Умри, но не сейчас

Юрий Немытых
21 июля 2003, 00:00
  Урал

Программы технической помощи завершили десятилетнюю работу в Свердловской области. Без поддержки местных властей "шпионские" деньги не смогли поднять наш малый и средний бизнес

В конце июля в Екатеринбурге досрочно закроется международная программа развития инфраструктуры предпринимательства CDC-2 (Citizen Democracy Corp - Корпус граждан за демократию). На этом, по мнению директора Международного консультационного центра Анатолия Плоткина, "исход международных программ технической помощи с территории Свердловской области завершится".

Благодаря программам технической помощи (ПТП), среднеуральский бизнес мог перенимать западный опыт, получать знания, необходимые для работы в рыночных условиях. Мнением об участии в программе поделился директор стоматологической клиники "Биодент" и практикующий стоматолог Сергей Пырков: "Во время стажировки в США я познакомился с работой тамошних дантистов: по сравнению с нашей - это небо и земля... Когда вернулся, внедрил у себя в клинике технологии, которых в России в то время вообще не было. Кроме того, провел программу повышения производительности труда по западному образцу. В результате сократил число работающих врачей с одиннадцати до пяти при тех же финансовых показателях".

Однако основную миссию в Свердловской области - подъем среднего и малого бизнеса на уровень западного, создание инфраструктуры и информационного поля для эффективного бизнес-сотрудничества - ПТП выполнить не успели.

Из России с любовью

CDC-2, как и многие ПТП, свернутые в этом году, закрылась по завершении первого этапа (хотя правительство США планировало проводить программу в два этапа, и закончиться она должна была только в 2005 году). Руководству CDC-2, как и остальных ушедших программ, не удалось наладить эффективное сотрудничество с властями Екатеринбурга и Свердловской области. Это и стало основной причиной "исхода".

Прекращение деятельности программ - в принципе явление нормальное: на смену закрывающимся приходят новые. Но новых появляется все меньше. Так, если за десятилетие на территории Свердловской области действовало в среднем 20 - 25 ПТП, то сейчас всего 10 - 12. Как рассказала директор Центра гражданских инициатив Елена Новомейская, "каждый год координаторы программ встречаются на круглых столах международных проектов. Пять лет назад мы не помещались за одним столом - нас было очень много. Сейчас мы уже не собираемся, потому что собираться некому".

Содержание большинства "выживших" программ понятно по их названию: "Поиск американского партнера", "Поиск американского поставщика", "Деловые предложения из США". Они выгодны прежде всего американской стороне и потому продолжают работать. Но о безвозмездной помощи малому и среднему бизнесу Свердловской области речь уже не идет. "Кто платит, тот и музыку заказывает", - оценила ситуацию министр экономики Свердловской области Галина Ковалева.

Доктор Но

Залог неудачи - механизм деятельности программ. Они работают на территории России в рамках межправительственных соглашений, заключаемых на федеральном уровне. По условиям соглашений региональные власти призваны способствовать реализации проектов. Однако на практике это происходит не всегда и не в полном объеме. Руководители ПТП вынуждены самостоятельно искать помещения, нанимать персонал, налаживать контакты с предпринимателями, распространять информацию о программе и т.д. В результате еще до того, как программа приступила к работе, тратится половина денег и времени, отпущенных на нее. А значит, уменьшается срок эффективной работы проекта.

На координационном совете по международным программам при американском консульстве в Екатеринбурге один из западных руководителей заявил буквально следующее: "Пробиться на прием к чиновнику любого ранга здесь неимоверно тяжело, а вот в Перми нас встречают с распростертыми объятиями". Поэтому многие ПТП и уходят - в Пермь, Челябинск, Тюмень. Анатолий Плоткин в беседе с корреспондентом "Э-У" описал взаимоотношения властей и руководства международных проектов: "С чем приходят чиновники? Они приходят знакомиться и говорят: "У вас столько компьютеров, а нам компьютер вообще невозможно купить". Я не помню ни одной программы, когда чиновники не намекали бы на свои проблемы. При мне директор одной из программ ответил: "Вы знаете, это программа развития предпринимательства, а не развития чиновников". Начинаются обиды и нежелание сотрудничать". В ответ американское руководство ПТП зачастую занимает такую позицию: "Мы-то богаты и независимы, нам от свердловских чиновников ничего не надо. Мы думали, они заинтересованы в нашей помощи. Раз нет - мы не напрашиваемся".

Чиновники сами признают, что не координируют ПТП и слабо интегрируют их в областные целевые программы (см. интервью с начальником управления информационно-правового обеспечения министерства внешнеэкономических связей Свердловской области Виктором Кокшаровым). В результате ПТП, бывает, просто не соответствуют локальным потребностям малого и среднего бизнеса.

Еще одна беда ПТП в Екатеринбурге - многолетний раздор между городскими и областными властями: координаторам программ приходится выбирать, к кому прибиться, к "городу" или "области". Между тем программы, по словам Елены Новомейской, рассчитаны на регион в целом. Западным донорам, выделяющим средства, постановка вопроса "кто не с нами, тот против нас" не понятна.

Золотой палец

Координаторы и участники программ в один голос говорят: нужно привлекать в регион новые программы, одновременно повышая их эффективность. Для этого необходимо выполнить как минимум три условия. Первое: проанализировать реальное состояние бизнеса в регионе и послать в правительства стран-доноров подробный запрос о том, какие именно программы нужны Свердловской области. Второе: интегрировать работу международных программ в экономику области путем их соотнесения с областными целевыми программами и координировать работу ПТП друг с другом. Третье: создать единое информационное поле (скажем, в форме web-сайта), где содержались бы сведения обо всех программах, действующих на территории региона, и о возможностях участия в них предпринимателей. Сейчас эта информация распылена по сайтам дипломатических представительств, областного министерства внешнеэкономических связей и отдельных программ.

Все эти проблемы можно было бы решить путем создания единого координационного центра для программ, приходящих в регион (а это помещение, доступная всем информация и опытный персонал, переходящий с одной ПТП на другую по мере их завершения и открытия). Кроме того, единый центр позволил бы существенно снизить издержки программ за счет сокращения периодов развертывания и свертывания, на что сейчас уходит больше половины имеющихся у них ресурсов. Экономия средств и времени в результате позволила бы увеличить объем полезной деятельности каждого проекта вдвое.

Попытки Анатолия Плоткина создать такой центр не увенчались успехом: "Мои письма с просьбой создать центр получили, наверное, все ответственные чиновники. У меня были письма поддержки от консульств Великобритании и США, но у нас ни на одном уровне никто и пальцем не пошевелил. Один из самых высокопоставленных чиновников в правительстве области вообще сказал мне, что иностранцы все шпионы и ничего в правительстве для них создавать не будут. Вот типичный подход чиновника. Все поддерживают, соглашаются, но ничего не делают".

Нельзя сказать, что чиновники не поднимают вопрос о судьбе международных программ. Но эта проблема, как и многие другие, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, повисает в воздухе. На одном из последних заседаний областного координационного совета по малому предпринимательству чиновники с помощью привлеченных экспертов великолепно обрисовали все перечисленные проблемы ПТП, но не предложили способы их решения. И такой "профессионализм" не остался не замечен. По мнению директоров международных программ, по тому, как местные чиновники работают с ПТП как формой интеллектуальных инвестиций, западные доноры делают выводы о их способности работать с другими видами инвестиций.