Деньги выбирают комфорт

Дмитрий Толмачев
22 декабря 2003, 00:00
  Урал

Чтобы сформировать на Урале мощный финансовый центр, нужно создать условия для привлечения в регион крупнейших финансовых институтов - российских и зарубежных

"Любого, кто в 1965 году, когда мы отделились от Малайзии, предположил бы, что Сингапур станет крупным финансовым центром, посчитали бы безумцем," - Ли Куан Ю, президент Сингапура

Позиционирование Урала как центра притяжения капитала невозможно без создания финансовой инфраструктуры, способной обслужить потребности бизнеса. Процессы, происходящие в финансовом секторе, способствуют реализации этой задачи. В частности, стремительно облегчается доступ регионального бизнеса к денежным средствам.

Деньги стали доступнее

Ключевой тенденцией уходящего года стала резкая активизация сразу нескольких сегментов финансового рынка: крупных кредитов, кредитования физических лиц и малого бизнеса, лизинговых операций. В целом объемы кредитов, выданных юридическим лицам на территории Урала, увеличились за девять месяцев текущего года на 30%. За два года прирост составил 60%. И это без учета кредитов, напрямую выданных уральским предприятиям зарубежными банками. Результаты в наиболее экономически развитых субъектах еще более впечатляют. В Башкирии, Удмуртии, Свердловской и Пермской областях кредиты юридическим лицам с 1 января 2002 года увеличились почти вдвое. В целом по темпам роста активных операций банковский сектор оставил далеко позади большую часть других отраслей, за исключением разве что телекоммуникационной и ряда других в новой экономике.

Количество самостоятельных игроков в регионе стремительно сокращается; основные ресурсы идут в регион через посредничество крупнейших российских и иностранных банков, а также через размещение ценных бумаг на московских и зарубежных фондовых площадках. Однако финансовый центр - это не место скопления зарегистрированных на его территории банков. Важно создать цивилизованные условия для работы, дееспособную инфраструктуру. Тогда капитал потечет в регион

Настоящий бум произошел на рынке кредитования физических лиц: за два года объем кредитов вырос по региону втрое, доля населения в совокупном количестве кредитополучателей увеличилась с 10 до 17%. В последние месяцы 2003 года сразу несколько банков (Внешторгбанк России, СКБ-банк) объявили о запуске на территории Урала масштабных ипотечных программ.

Конечно, ситуация неровная. Рынок в Свердловской, Челябинской, Тюменской областях, где присутствуют основные игроки российских финансов, отличается от оренбургского, а тем более курганского. Но в целом доступность банковских кредитов как для населения, так и для предприятий растет очень быстро.

Необходимые для роста инструменты находятся в ведении федеральных органов власти. Но поскольку в нашем случае сверхзадача заключается в том, чтобы победить в межрегиональной конкуренции за капитал, задача законодательной власти уральских субъектов - адаптировать правовые нормы под потребности действующих на территории региона игроков, создать инфраструктуру развития

Правда, активные операции нарастают все в большей степени за счет крупнейших общероссийских банков, которые развивают на территории самостоятельные кредитные программы и продолжают скупать местных игроков. Так, УралСиб (Уфа) куплен НИКойлом, Уралпромстройбанк (Екатеринбург) - санкт-петербургским Промстройбанком, ВУЗ-банк (Екатеринбург) - Пробизнесбанком, еще ряд кредитных организаций, по нашим данным, ведет переговоры о продаже бизнеса. Это прямое следствие процесса перетока бизнес-структур в деловой центр - Москву.

Инфраструктура вместо протекционизма

В контексте последней тенденции идея создать финансовый центр на Урале выглядит бредовой. Действительно: количество самостоятельных игроков в регионе стремительно сокращается, основные ресурсы идут в регион через посредничество крупнейших российских и иностранных банков, а также размещение ценных бумаг на московских и зарубежных фондовых площадках. Не стоит, однако, забывать, что финансовый центр - это не место скопления зарегистрированных на территории банков. Не сильные сингапурские банки сделали страну с населением вполовину меньше, чем в Свердловской области, азиатским финансовым центром. Таковым ее сделала система условий, привлекших американские, британские, японские банки. А уже становление одной из крупнейших финансовых площадок Юго-Восточного региона позволило развиться впоследствии местным игрокам. Необходимо не так уж много: банковский надзор, а также "хорошие условия для работы и жизни, эффективная инфраструктура, достаточное количество квалифицированных и хорошо адаптирующихся к новым условиям профессионалов" (Ли Куан Ю. Сингапурская история: из "третьего мира" - в "первый" (1965-2000)). Практически те же условия формулируют Петер Иэриш и Михал Гелбич : создайте цивилизованные условия для работы, работоспособную инфраструктуру - и капитал потечет в регион.

Внешние условия для формирования на Урале мощной финансовой площадки есть. Это и практически полное отсутствие на близлежащих территориях конкурирующих финансовых центров. Это и пока неразвитый, но обладающий огромным потенциалом рынок крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом, машиностроительном, металлургическом секторах: даже по грубым прикидкам он оценивается в десятки миллиардов долларов. Ничуть не меньше в нашей плохо структурированной корпоративной системе потенциал рынка слияний и поглощений. Наконец, региональный фондовый рынок имеет все шансы развиться за счет большого числа успешных и на сегодняшний день относительно небольших компаний, которые через несколько лет наберут вес и будут готовы выйти на рынок размещений ценных бумаг. Существует абсолютно неразвитый, но обладающий потенциалом как минимум в несколько миллиардов долларов рынок операций на местном рынке недвижимости, а также только начавший развиваться рынок потребительского и жилищного кредитования. Пока эти сегменты не настолько велики, чтобы привлечь инвесторов из других регионов страны и, тем более, из других стран.

Безусловно, региональная составляющая этих инструментов не может быть использована в отрыве от общего развития финансовой системы страны, ведь одним из важнейших инструментов "убеждения" является эффективный надзор. Но мы вынуждены предполагать, что за ближайшее десятилетие финансовая система в рамках страны сумеет "нарастить мускулы". В противном случае все попытки совершенствоваться не имеют смысла. Необходимые для роста инструменты находятся в ведении федеральных органов власти: это законодательство об ипотечных ценных бумагах, о земле, банковское законодательство, механизмы регулирования рынка ценных бумаг.

Поскольку в нашем случае сверхзадача заключается в том, чтобы усилить перечисленные преимущества региона и победить в межрегиональной конкуренции за капитал, первой на вступление в силу этих законов должна реагировать законодательная власть уральских субъектов. Далее необходимы адаптация правовых норм под потребности действующих на территории региона игроков и обеспечение создания инфраструктуры развития.