с губернаторами УрФО 6 марта среди прочих поднималась и проблема организации нефтяной биржи. По мнению главы Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко, топливно-энергетическая биржа выступит ценовым индикатором, позволит уйти от непрозрачных схем реализации нефти и нефтепродуктов. Сейчас цены на нефть формируют вертикально-интегрированные нефтяные компании в рамках трансфертного ценообразования по цепочке добыча - переработка - оптовая продажа. В силу доминирующего положения на рынке нефтекомпании влияют и на розничные цены конечного товара.

Нефтяники, не исключено, станут использовать биржевую систему для публичной фиксации низких цен, с которых и будут платить налоги: перепродавать нефть по низким ценам дружественным, но формально не зависимым от них структурам

Президент не стал комментировать замечание югорского губернатора. И не случайно. До сих пор никому реально и в полном объеме осуществить замысел биржевой торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке не удалось.

Биржа затянет

Идея биржевой торговли сырой нефтью на внутреннем рынке, безусловно, выгодна государству: МНС может бороться с трансфертным ценообразованием и начислять налоги по биржевым котировкам. Другая заинтересованная сторона - потребители, которых не устраивает отсутствие внутренних рыночных цен. А чтобы установить адекватную цену, необходимо продавать через биржу хотя бы треть объема нефти, потребляемого внутренним рынком.

Рассуждения о биржах, естественно, не вызывают радости у нефтяников, которые стремятся "оптимизировать" налоговые платежи любыми законными способами. Кроме того, львиная доля нефти внутри страны поступает от нефтяных компаний на их же нефтеперерабатывающие заводы. Поэтому перспектива организации биржевых торгов сырой нефтью выглядит малореальной, по крайней мере в ближайшее время.

Перспектива биржевой торговли нефтепродуктами оптимистичнее. Впрочем, в масштабе российского рынка и такую торговлю наладить будет непросто. Дело здесь в том, что важным фактором при определении привлекательности конкретного предложения станет железнодорожный тариф (на перевозку от станции отгрузки с НПЗ до станции потребителя). Таким образом, наиболее вероятна реализация биржевых проектов в отдельных регионах или экономических районах, где конкуренция между поставщиками достаточно высока, а объемы потребления топлива значительны. Например, на Урале и в Западной Сибири.

Так или иначе, но создание российской топливной биржи - веление времени. Биржевые торги усилят конкуренцию и обеспечат прозрачность операций с нефтепродуктами, конкурентная борьба создаст благоприятные условия для развития рынка, а серьезные объемы торговли смогут удовлетворить потребительский спрос. Кроме того, во всем мире торговля нефтью и нефтепродуктами по форвардным (с отсроченным сроком поставки) и фьючерсным (когда контракт на куплю-продажу сам становится объектом купли-продажи на бирже) контрактам носит спекулятивный характер. Когда этого удастся достичь в России, на рынок потянутся крупные инвесторы, он станет более ликвидным, на нем будут обращаться значительные капиталы. Если биржевой механизм торговли нефтепродуктами сможет гарантировать поставки и оплату - это будет революция на рынке нефтепродуктов.

Групповой фальстарт

Без бирж не обойтись. Это подтверждает появление на свет в течение 2002 года сразу нескольких проектов. Очевидно, в обозримом будущем мы станем свидетелями конкурентной борьбы между нарождающимися биржевыми системами.

Биржевые торги сырой нефтью мало реальны: нефтяники стремятся "оптимизировать" налоговые платежи любыми законными способами, львиная доля нефти внутри страны поступает от нефтяных компаний на их же перерабатывающие заводы. Перспектива биржевой торговли нефтепродуктами оптимистичнее проекты топливных бирж в России

Прежде остальных отметим проект Министерства по антимонопольной политике. Во-первых, потому что он государственный, во-вторых, первые упоминания о нем относятся еще к 2001 году. Тогда МАП и Минэкономразвития задумали создать биржу нефтепродуктов, а для организации торгов заместитель главы МАП Анатолий Голомолзин предлагал использовать нефть, находящуюся в трубах Транснефтепродукта.

В настоящее время МАП готовит проект постановления правительства РФ о формировании внутреннего биржевого рынка нефтепродуктов. По пресс-релизу МАП, "проект предусматривает: создание в 2003 году топливной биржи по инициативе и под контролем государства; утверждение государственных биржевых стандартов (базового качества товара, допустимых отклонений от него и соответствующих колебаний цены) и контрактов на приоритетные виды нефтепродуктов (мазут, бензин, дизтопливо, керосин); организацию торгов реальным товаром и фьючерсными контрактами; поэтапный переход на биржевой механизм государственных закупок нефтепродуктов; утверждение единого порядка доступа к транспортной инфраструктуре для участников торгов; формирование биржевых резервов нефтепродуктов для обеспечения гарантий исполнения сделок и, следовательно, организацию биржевых складов".

Эти меры, по замыслу МАП, обеспечат "бесперебойное снабжение регионов топливными ресурсами, дальнейшее развитие малого предпринимательства как в секторе добычи нефти, так и в розничном нефтепродуктообеспечении, повышение эффективности и прозрачности предприятий ТЭК путем выявления экономически обоснованного уровня цен, создание эффективного механизма минимизации рисков и условий для обоснованного исчисления налогооблагаемой базы, эффективное расходование бюджетных средств".

Решение об организации биржевых торгов, по пресс-релизу МАП, должно быть принято в первом полугодии. Но когда откроются собственно торги по нефтепродуктам, вице-премьер Виктор Христенко сказать затруднился. Организация торгов сырой нефтью вообще, по его мнению, возможна лишь на втором этапе создания системы биржевой торговли топливными ресурсами.

В октябре 2002 года губернатор ХМАО Александр Филипенко вышел с инициативой создания окружной топливной биржи на министра энергетики РФ Игоря Юсуфова. Министр поддержал губернатора: "Мы, безусловно, видим в реализации этой перспективной идеи возможность получения дееспособного инструмента рыночных отношений". Замминистра энергетики Владимир Милов подтвердил: "Биржевая торговля повысит открытость и прозрачность продаж нефти внутри России и определит объективные цены". По словам Милова, на югорской бирже смогут торговаться как нефть, так и нефтепродукты. Губернатор Филипенко, убежденный борец с трансфертным ценообразованием, заинтересован прежде всего в торговле сырой нефтью. В Минэнерго он добивался, чтобы на биржу в Ханты-Мансийске шло до 25% всей добываемой в ХМАО нефти.

Как пояснил губернатор, администрация ХМАО "как инициатор не будет участвовать в этом проекте, но есть ряд нефтяных компаний, которые выступят учредителями биржи". Нефтяники, однако, по понятным причинам поддержали создание биржи только на словах. "Правительство автономного округа сделало все необходимое для организации работы биржи: программное обеспечение, помещение и так далее. Однако создание биржи - это достаточно трудное дело", - признался Филипенко на тюменском совещании с президентом и попросил главу государства подтолкнуть федеральное правительство к активному диалогу с нефтяными компаниями. Рискнет ли правительство наступить нефтяникам на еще одну мозоль после памятного мурманского заявления Михаила Касьянова о недопустимости строительства частного нефтепровода? К тому же в предвыборный год. Молчание президента - знак того, что скорее всего не рискнет.

В октябре и ноябре 2002 года пробные электронные торги нефтепродуктами прошли на Екатеринбургской фондовой бирже (ЕФБ). Как пояснил Константин Селянин, заместитель гендиректора инвестиционно-финансовой группы " Аккорд-Инвест", партнера ЕФБ по проекту, речь идет о создании электронного спотового рынка (торговли наличным товаром), приближенного к нынешним внебиржевым сделкам. Сегодня сделки представляют собой по сути форвардные контракты (поставки и расчеты происходят обычно на 21-й день, а иногда - на 14-й день после заключения). Проект ЕФБ и "Аккорд-Инвеста" предполагает сохранить формат, а выход на электронную биржу даст участникам гораздо более полное представление о совокупном спросе и предложении на рынке нефтепродуктов. В пробных торгах участвовали крупные поставщики - Уральская нефтяная компания (совместное предприятие Тюменской НК и правительства Свердловской области), " Татнефть-Урал", " ЛУКойл-Екатеринбургнефтепродукт", " Свердловскнефтепродукт" (" Сибнефть"). Удалось заинтересовать и крупных потребителей: Уральскую горно-металлургическую компанию, компанию " Дорстройресурсы", а также владельцев сетей АЗС - " Уралбизнеснефть" и " ЯВА-Холдинг".

Регулярные биржевые торги планируется начать в текущем году. Сейчас заинтересованные стороны, в основном "Сибнефть" и ЛУКойл, оформляют лицензии на участие в них. Торги будут проводиться не только в товарной секции ЕФБ, но и с удаленного доступа. Биржа позволит установить адекватные цены на нефтепродукты. По сравнению с внебиржевыми сделками покупатель выиграет за счет получения конкурентных цен основных поставщиков, а также благодаря скидкам при приобретении крупных партий нефтепродуктов, считает Константин Селянин. Однако проект, по его мнению, реализуется, если на бирже будет торговаться минимум 10% рыночного объема (по оценкам аналитиков, это 30 тыс. тонн топлива в месяц). В ближайших планах товарной секции ЕФБ - организация торговли фьючерсными контрактами на поставку нефтепродуктов.

Наконец, в декабре 2002 года совместный проект создания биржевого рынка срочных контрактов на нефтепродукты представили Московская межбанковская валютная биржа, Национальная товарная биржа, Центральная российская универсальная биржа и ФГУП "Центральное диспетчерское управление ТЭК Минэнерго России". Проект разработан ЦДУ ТЭК совместно с ММВБ и предполагает создание на ММВБ рынка фьючерсных контрактов по следующим инструментам: неэтилированный бензин с низким октановым числом марки Аи-76/80 и высоким октановым числом марки Аи-91/92, летнее и зимнее дизтопливо, мазут марки М-100. Предусмотрен сводный ценовой индекс ЦДУ ТЭК. По словам заместителя гендиректора ЦДУ ТЭК Владимира Цыганова, далее планируется создать рынок фьючерсов на нефть. По словам президента ММВБ Александра Захарова, биржа технически была готова к запуску уже в январе этого года. Планировалось, что до конца первого квартала будет проведена маркетинговая кампания для привлечения возможных участников. Но дата начала работы рынка пока не определена, и свежих новостей о проекте нет.

При своих интересах

Все заявленные проекты пребывают в стадии оформления, до воплощения ни один не доведен. Мы уже были свидетелями нескольких попыток реализации аналогичных проектов (см. "проекты топливных бирж в России").

Первая проблема, с которой сталкиваются организаторы биржевых торгов, - вялый интерес основных операторов рынка и осторожное поведение потребителей. Не секрет, что основу рынка составляют отлаженные в течение многих лет взаимоотношения поставщиков и потребителей, ломать которые не хотят ни те, ни другие. По словам начальника аналитического отдела инвестиционной компании " Проспект" Александра Корчагина, все зависит от того, насколько биржевой рынок нефтепродуктов будет интересен крупнейшим нефтяным компаниям. Того же мнения придерживается аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров.

Нефтяники занимают выжидательную позицию. Пресс-секретарь ТНК Владимир Бобылев: "Теоретически биржа - это, конечно, хорошо. Но сначала надо посмотреть, что получится". В "Сибнефти" также не спешат делать выводы: "Мы будем изучать предложения, но у нас есть и своя Система электронных торгов", - говорит пресс-секретарь компании Алексей Фирсов. Ясно, что топливная биржа заработает только тогда, когда наберется необходимое число участников для создания ликвидного рынка.

Другой камень преткновения - монополия МПС на перевозку грузов. По мнению главы МАП Ильи Южанова, введение биржевой торговли нефтепродуктами должно быть увязано с реформой МПС, так как 75% цистерн находится в собственности железнодорожников, и это затрудняет доступ к транспортной инфраструктуре. "Биржевая торговля подразумевает обязательную возможность поставки товара, даже если речь идет о фьючерсе. А если хотя бы одна сделка сорвется из-за непредоставления МПС доступа к железным дорогам, сама идея биржевой торговли нефтепродуктами окажется весьма сомнительна", - подчеркивает Южанов. Принятие документов о биржевой торговле нефтепродуктами осложняется необходимостью внесения изменений в закон о товарных биржах, а у законодателей до этого руки пока не дошли.

Еще одно слабое место биржевого рынка: поставщики и потребители нефтепродуктов зачастую используют заведомо нерыночные цены. Одним это нужно для "оптимизации" налогообложения, другим - в целях личной наживы (речь идет об откатах поставщика лицу, курирующему закупки топлива для государственных, муниципальных нужд или предприятия). Биржи таким участникам рынка просто не нужны.

Существуют серьезные основания полагать, что нефтяники станут использовать биржевую систему для публичной фиксации низких цен, с которых и будут платить налоги. То есть перепродавать нефть по тем же низким ценам дружественным, но формально не зависимым от них структурам. Производители не уверены, что на бирже получат цену больше той, по которой продают топливо сегодня, поэтому они выжидают.

Организация и гарантирование поставки товаров - тоже под вопросом. На западных биржах для этих целей используют складские свидетельства. При бирже организуется склад, который гарантирует покупки по предъявленным варрантам (распискам за сданный на склад биржи товар). Но в России возникает проблема обложения операций со складом налогом на добавленную стоимость. Если организаторы сумеют обойти это препятствие, идея будет работать. Но это достаточно трудная задача.

Пока все эти потенциально конфликтные узлы не будут развязаны законодательным образом, говорить о биржевых торгах на нефть и нефтепродукты как о состоявшейся системе, вероятно, не придется.