Изъяны отстающих

Евгений Сеньшин
14 ноября 2005, 00:00
  Урал

В регионах, где реформа будет отложена, сохранится старая система со всеми ее проблемами, в том числе "конкурирующей компетенцией" властей и нечетким разграничением их полномочий, считает начальник управления внутренней политики администрации губернатора Свердловской области Александр Александров

- Александр Александрович, есть ли опасность, что со вступлением в силу поправок к закону 131 возникнут противоречия в самом федеральном законодательстве? Под первоначальный вариант этого закона сверстаны многие другие.


Александр Александров

- Действительно, на концепцию ФЗ131 были ориентированы Бюджетный, Земельный, Жилищный и Градостроительный кодексы, а также пакет документов по обеспечению рынка доступного жилья. Под ФЗ131 был принят известный закон 122, который внес изменения примерно в полторы сотни федеральных актов. Когда принималась вся эта система, никто не думал, что ФЗ131 будет отсрочен. Законодательство приобретет весьма путанный характер. Но именно путанный, а не противоречивый. Система переходных положений, предусмотренная в ФЗ131 (с учетом последних поправок), предполагает, что регионы, реализовавшие реформу, станут пользоваться одними положениями указанных законов, а отложившие ФЗ131 - другими. Как говорил в одной интермедии Владимир Винокур, показывая ноты пианисту: "Здесь играем, здесь не играем, а тут жирное пятно, потому что рыбу заворачивали". Законодательство станет более сложным. Но если переходные положения достаточно продуманы, противоречий удастся избежать.

- Как эта ситуация отразится на инвестиционном климате?

- В тех регионах, где реформа будет реализована, никаких сложностей не возникнет. Инвестиционная привлекательность даже повысится, поскольку будет сформирован обновленный механизм власти, при котором компетенция каждого уровня четко расписана. Каждый уровень управления может предоставлять льготы для инвесторов в пределах тех ресурсов, которыми располагает: в сфере налогов, использования земли и иной недвижимости. В тех регионах, где реформа будет отложена, сохранится старая система со всеми ее проблемами, в том числе "конкурирующей компетенцией" властей и нечетким разграничением их полномочий.

К этому добавится путаность законодательства в связи с тем, что Бюджетный, Земельный и Градостроительный кодексы не были рассчитаны на вторую молодость старого закона о местном самоуправлении. В то же время катастрофических настроений быть не должно. ФЗ131 - все-таки не Налоговый кодекс, он не имеет прямого воздействия на бизнес. Если инвестиционный климат будет обеспечен за счет умелой хозяйственной политики, то никакие перипетии с реформой местного самоуправления не смогут его подорвать.