"Надо резко повернуться лицом к науке"

убежден генеральный директор ОАО "Уральский приборостроительный завод", член-корреспондент Академии технологических наук России Владимир Годлевский

По оценкам Государственного НИИ гражданской авиации, к 2010 году объем пассажирских перевозок в стране увеличится на 60 - 100%. Отечественным авиакомпаниям понадобится дополнительно 200 магистральных, 300 региональных, 80 грузовых самолетов. В условиях глобализации оснащение внутреннего рынка должно сопровождаться возвращением на рынки международные: в советские годы доля российских машин составляла на них 20%, сегодня - меньше процента. Совокупный объем экспорта к 2010 году может достичь 240 гражданских самолетов. Для перехода от штучного производства к серийному авиапром нуждается в стратегической государственной программе.

- Я могу констатировать колоссальный недостаток внимания к отрасли. Существующая госпрограмма рассчитана до 2006 года и финансируется неудовлетворительно, не загружены десятки заводов. Вместо этого принята доктрина поддержания старой техники, и военной, и гражданской. И если в течение года не будет принято кардинального решения, долгосрочной программы развития отрасли, от лидера США мы отстанем навсегда.


Владимир Годлевский

- Но помимо государства в восстановлении авиапрома может принять участие и частный капитал.

- Авиапром - слишком дорогое "удовольствие" для отечественного частного инвестора, это отрасль государственного значения и масштаба. Что меня поражает: в Сбербанке лежит 140 млрд рублей накоплений населения, и там не знают, куда их вкладывать. В нас! Но не на год, чтобы потом с кровью вырывать (у нас цикл от постановки задачи до внедрения в серийное производство не менее трех лет), а хотя бы лет на пять. В прошлом году на экспорте военной техники, в первую очередь авиационной, страна выручила 5 млрд долларов. Ну так реинвестируйте в отрасль! Запускайте в серию новые самолеты (которые, кстати, лучше хваленых американских), иначе они безнадежно устареют. Америка-то вкладывает в авиакосмос, в НИОКРы просто немыслимые для нас средства - на уровне 500 млрд долларов в год.

- И как на этом фоне вы оцениваете состояние нашей базы НИОКР?

- Полнейший развал. Ученые влачат жалкое существование, миллионы их обогатили зарубежье. А у нас огромное количество очень серьезных научных разработок на полках. Из них актуальных по авиационной тематике - 90%. В Жуковском под Москвой стоит опытный образец самолета, работающего на альтернативных видах топлива. Лучшего в мире нет, а ему, между прочим, уже 20 лет. Это, пожалуй, самая опасная тенденция. Надо резко поворачиваться лицом к науке.

- Что мешает промышленности инвестировать в науку?

- Недостаток оборотных средств. Мы еще не оправились от потрясений начала 90-х годов. Порой приходится даже кредитные средства направлять в НИИ, хотя в условиях нынешней кредитной политики это, безусловно, рискованно.

- Вы брали на преддипломную практику, защиту дипломов, а затем и на работу более полусотни студентов-выпускников. Каков уровень их квалификации?

- Лучших специалистов выпускает Казанский технический университет имени Туполева, очень способные ребята. Мы сотрудничаем с десятками вузов, училищ, техникумов. За счет завода посылаем на учебу детей и даже внуков наших работников на условии последующей трехлетней отработки, сохраняем династии. Закупаем для молодых специалистов квартиры в пригороде Екатеринбурга, автомобили. Но далеко не у каждого предприятия есть такие возможности. Вообще образование - это еще одна надвигающаяся катастрофа. В Челябинске, Уфе, Перми "наши" кафедры, специальности закрыты - просто ужас. В случае подъема отрасли на первых порах "пороха" еще хватит. Но если не обеспечить подготовку смены специалистов в течение двух лет, этим вопросом можно будет уже не заниматься - бесполезно. В лучшем случае я ошибаюсь на год.

- Вы упомянули новейшее оборудование. Какого оно происхождения?

- Швейцарского и германского. Это обрабатывающие центры с ЧПУ, с десятками инструментов, высочайшей производительности и колоссальной точности. Для одной детали, применяемой в космосе, на десяти старых станках мы готовили оснастку полгода. А немецкий автомат делает это за две минуты.

- Отечественные аналоги не нашли или не искали?

- Искали, больше года изучали ситуацию. Но по уровню технологий и по комфортности лизинговых схем - не нашли. В 1990 году я, рассекреченный, побывал на Ганноверской станкостроительной выставке, сравнивал наш и зарубежные павильоны. Тогда мы еще вполне могли конкурировать. Но затем станкостроение было подорвано капитальнейшим образом. Впрочем, если бы имелась комплексная, целенаправленная промышленная политика, если бы были утверждены прорывные промышленные направления, поднялись бы и станкостроительные заводы. Беда в том, что ее нет.


Справка

Государственно-частное ОАО "Уральский приборостроительный завод" - единственный в России производитель гироскопических приборов (более 50 наименований) и комплексных систем управления для самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения. В общем объеме производства 60% составляют изделия для авиации и ракетно-космической техники. Ведущий российский производитель аппаратов искусственной вентиляции легких. За три последних года освоил 46 новых видов продукции. Рост объема производства в 2003 году - 118%. Численность персонала - 1200 человек. Входит в холдинговую компанию ЗАО "Авиаприбор", объединяющую разработчиков и производителей систем управления авиакосмическими летательными объектами.