Сезон подрезанных крыльев

Сергей Суворов
3 октября 2005, 00:00
  Урал

Прошедшим летом туроператоры Большого Урала могли бы обслужить на 20% больше клиентов, если бы не рост цен на авиатопливо, перебои в работе паспортно-визовой службы и низкий уровень конкуренции на рынке чартерных перевозок

С окончанием сентября для большинства туристических компаний, занимающихся выездным туризмом, большой летний сезон завершился. Главным его событием в Екатеринбурге стало окончание передела рынка: 70% его заняли федеральные и международные туроператоры (Pegas Touristik, Natalie Tours, "Санрайз" из Москвы; "Нева" и "Ривьера" из Санкт-Петербурга; международный Tez Tour). Они ведут экспансию на столицу Урала второй год, и в этом сезоне по сравнению с 2004 годом увеличили присутствие более чем вдвое. В начале 2005-го с рынка ушел один из лидеров - екатеринбургская компания Jazz Travel: по мнению участников рынка - не выдержав демпинга. Спустя три месяца его место быстро занял новый сильный местный оператор компания More Travel с аналогичной концепцией - только массовые направления (Турция, Египет, ОАЭ и Таиланд). More Travel выступила консолидатором (ответственным за организацию и выполнение) части рейсов "Уральских авиалиний", что дало повод участникам рынка считать компанию структурой авиаперевозчика. В More Travel от связей открещиваются и называют " Уральские авиалинии" партнером.

По итогам сезона от оставшихся местным игрокам 30% рынка More Travel взяла как минимум 10%. Остальные 20% по большей части за крупными компаниями - "Мир", "Фонд мира" и "Спутник". Массового прекращения работы местных операторов вследствие их выдавливания с рынка более сильными международными и федеральными пока не наблюдается. Тем не менее в екатеринбургских турфирмах признаются, что работать стало тяжелее: клиент идет не столь неохотно.

Екатеринбург - первая ласточка в деле захвата туристических рынков крупных городов Урала. В других областных центрах чужаков можно пересчитать по пальцам. В Перми - это московская "Инна-Тур" (она же - в Кургане) и "Ривьера", в Тюмени - "Ривьера" и "Нева". Вероятно, с ростом конкуренции в Екатеринбурге федеральные компании двинутся в другие уральские города, подобно тому, как конкуренция в столицах подтолкнула их к развитию бизнеса в Екатеринбурге.

Интерес инорегиональных туроператоров к столице УрФО не случаен: здешний рынок - самый большой в округе, отсюда в заграничные туры отправляются 10 - 40% туристов из областей, соседних со Свердловской. Причины две. Первая - екатеринбургские операторы ведут затяжные позиционные войны, проявляющиеся в снижении цен на турпакеты, что привлекает потребителей. Вторая - горожане Челябинска, Тюмени и Кургана предпочитают Кольцово: их собственные аэропорты технически слабее, уровень сервиса в них ниже, конкуренция чартерных компаний недостаточна. А добраться до екатеринбургского аэропорта не составляет труда. Например, челябинское Баландино в нынешнем состоянии не может принимать Ил-86: взлетно-посадочные полосы требуют модернизации. Кроме того, там затруднена процедура таможенного оформления: в международном секторе всего одна стойка регистрации. А от Челябинска до Екатеринбурга на автомобиле - два часа. В этом сезоне среди пассажиров, отправившихся на зарубежный отдых чартерами из Кольцово, доля челябинцев доходила до 40%. Если из Екатеринбурга на чартерах за лето улетело более ста тысяч туристов, то из Челябинска - не больше сорока тысяч, а из Тюмени, Перми, Уфы и того меньше, по 15 - 30 тысяч.

Турция с запахом дыма

Предпочтения туристов в минувшем сезоне коммерческий директор компании "Уральские авиалинии" Кирилл Скуратов характеризует так: "Турция осталась лидером чартеров, хотя и испытывала возрастающую конкуренцию со стороны других направлений". Прогнозы отдельных экспертов о том, что спрос на Турцию упадет в связи с существенным подорожанием путевок (на 20 - 30% в зависимости от месяца; средняя стоимость - 550 долларов за отель 3* по системе "все включено" на 10 дней), не оправдались. Если во всем мире сильное негативное влияние на туристический рынок оказывают терроризм, международные и внутренние конфликты, климатические катаклизмы и эпидемии, то на жаждущих путешествовать россиян, отмечают операторы, все это действует с обратным эффектом: уральцев не смутили ни землетрясения, произошедшие в Турции в начале мая, ни теракты. Причина банальна: стоимость туров резко падает, что и привлекает соотечественников, готовых рисковать, но экономить. Исполнительный директор компании "Фонд мира" (Екатеринбург) Елена Алесенко вспоминает: "Взрыв в отеле в Шарм-Эль-Шейхе, взрыв на Бали - и сразу же приток российских туристов в эти места. Нашим хоть окопы вырой, но дай возможность отдохнуть за 50 долларов". Впрочем, директор представительства турфирмы Natalie Tours в Екатеринбурге Олег Хигер склонен объяснять интерес россиян к проблемным направлениям не столько стремлением сэкономить, сколько привычкой к опасностям: "Информация о внутренних террористических угрозах затмевает сообщения о внешних. Многие сочли, что отдых на турецких курортах, где в этом году были взрывы, не более опасен, чем поездки в метро".

Постоянное "горение" путевок и авиабилетов сыграло негативную роль: Турция потеряла лицо страны качественного отдыха

Турецкое направление составило до 70% рынка: только из Екатеринбурга вылетало по четыре тысячи человек в неделю (в Испанию, для сравнения, - менее пятисот). Тем не менее, по словам генерального директора турфирмы "Мир" Сергея Бузько (Екатеринбург), "постоянное "горение" путевок и авиабилетов сыграло негативную роль - Турция потеряла лицо качественного отдыха, перейдя из категории очень дешевого направления в категорию "страна для принятия решения об отъезде в последнюю минуту". Сергей Бузько считает, что треть туристов, посетивших Турцию в этом году, в следующем предпочтет другие страны.

Интерес уральцев перемещается в сторону Европы. Станислав Овчаренко, начальник Управления лицензирования и регулирования перевозок компании "Кавминводыавиа", осуществлявшей в этом сезоне чартерные перевозки из Екатеринбурга наряду с "Уральскими авиалиниями" и "ВИМ-Авиа", констатирует: "Высокий прирост продемонстрировала Италия - 21%. На 8% вырос спрос на Испанию". Директор департамента по организации авиаперевозок московской компании " ВИМ-Авиа" Юрий Губанов говорит, что выгодными для авиаперевозчиков направлениями в этом году стали Болгария и Хорватия. Рост туристического потока в эти страны составил 17% и 16% соответственно. Подъем почти на одну пятую показала Греция. Причин повышения интереса к Европе две: уральцы в силу роста доходов позволили себе более дорогой отдых, а часть ранее отдыхавших в Турции переместилась в Европу из-за повышения цен на перелет и снижения качества гостиничного обслуживания на турецком направлении. Ну и просто Турция уральцам приелась.

Невыездной туризм

В прошлом году туроператоры часто не могли договориться между собой о количестве чартерных рейсов, поделить кресла в самолетах, что приводило к полетам полупустых бортов. В этом сезоне игроки решили не повторять ошибок, и это им почти удалось. Перед началом сезона было достигнуто неофициальное соглашение нескольких крупных операторов: не наращивать объем предложений, не повышать цены и в итоге получить большую прибыль. Договор не нарушался достаточно долго, до середины июля. Но амбиции отдельных компаний взяли верх. Чувствуя, что спрос на турецкое направление не снижается, Tez Tour и More Travel поставили на Турцию дополнительные самолеты. В августе, увидев, что из-за перебора самолетов спрос упал, рейсы сняли.

Федеральные и международные туроператоры в этом сезоне активизировали региональную экспансию

"Нарушение конвенции" - далеко не единственная беда минувшего сезона. Одна из тенденций - изменение сроков спроса населения на заграничный отдых. Директор Свердловского бюро путешествий и экскурсий Наталья Карамышева: "Пик спроса переместился с августа на конец июня - начало июля, потому что люди боялись повышения цен на путевки во второй половине сезона, как это было в прошлом году". Между тем в июле екатеринбургская паспортно-визовая служба (ПВС) неожиданно отказала гражданам в срочном оформлении загранпаспортов. Прежде туроператоры могли за определенную сумму оформить для клиентов загранпаспорт за четыре дня. Теперь же ПВС установила для всех единый срок - 30 дней. Официальная причина: нехватка сотрудников. Участники рынка знают о другой причине. По информации директора одной из турфирм города, в середине лета в ПВС прошли проверки, инициированные ФСБ на предмет выявления фактов коррупции. Так или иначе, ситуация с оформлением загранпаспортов больно ударила по туроператорам. "Это был полный клинч, полный ступор, - вспоминает вице-президент ассоциации туризма Свердловской области Олег Аксельрод. - Положение патовое: клиенты жаждут купить путевки, но не могут оформить паспорта в короткое время".

Загранпаспорта выдаются сроком на пять лет. Это означает, что каждый год 20% клиентов должны их менять. Половина спохватывается в последний момент. Плюс граждане, получающие загранпаспорт в первый раз. В итоге, по оценке туроператоров, было потеряно 10% сезонного объема рынка (общий объем екатеринбургского рынка оценивается игроками в 120 - 150 млн долларов), компании по вине ПВС недосчитались порядка 15 млн долларов. Восстановить процедуру срочного оформления загранпаспортов обещали с 1 августа, но дата была перенесена на неопределенный период. Туроператоры настроены пессимистично: по их прогнозам, ситуация не разрешится и в зимнем сезоне.

Терпение кончилось

Еще один фактор, негативно влияющий на бизнес туроператоров, - монополия "Уральских авиалиний" в сегменте чартеров из Екатеринбурга. Доля компании составила 80% перевозок за сезон. Основные претензии туроператоров к "Уральским авиалиниям" сводятся к трем пунктам: высокие цены на перелет, неудовлетворительное состояние самолетного парка, игнорирование интересов туроператоров (представители турфирм, к примеру, отмечают несговорчивость компании в вопросе согласования времени отправки чартеров). Олег Аксельрод: "Уральские авиалинии" выдерживают такую политику: билет из Екатеринбурга в определенное направление стоит немного дешевле двух составляющих - билета до Москвы плюс билета от Москвы по этому направлению". В итоге цены завышаются.

Кроме того, билеты дорожают из-за роста цен на топливо. С 2004 года российские авиакомпании применяют топливные надбавки к стоимости билетов. Большинство, в том числе "Уральские авиалинии", решились на этот шаг прошлой осенью. Топливные надбавки компании тогда составляли 10 - 20 долларов в одну сторону в зависимости от дальности перелета. За год топливные сборы "Уральских авиалиний" увеличились почти в десять раз: в конце летнего сезона-2005 размер надбавки достигал 90 долларов. Олег Хигер: "Топливо - проблема, которая душит туристический бизнес. В Екатеринбурге это ощущается острее, чем в Москве, где есть конкуренция между авиаперевозчиками. Заключив контракт с турфирмой, они выполняют его условия до последнего и пересматривают цены в том случае, если начнут работать в убыток. В Москве в течение этого сезона цены авиаперевозчики не пересматривали. "Уральские авиалинии" делали это несколько раз, и не всегда корректно". Претензии к "Уральским авиалиниям" предъявляет и коммерческий директор More Travel Александр Лобанов: "Были случаи, когда авиакомпания "Уральские авиалинии" поднимала цены накануне вылетов. И мы вынуждены были добирать разницу стоимости топлива с туристов, чтобы самим не терпеть убытки".

Все недовольство "Уральскими авиалиниями", что накопилось у туроператоров, в итоге вылилось в заказ альтернативных рейсов. 29 апреля на рынке чартеров Екатеринбурга появилась московская авиакомпания "ВИМ-Авиа", а 5 июня - "Кавминводыавиа". Олег Хигер: "Приход этих компаний говорит о том, что монополию невозможно поддерживать, бесконечно используя административный ресурс. "Уральские авиалинии" в последнее время ведут бизнес именно с позиций силы. Обсуждения условий сотрудничества с турфирмами затруднены".

Зимний сезон - горячие проблемы

Приход новых игроков изменил расстановку сил на рынке чартерных перевозок Екатеринбурга, но не коренным образом: "ВИМ-Авиа" и "Кавминводыавиа" досталось лишь 20% чартеров. Компании не смогли составить серьезной конкуренции по ценам уральцам из-за того, что базируются не в Екатеринбурге, значит, имеют лишние расходы по эксплуатации судов и минимальные возможности для их замены. В итоге цены на билеты у местной компании и пришлых перевозчиков были практически одинаковы. Участники рынка считают, что единственным выходом из сложившейся ситуации может быть базирование еще одной авиакомпании в аэропорту Кольцово. Теоретически такое возможно, но практически маловероятно: слишком хорошо "Уральские авиалинии" адаптированы к местным экономическим и административным условиям.

В зимний сезон авиакомпании, базирующиеся не в Екатеринбурге, имеют шанс занять существенно большую часть рынка. С сентября этого года изменились правила допуска отечественных авиакомпаний в Европу. В частности, российские авиаторы лишаются возможности летать на Ту-154, шумовые характеристики которых не соответствуют европейским стандартам. А на балансе "Уральских авиалиний" достаточно много авиалайнеров Ту-154М, подпадающих под этот запрет. Однако компания не намерена отказываться от полетов в Европу. По словам заместителя генерального директора авиакомпании Владимира Чикилева, самолеты "Уральских авиалиний" будут совершать посадки в небольших региональных аэропортах, на которые не распространяется действие ограничительных норм. Возможным, по мнению перевозчика, выходом из ситуации может стать перевод чартеров на Ил-18. Этот четырехмоторный турбовинтовой самолет со 120 пассажирами на борту может преодолевать расстояния до 6 тыс. километров, что достаточно, чтобы с посадкой в Адлере или Минводах долететь с Урала до традиционных курортов Египта и Турции. Как ко всему этому отнесутся клиенты - неизвестно.

Туроператоры оптимизма авиаперевозчика не разделяют. Олег Хигер: "Мы не чувствуем будущего на европейском направлении в диалоге с "Уральскими авиалиниями". Они заявляют, что вот-вот возьмут в лизинг шесть "боингов", но ничего не делают. Если это произойдет - слава богу, потому что работать с местной авиа-компанией все-таки проще". Еще год назад глава уральского представительства авиакомпании "Аэрофлот" Валерий Чичилимов сетовал: трудно придется всем авиакомпаниям Уральского федерального округа после введения новых норм, но выход один - покупать зарубежную технику. Это может позволить себе не каждая авиакомпания, как минимум из-за высоких таможенных пошлин: они составляют примерно 40% от стоимости самолета.

По словам ведущего инженера Кольцово Николая Кошкина, аэропорт уже готов к приходу новых авиакомпаний, использующих западную технику. Весной он получил разрешение Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса на прием Boieng-767. Туроператоры склонны считать, что "Уральские авиалинии" все-таки возьмут "боинги" в лизинг. Иначе главный уральский авиаперевозчик может перестать быть таковым. По крайней мере, потеряет лидерство по пассажирским перевозкам в Европу.

В Европе с ноября по март уральцы чаще всего предпочитают вести активный отдых - горнолыжный. Это первое из двух основных направлений зимнего сезона. Самые популярные в России горнолыжные курорты - австрийские. Бесспорными лидерами в этом виде остаются Италия, Швейцария, Франция. Второе направление - пляжный туризм. Здесь операторы отмечают нарастающий интерес к странам Юго-Восточной Азии: Таиланду, Сингапуру, Малайзии, Индонезии, Филиппинам, Вьетнаму, Лаосу, Камбодже, Бирме. Лидером зимнего сезона 2005/2006 станет Египет: ожидается большая конкуренция, а потому цены должны быть приемлемы. Второе и третье места - ОАЭ и Таиланд. Еще одна интересная тенденция - постоянное увеличение потока туристов в Китай. Туроператоры прогнозируют в 2006 году колоссальный подъем интереса к посещению континентального и островного Китая. Но если будет продолжаться лавинообразный рост цен на авиаперелеты, люди перестанут летать. Участники рынка с нетерпением ждут от государства реальных мер по сдерживанию роста цен на авиакеросин. Ольга Свечкова,вице-президент компании "Фонд мира" (Екатеринбург): "В зимний сезон у нас большие планы на Европу, в том числе горнолыжную. Но если цены на топливо поднимут и поездка будет стоить от 2000 евро, как бы нам всем не пришлось кататься на лыжах в Абзаково"... Возвращение ситуации 80-х годов, когда о зарубежных странах граждане узнавали из программы "Мир путешествий", вполне возможно.