Формирование клубного сервиса — следующий шаг

Олег Власов
30 января 2006, 00:00
  Урал

Ситуацию в сегменте карт класса premium комментирует директор управления банковских карт Уральского банка Сбербанка России Светлана Скоринова

Уральский банк Сбербанка России — лидер регионального рынка банковского пластика. Из 4,1 млн карт, выпущенных за 9 месяцев 2005 года для розничных клиентов на территории его присутствия (Свердловская, Челябинская, Курганская области и Республика Башкортостан), на долю банка приходится 643 тыс. карт (15,7%). К 1 января 2006 года эмиссия составила 800 тыс. карт, что позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение его рыночной доли.

— Каково соотношение карт категорий mass и premium?

— Если говорить об эмиссии нашего банка, то он, конечно, в пользу массового потребителя. Доля держателей «золотых» карт — 1%. Это нормально: иначе «золотая» карта, изначально рассчитанная на ограниченный круг пользователей, перестанет быть престижной.

— Какие карты категории premium наиболее востребованы?

— Как показывает практика Сберегательного банка (кстати, она совпадает с общемировой), в основном спросом пользуются карты VISA Gold и MasterCard Gold.

— Кто обеспечивает особый статус престижных карт — платежная система или банкэмитент?

— Платежные системы вырабатывают общие стандарты выпуска и обслуживания карт. А конкретное наполнение, льготы и бонусы обеспечивает уже банк-эмитент — разумеется, в рамках утвержденных правил. И поэтому функционал карт одной категории, выпущенных разными банками или даже одним банком, но для разных клиентов, может различаться. Скажем, Сбербанк выпускает абсолютно все «золотые» карты одновременно с магнитной полосой и чипом. Кроме того, в стандартный пакет услуг по «золотой» карте Сбербанка входит бесплатное подключение опции «Мобильный банк». Через предоставление дополнительных льгот Сбербанк поощряет тех клиентов, годовой оборот которых по карте в торгово­розничной сети превышает 6000 долларов.

— Как Сбербанк позиционирует себя по отношению к системам American Express и Diners Club?

— Мы ориентируемся на спрос. Сегодня Сберегательный банк — один из немногих, кто осуществляет эквайринг карт American Express. Наибольшим спросом эта услуга пользуется в гостиницах, куда приезжают зарубежные гости. Наши банкоматы обслуживают карты этой системы. Кроме того, стандартное программное обеспечение наших POS-терминалов для торговых предприятий предусматривает возможность обслуживания в том числе American Express и Diners Club. Однако круг магазинов, которыми востребована услуга приема платежей по таким картам, невелик. Спрос в основном формируют все­таки гостиницы в крупнейших городах региона.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка premiumкарт?

— Сама культура безналичных расчетов с использованием банковских платежных карт пришла в Россию десять лет назад. Все эти годы рынок развивался очень быстро, преимущественно за счет использования демократичных продуктов в массовых зарплатных проектах. В этих условиях говорить о формировании рынка карт «золотой» категории еще рано. Пока рынок сделал только первый шаг — количественный. Вторым будет формирование сервиса, в том числе клубного, элитного, в основе которого — именно premium-карты.