Топ-модель внутреннего сгорания

Стремительное обновление модельного ряда становится решающим фактором в гонке мировых автопроизводителей. Российские потребители готовы экспериментировать на себе

Благодаря бесконечной череде праздников первый квартал года традиционно считается затишьем. Между тем в целом по стране уже более 65 тысяч новых иномарок (из них треть - с российских конвейеров) успели приобрести счастливых владельцев: это в два раза больше, чем за первый квартал прошлого года.

Новые иномарки уверенно вытесняют не только отечественные авто, но и подержанных "земляков". Неоднократное повышение таможенных пошлин на иномарки "второй свежести" привело к тому, что их ввоз за первые три месяца года сократился более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. Дальнейшее увеличение доли новых "иностранок" на рынке вполне реально: во-первых, сразу несколько российских производителей объявили о повышении отпускных цен, а во-вторых, возможно снижение пошлин на ввоз автокомплектующих. Прогнозы экспертов таковы: если тенденция сохранится, то итогом 2004 года может стать реализация более 300 тысяч новых иномарок.

Несмотря на внушительность абсолютных цифр, отметим: по итогам первого квартала 2004 года темпы прироста продаж замедлились. Продав более 3300 автомобилей, официальные дилеры Урала, принявшие участие в нашем опросе, увеличили объем реализации на 136%, а годовой результат 2003-го составил 155%. Прогнозное экспертное значение 2004-го по России в целом - всего 36%.

Причина падения динамики - в определенном насыщении и стабилизации рынка. Учитывая волнообразный характер спроса (в среднем обновление автомобильного парка происходит раз в 3 - 6 лет), мировые автоконцерны уже готовятся к очередному буму продаж и строят амбициозные планы завоевания предпочтений потребителей. Главный их инструмент - обновление модельного ряда.

Обновить...

Уже все производители осознали: чтобы не упускать потенциального клиента, его ожидания постоянно нужно подогревать. Брэнд ни в коем случае не должен выпадать из поля зрения потребителя. Вспомним яркий пример с маркой Skoda. Одной из наиболее весомых причин ее краха в 2003 году стало то, что в модельном ряду за последнее время не появилось ни одной новинки. Если раньше производители могли себе позволить продавать модели в течение двух-трех лет с момента создания, то теперь такой стиль работы неприемлем: отставание от конкурентов сразу становится очевидным. На рынок обязательно должна выйти если не новая модель, то по крайней мере обновленная версия предыдущей. При этом, что важно для регионов, все концерны придерживаются правила одномоментно, без запоздания, выводить новинки на российский и другие целевые рынки.

Самими активными в обновлении модельной линейки стали производители автомобилей представительского, среднего и бизнес-классов. Наиболее урожайными 2003 год и начало 2004-го стали для BMW Group. Еще в начале минувшего года концерн объявил о том, что собирается предпринять самое крупное обновление модельного ряда из когда-либо осуществлявшихся компанией, и не обманул ожиданий потребителей. В 2003 году на рынке появились такие модели, как лимузин BMW 760Li, родстер Z4, новые купе и кабриолет 3-й серии. Главной премьерой года стал автомобиль нового поколения седанов BMW 5-й серии. В 2004 году расширение модельного ряда BMW продолжилось: в феврале состоялась презентация купе и кабриолета BMW 6-й серии и внедорожника BMW X3. На рынок вышла обновленная модель X5. В марте началось производство автомобилей 5-й серии в Калининграде. Кроме того, на российский рынок впервые стали поставляться дизельные автомобили. В дальнейших планах концерна - выпуск седана BMW M5, нового представителя спортивной серии.

Не менее активно новинки представлял основной конкурент BMW концерн Audi. В 2003 году модельный ряд пополнился моделями A8 Long, A3. Появились модификации Allroad 4.2 TQ, TT 3.2 DSG, Audi S4 Cabrio. В текущем году уже выведены на рынок Audi A8 L 6.0 Quattro, A6. В перспективе - A3 Sportback. Общей концепцией обновления Audi стала спортивность, отраженная в дизайне и мощности двигателей, инновационные технологии и материалы.

Глобальную перестройку линейки вседорожников задумал завершить к 2009-му Land Rover, к 2007 году полностью обновит модельный ряд Lexus, к модернизации минивэнов всех марок приступает General Motors, в ближайшие три года на российском рынке появятся сразу шесть новых автомобилей Hyundai, в течение этого года - пять моделей от Mitsubishi, три от Kia, два от Chevrolet Niva, по одной от Citroen, Ford, Volvo, Toyota и Seat. И это лишь небольшой список планируемых новшеств мировых автопроизводителей.

...чтобы продать

Как видно, потенциальным клиентам скучать не придется: производители обеспечили как минимум пристальное к себе внимание. Основная задача следующего этапа - сделать новинку как можно доступнее, причем не только в столичных городах, но и прежде всего в регионах. По нашим оценкам, продажи на Урале составляют сейчас в зависимости от марки от 2,5% (Suzuki) до 28% (Seat) общероссийского объема. В среднем каждая десятая иномарка, проданная в России, куплена уральцем.

Приблизить новый автомобиль к потенциальному покупателю можно как развитием региональной дилерской сети, так и расширением спектра услуг уже существующих представителей мировых производителей на Урале. Речь идет о совершенствовании кредитных и лизинговых схем. В кредит в регионе продается порядка 30% общего объема машин. Для сравнения: в первом квартале 2003 года эта цифра составила 10%.

- Повсеместно развиваются беспроцентные программы кредитования. Клиенты отмечают необходимость увеличения сроков предоставления кредитов, пока это в среднем один год. Многие уже хорошо ориентируются в условиях кредитования и стали более требовательны к выбору банка, - рассказывает директор по экономическому развитию " Автомобильного центра (BILCENTRUM)" Елена Аюпова.Центр - авторизованный дилер Volvo и работает сегодня с 14 банками.

Менее популярны пока лизинговые схемы: на их долю в первом квартале 2004 года пришлось всего 3,2% продаж против 1,6% год назад. Однако лизинговый бизнес на Урале развивается темпами порядка 40%, и перспективы автомобильного рынка будут связаны скорее с ним, нежели с кредитными схемами, где уже достаточно сложно придумать что-то новое. В будущем это должно привести не только к росту продаж, но и дать дополнительный стимул к перераспределению их в пользу региона.

Аналитический центр "Эксперт-Урал"