Умереть красиво

Услуга, которой никому не избежать, должна стать объектом искусства

Лицезрение в одном месте и в одно ремя средоточия гробов с имена и "Барон" и "Викинг", "Русич" и "Рамзес", а кроме того - венков, памятников и крестов штабелями, рождает особенное ощущение. Священный трепет в нем практически отсутствует. Зато воочию видишь, во-первых, возрастающую культуру общества в подходе к процессу погребения, а во-вторых, процветание бизнеса, на этом процессе основанного. В межрегиональной выставке "Ритуальные услуги", прошедшей в екатеринбургском Уралэкспоцентре, приняли участие 45 специализированных предприятий из России и одно из Чехии; в рамках выставки прошел конкурс граверов и оформителей венков; представители церкви учили, как правильно поминать усопших; участники знакомились с опытом передовых похоронных предприятий, а среди экспонатов отбирались лучшие и награждались дипломами.

Обстановка на выставке царила исключительно деловая, но лично мне все-таки не удалось избавиться от двойственного отношения к происходящему. Когда тебе в руки дают рекламную открытку с изображением гроба и надписью "Приглашаем к сотрудничеству", трудно не поежиться. И даже на знакомую газету "Вакансии" смотришь с осознанием: есть одно местечко, где всегда найдутся вакансии... Простите за невольные черные ассоциации. Самым же светлым в мероприятии мне показался скромный выставочный стенд, подготовленный архитектурно-художественной академией (точнее, ее подразделением - Институтом урбанистики), который свидетельствовал: и у нас мемориальное дело становится объектом искусства.

Тема смерти, наравне с темой любви, в принципе - одна из основных в искусстве. Однако сам ритуал долгое время пребывал у нас "вне искусства". Единичные случаи, конечно, существовали, например, известная работа Эрнста Неизвестного - черно-белый памятник на могиле Хрущева. Теперь же желание поставить ушедшему близкому человеку памятник, отражающий его прижизненную сущность, становится все более распространенным. По словам заместителя директора Института урбанистики Николая Моргунова, который является также вице-президентом Союза похоронных организаций и крематориев России, к ним нередко обращаются с просьбой разработать индивидуальные проекты памятников.

- Цивилизация сколько существует, столько думает над выстраиванием отношений с тем загадочным миром, куда человек уходит. По сути, главная задача любой системной религии - обеспечить бессмертие. Христос, Будда, Аллах каждый по-своему объясняют тайну жизни и смерти. Одна религия говорит о существовании ада и рая, другая - о реинкарнации. Наука предлагает свою теорию. Вернадский, например, не соглашался с тем, что природа создала столь совершенный механизм, как человеческий мозг, лишь для того, чтобы он потом превратился в пищу для червей, и создал учение о ноосфере: результаты жизнедеятельности человек отдает всеобщему пространству в виде энергии. Коммунизм - тоже своего рода религия: бессмертие обещает не в загробных империях, а в памятных делах. Теперь же, когда наша жизнь не принадлежит ни партии, ни народу, а только себе самому и господу богу, осознание собственной индивидуальности становится основным: и в жизни, и в смерти.

На прошлой выставке серия работ преподавателей и студентов Института урбанистики получила название "Второе пришествие креста". Были представлены высокохудожественные проекты, в основе которых лежит общехристианская идея креста. "Семикрестье" - символическое изображение семи погибших царственных душ. Надгробный памятник талантливому музыканту представляет собой цветок-крест, прорывающийся через брутальные структуры земли. Молодая чета, погибшая в катастрофе, олицетворена крестом, "ствол" которого есть символическое сплетение двух силуэтов. Была выполнена и коллекция проектов для мусульман - "Над миром месяц золотой".

Со временем актуальной стала тема соединения религий, экуменизм. Крест и полумесяц со звездой гармонично уживаются в памятнике для семьи, глава которой был крымским татарином, мусульманином, а его "вторая половина" исповедовала христианство, и жили они в мире и веротерпимости. Когда встал вопрос о памятнике на месте гибели башкирского самолета в Швейцарии, также потребовалось объединить символы двух наиболее распространенных на территории нашей страны религий, что и было сделано, к тому же крест приобрел черты крыльев самолета.

Предприятия сферы ритуальных услуг, если они считают себя передовыми в мире живых, сегодня обязательно имеют в штате профессиональных дизайнеров. Они предлагают услуги в разработке эксклюзивных моделей памятников, создании венков по индивидуальным эскизам флористов. Появляются участки художественной ковки, развивается ландшафтный дизайн мест погребения. Искусство расширяет присутствие в мемориальной сфере - красиво умереть не менее важно, чем красиво жить.

Екатеринбург