Биография Ренаты Литвиновой - история современной Золушки. С той лишь разницей, что Литвинова - вызывающе талантлива и неординарна, что позволило ей обойтись без помощи феи. Девушка из спального района Москвы (да, Москвы - ну и что? таких девушек - миллионы!) без всякой протекции поступила во ВГИК. Защитив дипломную работу на "отлично", в самый разгар кризиса в отечественном кинематографе стала не только модным автором киносценариев, не только успешной актрисой. Она стала профессионалом, взявшим в свои руки абсолютную власть над творческим процессом. В последнем фильме "Богиня: Как я полюбила" Литвинова - автор сценария, режиссер, исполнительница главной роли и сопродюсер. Впрочем, получив контроль над финансовыми потоками, она так и не стала обладательницей "грандиозных" денег, поэтому ей смешны разговоры про "звезд". В одном из интервью, вошедших в книгу Алексея Васильева "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой" (сборник интервью писался на протяжении целого года параллельно со съемками "Богини"), есть такое признание: "Звезда - это все-таки когда ты имеешь какое-то материальное подтверждение. Сейчас этого нет...
Я всегда говорю: "Ты должна быть не состоятельная, а состоявшаяся. А если ты состоявшаяся - это должно быть подтверждено все-таки какими-нибудь финансами. А у нас в кино выходит этот раскосяк неправильный, когда тебя все узнают, а ты вынужден среди этих всех находиться, потому что не на что убежать уже в какие-то недосягаемые чертоги".
Литвинова имеет свой взгляд на все, на деньги в том числе. Она, например, убеждена, что молодость и деньги - понятия несовместимые: "Если у тебя сразу есть деньги, собственные - это как-то подозрительно. Денег должно не быть на первоначальном этапе". А еще она обожает распродажи, считая, что "покупать одежду за большие деньги - это разврат". Сегодня Рената Литвинова - гостья "Наших денег".
Оказывается, в жизни Рената Литвинова - такая же, как на телевизионном и киноэкране. Также выглядит, также говорит. Фокус, однако, в том, что ее образ по ту сторону экрана выглядит неестественным, как будто сконструированным, а по эту - убедительно искренним и полностью натуральным. "Почему?", - спросил я сам себя. Ответ на этот вопрос не сразу, но нашелся. Экран бессовестно "крадет" у Литвиновой (а значит, и у нас, зрителей) штрихи и акценты, которые делают экранную версию Ренаты настоящей Ренатой. Она много смеется, и ее смех наполняет особым содержанием каждую сказанную ею фразу. При телевизионном монтаже смех, понятно, "вырезается", и слова становятся "стерилизованными". А еще она отпускает комментарии, которые вряд ли "возьмут в телевизор". Например - фотографу "Ой, вы меня только так (по пояс) снимайте, я же тут вся сконцентрировалась! А то вы ноги сфотографируете, я же за ними не слежу - и будет уже не то".
Я ей говорю, что в жизни она - более настоящая, чем на экране. "Так я и, правда, настоящая. Я же не через экран с вами общаюсь", - смеется Рената...
- Про фильм "Богиня: Как я полюбила" сказано уже много. И еще много будет написано. Однако точка зрения автора всегда имеет особую ценность. Как вы сами определяете, о чем этот фильм?
- Не могу сказать однозначно. Он начинается как детектив. Но все равно перерастает в некую поэзию, мистику. Конечно, это история о преступлении. Но с другой стороны, это история о любви... Совершенно гениальную тему написала Земфира - "Любовь как случайная смерть". Сейчас ее будут ротировать все радиостанции.
- История о любви - это история главной героини фильма, которую играете вы?
- Это история человека, который никогда никого не любил. А в результате небесные силы над ним сжалились, "сделали" ему ряд каких-то ситуаций драматических, которые все-таки привели его к Любви... Я всегда говорю: драматические ситуации нужно так переосмысливать, чтобы превращать их в плюс. Драма может привести к чему-то такому очень настоящему...
- То есть драма - некое очищение?
- Да. Она приводит к по-настоящему позитивному. И поэтому все испытания людей сильных не разрушают. А наоборот - только укрепляют. Но слабых делают более злыми. Мир делится на слабых и на сильных. Хочется, конечно, чтобы сильных больше было.
- А вы сами какой себя считаете - сильной или слабой?
- Мне хотелось бы быть слабой...
- Но так нельзя? Или получается иногда?
- В отношениях с мужчиной хочется проявлять слабость. Иногда это получается, иногда - нет.
- В фильме "Богиня" вы выступили в четырех ипостасях. Вы - автор сценария, режиссер, актриса. И еще - продюсер.
- Не могу сказать, что я - "окончательный и бесповоротный продюсер", потому что у меня есть партнеры. Есть Лена Яцура, с которой мы делаем уже второй проект (первый - "Небо. Самолет. Девушка". - О.В.). Это - вынужденный шаг. Знаете, как в гороскопах пишут: все события с тобой будут происходить насильственным путем. Я не претендую быть главным продюсером. Просто, когда ты что-то начинаешь, то, к сожалению, приходится многое делать самой.
- Приходится многое делать самой - потому что трудно объяснить, что именно нужно делать, потому что хочется получить результат или хочется все контролировать?
- Что значит "хочется все контролировать"? Для того чтобы "сдвигалось", нужно прилагать такие усилия - именно продюсерского характера. Не считаю, что это самое увлекательное дело жизни - вся эта возня с деньгами. Тем не менее приходится в него вторгаться, чтобы двигалось кино.
- А кем быть легче?
- Мне лично легче быть автором. Легче быть на съемочной площадке. Но с другой стороны, всему нужно учиться. Знаете, не случайно меня бросило в эти "продюсерские обстоятельства" и не случайно так судьба развернулась, что все-таки мне нужно научиться этому. Как я не увиливала от этого. Слушайте, столько лет я пыталась от этого всего отвертеться - как раз потому, что есть какие-то более прекрасные занятия на свете, есть творчество. А меня все время разворачивает в эту сторону, и я, помимо творчества, все-таки должна сконцентрироваться на финансах. Наверное, мне нужно не сражаться с этим, а пройти через это. Говорят, ты не обходи горы - ты пойди в горы. Потому что, когда обойдешь эту гору, тебе все равно подвернется еще более высокая гора. Это, знаете, как неправильно отвеченный урок - он к тебе все время возвращается, ты все время об этом думаешь. Поэтому я всегда иду на препятствия.
- Глядя на вас сейчас, трудно представить вас не мягкой и не пушистой. Но вы же, наверное, жесткой бываете?
- Бываю иногда. Вдруг из меня начинает идти такое! Все разбегаются сразу.
- После того, как разбегаются, обратно-то возвращаются? Надо же доделать то, что уже начали делать?
- Не знаю. Я стараюсь к таким людям не возвращаться. А зачем? Твоя жизнь проходит в постоянной работе. В сутках 24 часа, а на работе ты пребываешь иногда по 18 часов. И ты должен окружать себя людьми, которые тебе неприятны? Зачем тебе это надо? Мне кажется, это неправильно. Трудно же найти людей, которые тебя всегда понимают. Их мало. Их не хватает. Их надо как-то беречь, вокруг себя концентрировать.
- А как?
- Естественно, ты не можешь людей силком удерживать. Надо что-то придумывать.
- Сколько рядом с вами людей, близких по духу?
- (Рената задумывается. Держит паузу) Совсем близких людей единицы. Да их и не может быть много. Общение для меня - уже как роскошь. Не хватает времени на ребенка (26 июля 2001 года Рената родила дочь Ульяну. - О.В.). Уж я не говорю о каких-то дружеских связях. Говорю про работу. Лучше общаться с соратниками - с людьми, по-настоящему близкими тебе. Если человек тебе абсолютно "негативен"... Сколько у меня было моментов, я терпела-терпела... Этого не нужно делать! Потому что такие "негативные" люди действуют разрушительно - и на работу, и на процесс, и на тебя, и на самих себя. Может быть, они как-то от тебя подпитываются, но тебе от этого не легче. Я не верю в отношения, когда ты отдаешь, а тебе не отдают. Такие отношения все равно погибнут.
- Надо жить по принципу "хочу - не хочу" и, если не комфортно, не терпеть?
- Что значит "не хочу"?! Что значит "некомфортно"?! Это неправильно!
- Вы говорите о терпении. Если мы терпим ради результата, а результат все равно не тот, на который рассчитывали, то...
- (Рената чувствует себя растерянной. И говорит упавшим голосом) Нет. Вы неправильно поняли. В отношениях должна быть какая-то отдача друг к другу. А что значит "терпеть - не терпеть"? Я могу бесконечно терпеть человека талантливого, который "наполняет" меня, в результате отдает мне "громады" энергии, творчества...
- Сейчас у вас такое затяжное путешествие с "Богиней" - вы сами представляете свою последнюю работу в крупнейших городах. Куда лежит ваш путь после Екатеринбурга?
- В Новосибирск, Красноярск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Нижний Новгород, Самару... В Киев. Все время на самолетах. Только сейчас нам предстоит тяжелое путешествие на поезде - потому что у нас очень напряженный график, а сегодня нет самолета из Екатеринбурга в Новосибирск...
- Вот мы и подошли к теме времени, которого всегда не хватает. Вы же совсем недавно стали лицом часов Rado. Интересно, как вообще подобные контракты заключаются?
- На самом деле это очень долгий процесс. Все друг к другу присматриваются. Rado - очень солидная марка. Она - реально одна из самых крутых в мире. И все началось с того, что я была на "Восточном экспрессе" (Orient Express) и познакомилась со всеми...
К ним нельзя относиться как к руководителям... Это такие замечательные люди, которые делают прекрасные часы... Оттуда и началось знакомство. Я, кстати, была на Orient Express в качестве "VIP-гостя от России" - такие вот у них формулировки. На самом деле мы просто весело проводили время в этом "Восточном экспрессе".
- А что для вас время?
- Время для меня - все. Я же буду пересекать часовые пояса. Буду одни часы всегда подводить. А на вторых часах у меня всегда будет время московское.
Благодарим редакцию журнала "Сомелье" за предоставленные фотографии и салон часов "Гельвеция" за помощь в организации встречи с Ренатой Литвиновой