Короли шпинделей

В конце апреля в британском городе Бирмингем прошла международная выставка MACH-2004, гостями которой стали главные конструкторы, технологи и инженеры ведущих машиностроительных предприятий Урала. По приглашению посольства Великобритании в России в делегацию вошел и представитель редакции журнала "Эксперт-Урал".

За два дня работы уральцы постарались посетить максимально возможное количество выставочных стендов, изучить новейшие достижения западноевропейского машиностроения. Президент корпорации " Пумори" Илья Колка пошутил: "Со всеми девушками не познакомишься, но стремиться к этому надо". Наибольший интерес вызвали экспонаты таких известных фирм, как Bridgeport, Renishaw, Cincinnati, Mazak, Delcam, Holroyd.

Выставка MACH проходит раз в два года, за это время фундаментальных инновационных открытий в машиностроении не случилось. Научные отделы мировых станкостроительных предприятий работают над повышением эффективности четырех- и пятиосевых обрабатывающих центров (в частности, решая проблему выбора правильной стратегии обработки деталей), а также над снижением издержек на переподготовку кадров, стараясь упростить программные продукты, применяемые в станках с ЧПУ.

Производительность труда увеличивается за счет повышения точности обработки (до единиц микрон), скорости съема металла - при большей жесткости и прочности станков, использования новейших цифровых приводов подачи, а также дополнительных опций, например, устройства автоматической смены инструмента и сигнализации текущего состояния станка, подачи смазочно-охлаждающей жидкости через шпиндель. Таким образом, основными конкурентными преимуществами в машиностроении являются, как и прежде, точность, быстрота и дешевизна обработки, а также простота эксплуатации. Некоторые западные компании, например Mazak, стремятся конкурировать с корейцами, китайцами и по цене готового продукта, убирая со станков лишние "навороты". Одно из свежих предложений компании Bridgeport - вертикальные обрабатывающие центры экономичной серии. А компания Renishaw (измерительные системы и датчики) вышла на рынок под девизом "Никаких срытых издержек", включив в конечную цену продукта стоимость не только оборудования, но и программного обеспечения и обучения.

Итак, с предложением проблем нет. Главная проблема выбора для российского машиностроения - поиск оптимального варианта: учитывающего максимально полное использование возможностей оборудования. Решающее значение здесь приобретает стратегия технического перевооружения предприятия, а ключевой фигурой становится главный технолог. Эту проблему, а также многие другие (в их числе подготовка молодых кадров, организация производства, поиск финансовых схем) уральские машиностроители обсуждали с британскими коллегами в ходе посещения предприятий Бирмингема. Суть дискуссий - в одном из ближайших номеров "Эксперт-Урала".