Мертвые уши

Инна Гладкова
7 марта 2005, 00:00
  Урал

Количество абонентов сотовой связи - реальных и декларируемых операторами - различается. Но даже искусственно раздутая абонентская база помогает операторам завоевывать рынок и развиваться

База абонентов сотовых операторов России продолжает расти гигантскими темпами, демонстрируя удвоение каждый год. На конец 2004 года количество абонентов, по данным ACM-Consulting, достигло 74,4 млн человек: прирост за год - 105% (в 2003 году - 101%, в 2002-м - 131%).

Регионы в 2004 году росли быстрее, чем столичные рынки. В итоге доля региональных абонентов на конец года увеличилась на 11% и составила 70%.

Уровень проникновения сотовой связи на конец 2004 года достиг 51% (на начало 2004 года - 25%). В регионах доля абонентов от численности населения составила по итогам года 43% (на начало года - 17%). На рынке Санкт-Петербурга абонентами является 89% населения, на московском проникновение практически поголовное (99%).

Абонентская база Урала на конец 2004 года достигла 9,8 млн абонентов. Урал - один из самых динамичных рынков сотовой связи наряду с Дальневосточным и Сибирским регионами. За год прирост по региону немного превысил средний показатель по России и составил 146%. По сравнению с 2003 годом (188%) темп снизился. По полугодиям уральский рынок рос равномерно: 59% в первой половине года и 54% во второй. Доля Урала в совокупной абонентской базе России увеличилась за год с 11 до 13%. Уровень проникновения составил 39% (на начало года - 16%). По этому показателю регион отстает от среднероссийского уровня.

В разрезе областей по итогам прошедшего года произошло только одно существенное изменение: Республика Башкортостан сместилась по размеру абонентской базы со второго места на четвертое. В существенном отрыве от остальных Свердловская область: ее доля в совокупной абонентской базе региона 23%. Затем со сравнимыми долями (18 - 15%) идут Челябинская, Тюменская (включая ХМАО и ЯНАО) области и Башкирия. За год к своей доле дополнительные проценты добавили Челябинская, Тюменская, Курганская области и Удмуртия.

Наибольшую динамику абонентских баз на территории Урала показали за год федеральные операторы "большой тройки" (свыше 100%, Вымпелком - даже 350%).

Двойная запись

Между тем количество реальных пользователей услугами сотовой связи и абонентов, декларируемых операторами, - не одно и то же. Из-за различий в потребностях и финансовых возможностях населения достижение истинного 100-процентного проникновения в регионах вряд ли возможно.

На несоответствие указывает рынок сотовых телефонов. По разным оценкам, сейчас на руках находится 42 - 50 млн аппаратов. Абонентов насчитывается в 1,5 - 1,8 раза больше. За 2004 год в России через розничные сети продано около 25 - 30 млн сотовых телефонов, при этом существенная часть куплена взамен старых. Совокупная база сотовых операторов выросла за прошедший год на 38 млн абонентов. Даже учитывая погрешности оценки, диспропорция очевидна.

В итоге на начало 2005 года по Уралу (минус Оренбургская область и Башкирия, плюс Кировская область и Республика Коми), по данным Маркетинг-Бюро, разница в проникновении по абонентам (34,8%) и пользователям (31%) составила в абсолютном выражении почти 800 тыс. человек - средний российский город. На конец текущего года несоответствие номинальной и фактической базы увеличится до 5 - 6%.

Абонентская база раздувается искусственно. Причин несколько. В 2004 году продолжилось активное освоение региональных рынков федеральными операторами. Агрессивный маркетинг привел к стремительному распространению sim-карт. Не все операторы регулярно "чистят" базы, удаляя из них абонентов, которые не общаются более установленного срока. Зачастую на момент входа на рынке области уже присутствуют один-два сильных оператора (федеральные или местные). Поэтому всеобщей задачей становится закрепление на рынке. В результате операторы максимально упрощают доступ к услугам - существенно снижают тарифы, практически бесплатно раздают карты. Это привлекает наименее лояльных абонентов. К тому же решающим фактором успеха оператора на начальной стадии развития рынка является наличие денежных средств для строительства сети. А финансовые возможности зависят от номинального количества абонентов: чем больше абонентская база, тем легче доступ к инвестициям. Так, средневзвешенная рыночная котировка акций МТС на ММВБ с февраля по ноябрь выросла на 38%, а абонентская база - на 61%.

Расширение зон покрытия, постоянное техническое и технологическое обновление, проведение работы с потребителем, создание и расширение call-центров - важные факторы конкуренции наряду со стоимостью услуг сотовой связи. Ценовая конкуренция ограничена условием рентабельности бизнеса. Эксперты ждут, что ценовым войнам придет конец. Правда, его возвещали и год назад.

А нам хорошо

Ориентация сотовых операторов на увеличение номинальной, а не реальной базы на руку дилерам. Источники дохода салонов сотовой связи - продажа сотовых телефонов, аксессуаров к ним и подключения абонентов (продажа контрактов). В 2003 году по оценке исследовательского агентства Mobile Research Group (MRG) доходы от подключений составили порядка 457 млн долларов, в 2004-м - достигли, по данным Мобильного форума (www.MForum.ru), 530 млн долларов, а по мнению аналитиков ИАА "Сотовик" - даже 620 миллионов. Подключения принесли уже не одну пятую выручки дилеров, как это было в 2003 году, а практически половину. Таким образом, рост составил исходя по разным оценкам от 16 до 36%. Так, " Евросеть" увеличила объем выручки с 87,9 млн долларов в первом квартале прошлого года до 318,3 миллиона в последнем.

Еще в 2003 году операторы объявляли об ужесточении политики работы с дилерами (для получения второй части вознаграждения абонент должен пользоваться услугами оператора больший срок). Размер вознаграждения за одного абонента сократился. Несмотря на это, рост числа подключающихся компенсирует снижение доходности на одного абонента.

Таким образом, пока потенциал региональных рынков значителен, операторы будут активно использовать ценовую конкуренцию, чтобы закрепиться и отвоевать большую долю. Значит, количество фиктивных абонентов будет расти. Скоро, вероятно, мы будем наблюдать, как проникновение на столичных рынках перейдет за 100%.